Внебюджетные фонды и их влияние на экономику РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 02:15, реферат

Краткое описание

Важным фактором, обусловливающим целесообразность образования внебюджетных фондов, выступает дефицит бюджета, требующий не только изыскания дополнительных финансовых ресурсов для своего покрытия, но и перегруппировки средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений и населения на покрытие определенных видов расходов.
Целью написания данного реферата является рассмотрение внебюджетных фондов и их влияния на экономику России.

Содержание

Введение 3
Обзорная часть 4
1. Понятие и состав внебюджетных фондов 6
2. Особенности формирования внебюджетных фондов в РФ 13
3. Формирование доходов внебюджетных фондов РФ 15
4. Правовая природа государственных внебюджетных фондов в РФ 23
Заключение 29
Литература 30
Приложение 31

Вложенные файлы: 1 файл

Реф. Внебюджет фонды1.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ 
 
 
 
 

Семестровая работа

По  дисциплине: Финансы и кредит 

Тема: Внебюджетные фонды и их влияние на экономику РФ 
 
 

                                                    Выполнила:

                                                    студентка гр. ЭМР-353 
 

                                                    Проверила: 
 
 
 
 

Волгоград 2008 

Оглавление 
 

 

Введение 

     Государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации создавались в период 1991 - 1993 годов.

     Переход к рыночным отношениям в России осложняется кризисом, поразившим практически все сферы и отрасли экономики. Процесс реформ, начавшийся в России, повлек за собой принципиальные изменения в сфере социальной защиты и социального страхования. Создание внебюджетных социальных фондов явилось первым реальным организационным шагом в реформировании системы социального обеспечения в Российской Федерации. Однако процесс изменений, как показывает практика, проходит болезненно, без должного концептуального, законодательного, финансового и организационного обоснования и обеспечения.

     Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент вызывает необходимость их перераспределения. Потребность перераспределения резко возрастает при сложном финансовом состоянии экономики. Между тем, использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, тогда как средства внебюджетных фондов - исполнительными органами. А это является той реальной возможностью расходования средств внебюджетных фондов в более оперативном режиме. Важным фактором, обусловливающим целесообразность образования внебюджетных фондов, выступает дефицит бюджета, требующий не только изыскания дополнительных финансовых ресурсов для своего покрытия, но и перегруппировки средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений и населения на покрытие определенных видов расходов.

     Целью написания данного реферата является рассмотрение внебюджетных фондов и их влияния на экономику России.

 

Обзорная часть 

     В данной реферате рассмотрена система внебюджетных фондов, в которые входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонды обязательного медицинского страхования РФ и т.д. Основными функциями этих фондов является социальное страхование граждан России от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам, то есть реализация конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

     Особенностью  государственной системы социальной защиты населения является обязательный всеобщий характер и доступность реализации социальных гарантий для застрахованных лиц. Через систему социальных внебюджетных фондов наше государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы.

     Рассмотрены особенности расчетов с внебюджетными  фондами, природа обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды.

     Рассмотрен  состав внебюджетных фондов подвижен и зависит от динамичности процессов, происходящих в обществе и в народном хозяйстве. Одни фонды, возникнув, быстро прекращают свое функционирование, другие, напротив, действуют много лет. Общественное значение фонда может постепенно сужаться, могут конкретизироваться направления расходования средств отдельных фондов вплоть до выделения в составе некоторых из них самостоятельных внебюджетных фондов.

     Источники формирования внебюджетных фондов имеют  как относительно постоянный, так  и временный характер. На разнообразие источников и их величину оказывает  влияние экономическое развитие и финансовое положение страны на том или ином этапе. Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, определяется назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы. Это достигается путем отделения доли налогов, поступающих в республиканский, областной и местные внебюджетные фонды. По такому типу строится Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования и другие. На региональном уровне формируют свои внебюджетные фонды за счет местных источников. Среди них можно выделить фонды развития территорий, фонды природоохранительных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения.

     Таким образом, внебюджетные фонды – это  форма перераспределения и использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и расходуемых комплексно, на основе оперативной самостоятельности.

 

1. Понятие и состав внебюджетных фондов 

      Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении центральных или местных  органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

      Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода государства  в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению1.

      Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов и особых счетов задолго до возникновения  бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось, в целом же наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

      С укреплением централизованного  государства  начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет.

      Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные  структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

      Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически  все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и  централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.

      На  историческом переходе от одной хозяйственной  системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В сочетании с вялостью государственной власти в стране наблюдаются такие явления, как невыплата в течение многих месяцев заработной платы, пенсий и других социальных пособий.

      В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

      Внебюджетные  средства с точки зрения финансовой науки определяются как денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в государственный бюджет (Приложение 1).

      По  мнению некоторых специалистов, внебюджетные средства следует толковать более широко - как ресурсы, включающие денежные и иные виды средств всех форм владения, использование которых не регламентировано бюджетным законодательством. При этом наблюдается большое разнообразие внебюджетных фондов. Ряд государственных внебюджетных фондов аккумулируют средства, адекватные бюджетным, и поэтому их внебюджетность формальна и во многих случаях малообоснованна. Часть фондов, возникших в качестве внебюджетных, была консолидирована в бюджеты, и это создало институт целевых бюджетных фондов, который до этого существовал в бюджетах в неявной форме, т.е. по отдельным бюджетным средствам устанавливалась прямая связь доходов с расходами и последние были ограничены определенным кругом финансируемых объектов.

      Значительная  часть внебюджетных фондов является юридическими лицами, но некоторые из них представляют лишь средства на внебюджетном счете, управление которыми поручено существующим структурам: федеральным, региональным, муниципальным, общественным или даже коммерческим.

      К внебюджетным относят также фонды, аккумулирующие средства различных общественных, коммерческих организаций и средства граждан, например негосударственные пенсионные фонды.

      Т.о., внебюджетными являются любые денежные фонды (за исключением бюджетов), возникающие в результате перераспределения первичных доходов.

      В зависимости от решаемых задач внебюджетные фонды можно классифицировать по цели создания, периоду функционирования и охвату проблем.

      В зависимости от цели создания внебюджетные фонды делятся на экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские и т.п., с последующим их подразделением по конкретным функциональным, отраслевым и прочим признакам. Например, группа экономических фондов включает инвестиционные, валютные, дорожные и другие фонды. Социальные фонды охватывают фонды социального страхования, медицинского страхования, пенсионного обеспечения, социальной поддержки населения и пр.

      В зависимости от предполагаемого  периода функционирования программы  или условно намеченного времени  для осуществления конкретных целей  фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером первого является экологический фонд, второго - фонд регионального развития, третьего - фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условно.

      По  охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего (Фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, Фонд развития автомагистралей в республике, крае или области).

      Наиболее  близки системе бюджетов государственные внебюджетные фонды. Их, в отличие от целевых бюджетных фондов, следует рассматривать как отдельные части системы государственных финансов. Самые известные из них - это четыре фонда социального назначения: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения.

      Другие внебюджетные фонды характеризуются либо территориальной, либо экономической или отраслевой направленностью. Это многочисленные внебюджетные фонды территорий, включая территориальные фонды обязательного медицинского страхования; внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) различных отраслей, а также финансового регулирования ряда отраслей и некоторые другие государственные и негосударственные отраслевые внебюджетные фонды.

Информация о работе Внебюджетные фонды и их влияние на экономику РФ