Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 02:15, реферат
Важным фактором, обусловливающим целесообразность образования внебюджетных фондов, выступает дефицит бюджета, требующий не только изыскания дополнительных финансовых ресурсов для своего покрытия, но и перегруппировки средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений и населения на покрытие определенных видов расходов.
Целью написания данного реферата является рассмотрение внебюджетных фондов и их влияния на экономику России.
Введение 3
Обзорная часть 4
1. Понятие и состав внебюджетных фондов 6
2. Особенности формирования внебюджетных фондов в РФ 13
3. Формирование доходов внебюджетных фондов РФ 15
4. Правовая природа государственных внебюджетных фондов в РФ 23
Заключение 29
Литература 30
Приложение 31
От себя добавим, что еще одним аргументом, по которому обязательные платежи можно отнести к налогам, является порядок контроля за их взиманием, который в настоящее время осуществляется органами управления фондов совместно с налоговыми органами.
Прежде чем перейти к другой точке зрения на обязательные платежи во внебюджетные фонды, отметим, что платежи в территориальные дорожные фонды, некоторые из которых так и не были консолидированы в бюджеты субъектов Федерации, относятся к налогам не только в связи с указанием на это в Законе о дорожных фондах, но и в связи с самой сутью этих платежей и их явным индивидуально безвозмездным характером.
Другой, наиболее распространенной точкой зрения является отнесение обязательных платежей к страховым платежам. Сторонники этой точки зрения указывают на такие признаки обязательных платежей, как их возмездный характер, который выражается в выплате определенных сумм при наступлении определенных событий (пенсионный возраст, болезнь, рождение ребенка, потеря работы), то есть в возврате уплаченных страховых взносов. Возмездный характер обязательных платежей состоит в том, что уплата платежа порождает у государства в лице органов управления внебюджетными социальными фондами встречную обязанность по выплате пенсий, тех или иных пособий.
Действительно, отличием обязательных платежей во внебюджетные фонды является возмездный и, кроме того, возвратный (эквивалентный) их характер. Однако возвратность (эквивалентность) платежей не является их обязательным признаком. Наиболее характерна она для взносов в Пенсионный фонд РФ. Особенно четко проявилась такая позиция при введении персонифицированного пенсионного страхования, при котором размеры выплачиваемых пенсий должны стать зависимыми от индивидуальных платежей в пенсионный фонд каждого работника. Определенный признак возвратности просматривается и при назначении пособия по безработице из фонда занятости населения, поскольку размер пособия зависит от размеров заработной платы и, следовательно, размеров платежей, начисляемых с нее. Однако в данном случае привязанность размера к пособию гораздо меньше, чем у пенсий, поскольку существуют определенные предельные размеры пособия. По платежам в фонды медицинского и социального страхования признак возвратности практически не играет никакой роли, так как размер средств, затраченных на лечение, или размер пособий из фонда социального страхования не зависят от конкретного вклада гражданина или иного страхователя в наполняемость указанных фондов.
Возмездность же платежей присутствует как обязательный признак для всех видов платежей в социальные внебюджетные фонды.
Таким образом, в обязательных платежах в социальные внебюджетные фонды больше прослеживается страховая природа, а не налоговая. Однако от страхования, и в частности от страховых взносов, правовой статус которых определен в Законе РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", обязательные платежи отделяет несколько существенных черт. Первой особенностью социального страхования является установление размера доходных и расходных частей фонда федеральными законами и законами субъектов Федерации. Второй особенностью является порядок взимания страховых взносов и ответственность за нарушение порядка их уплаты. Налоговый кодекс не делает различий между взносами и налогами по вопросам взимания и ответственности за нарушения порядка уплаты. Таким образом, в данном случае обязательные платежи в социальные внебюджетные фонды полностью приравнены к налогам. Третьей особенностью является нахождение страховых резервов в государственной собственности. И, наконец, четвертой особенностью, характерной в основном для пенсионного фонда, является индивидуальная привязанность платежей.
Таким образом, есть все основания считать обязательные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды страховыми платежами. Из изложенного можно сделать вывод, что обязательные платежи во внебюджетные фонды Российской Федерации и ее субъектов нельзя однозначно отнести либо к налогам, либо к страховым платежам. Платежи в социальные внебюджетные фонды можно достаточно уверенно отнести к особому виду страховых платежей. Однако платежи в дорожные фонды (в Налоговом кодексе - транспортный и дорожный налоги) субъектов Федерации, не консолидированные в их бюджеты, с полным основанием необходимо отнести к налогам, поскольку они не только из-за их названия, но и по всем остальным признакам относятся к налоговым платежам.
Заключение
В перспективе эффективность деятельности практически всех внебюджетных фондов будет зависеть от того, насколько успешно удастся заинтересовать и привлечь плательщика и выгодоприобретателя к механизму формирования этих фондов. Примером может служить Фонд социального страхования, средства которого на три четверти используются самими плательщиками. Данный внебюджетный фонд выгодно отличается от других социальных фондов уровнем собираемости средств, хотя и не лишен недостатков, присущих всем этим фондам.
По мере накопления опыта, вероятнее всего, будут совершенствоваться формы организации и управления внебюджетными фондами, однако сегодня прибегать к коренным изменениям, руководствуясь лишь тем, что в составе бюджета или вне его средства расходуются более целевым образом, представляется необоснованным. Финансовую дисциплину необходимо соблюдать во всех финансовых структурах, ее несоблюдение не может быть решающим фактором в построении финансовой системы.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что внебюджетные фонды как экономический субъект государственной финансовой системы не являются однородными и не обладают ни абсолютными преимуществами, ни абсолютными недостатками в сравнении с бюджетной формой ее существования. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в определенных условиях.
Очевидно, что по мере роста благосостояния населения нашей страны и в целях усиления стимулирующей роли финансов, формирующих внебюджетные фонды, будет усиливаться страховая природа указанных фондов и нивелироваться их бюджетное прошлое.
Литература
Приложение 1
Информация о работе Внебюджетные фонды и их влияние на экономику РФ