Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:53, реферат
Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в России с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности России, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения.
Введение. 3
Основная часть. 4
Глава 1. ВТО. 4
1.1.Краткая история и структура ВТО. 4
1.1.1.История ВТО. 4
1.1.2.Структура и функции ВТО. 5
1.2.Основные цели и принципы ВТО. 6
1.3. Направления и содержание работы ВТО. 7
1.4. Преимущества торговой системы ВТО. 10
Глава 2. Россия и ВТО. 16
2.1. Цели вступления России в ВТО. 16
2.1.1. Предпосылки вступления. 16
2.1.2. Конкретные цели. 19
2.2. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику. (Протекционизм или либерализация торговли?). 20
2.3. Процесс вступления России в ВТО. 22
2.3.1. О ходе переговоров по присоединению России к ВТО. 22
2.4. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО. 30
Одной из важнейших задач провозглашенного Россией стратегического курса на ее интеграцию в мировую экономику является вступление в ВТО. Россия заинтересована в равноправном участии в международных экономических отношениях, которые в значительной мере регулируются нормами и правилами данной организации. 30
2.5. Аргументы «за» и «против» вступления России в ВТО. 39
2.5.1. Анализ аргументов «за» и «против». 39
Заключение. 44
Список использованной литературы. 46
Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.
- укрепление международной стабильности;
Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.
Общие преимущества от членства
в ВТО можно суммировать
- создание более благоприятных
условий доступа на мировые
рынки товаров и услуг на
основе предсказуемости и
- доступ к механизму
ВТО по разрешению споров, обеспечивающему
защиту национальных интересов,
- возможность реализации
своих текущих и
При анализе возможных
последствий членства в ВТО нельзя
ограничиваться только перечнем преимуществ,
декларируемых самой
В противоположность
Большинство существующих региональных
соглашений относятся к первому
типу координации, глобальная же координация
склоняется к обеспечению порядка,
опирающегося на строго определенные
правила. Таким образом, существуют
конкурирующие типы многосторонней
либерализации внешней
Другие поводы усомниться
в бесспорности упомянутых преимуществ
членства в ВТО вытекают из рассмотрения
ее как политического рынка. Как
утверждает экономическая теория, свободная
торговля оптимальна для достижения
наиболее эффективного использования
ограниченных ресурсов, а существование
протекционизма обусловлено, скорее всего,
политическими факторами. Эти факторы
влияния можно представить в
виде своеобразного рыночного
Уже отмечалось, какие опасности
для внешнеэкономической
Это проявляется как в
содержании вопросов, обсуждаемых в
ВТО, так и в определении правил
глобального экономического режима.
По сути, на повестке дня в переговорах
ВТО - постоянное обсуждение взаимных
уступок в отношении доступа
к рынкам. Причем возможности влияния
часто определяются не экономическим,
а политическим потенциалом сторон.
В этом смысле политически слабые
участники чаще проигрывают. Сами правила
урегулирования споров также являются
результатом взаимодействия разных
групп игроков с различным
политическим весом, и, таким образом,
нельзя гарантировать
Глава 2. Россия и ВТО.
2.1. Цели вступления России в ВТО.
2.1.1. Предпосылки вступления.
Вступление России в международную торговую систему представляет собой длительный и сложный процесс. На протяжении большей части XX века СССР, хотя и поддерживал международные экономические отношения со многими государствами, но в основном развивал свою внешнюю торговлю, исходя из политических и идеологических установок и на основе государственной монополии на все виды экономической деятельности. В таких условиях о полной интеграции страны в международную торговую систему, действовавшую по нормам развитых стран Запада, не могло быть и речи. Основная часть (2/3)[6] внешнеторгового оборота СССР приходилась на достаточно узкую группу стран-членов СЭВ, где торговля развивалась под влиянием политических и идеологических приоритетов.
С началом периода рыночных
форм в экономике Россия обозначила
желание вступить в международную
торговую систему. Уже с начала 1990-х
годов после распада СЭВ и
Советского Союза во внешнеэкономических
связях России произошли существенные
изменения. В качестве основного
инструмента регулирования
В связи с либерализацией внешней торговли в 1992 г. радикально изменилось положение России на мировом рынке. От либерализации внешней торговли выиграли прежде всего продавцы сырья и полуфабрикатов, получив возможность продавать их но мировым ценам. В результате усилилась роль России как поставщика сырья и полуфабрикатов. Заметно присутствие России и на мировом рынке оружия. Но мировой рынок сырья подвержен колебаниям, а рынок оружия зависит от политической ситуации в мире. Это лишь одна из причин неудовлетворенности России ее сегодняшним местом в мировой экономике. К этому можно добавить как минимум аргумент о "проедании" природного капитала России, в то время как другие страны берегут свои ресурсы и зарабатывают на обработке экспортируемых.
Однако попытка изменить ситуацию связана с огромными трудностями. Можно сказать, что внешнеэкономическое положение России определяет вызов ее будущему, а возможности страны адекватно ответить на этот вызов - предмет постоянных дискуссий, далеко не всегда оптимистических. Совершенно естественным, например, кажется требование развивать технологии обработки сырья. Оно может быть реализовано двумя способами: развитием собственной обрабатывающей промышленности и размещением в стране иностранных или совместных технологичных производств. В первом случае вызовом является привлечение инвестиций в условиях, когда их фактически нет, во втором - сохранение качества человеческого капитала, уровня образования и квалификации. Это связано с тем, что развивающиеся страны также готовы предложить недорогой труд производителям извне и в последние годы активно развивают образование, по крайней мере, в нескольких направлениях.
Одним из самых дискуссионных вопросов в этой связи является вступление России в ВТО.
Имеются предпосылки для
интеграции России в мировое хозяйство.
В долговременном плане наиболее
убедительны потенциальные
Особенности положения, в
котором находится сегодня
Россия единовременно решает задачу повышения уровня экономического развития и задачу интеграции в систему мирохозяйственных связей;
- исторически сложившиеся
хозяйственные связи с бывшими
советскими республиками
- предлагаемая ВТО система достаточно жестко определяет рамки внешней и внутренней политики своих членов, а также стран, собирающихся вступить в эту организацию;
- экономика России нуждается
в интенсивной структурной
Присоединяясь к ВТО, вместе с обязательствами Россия получит права, которые дадут ей возможность защищать свои внешнеторговые интересы на мировом рынке. Кроме того, это даст положительный импульс сложному процессу интеграции России в мировое хозяйство.
Для России привлекательно присоединение
к системе ВТО. Конечно, она не
сможет пользоваться всеми привилегиями
ВТО до тех пор, пока не будет являться
полноправным членом системы. Но даже
не начальной стадии положительный
эффект очевиден. “Как приливная волна
раскачивает все без исключения
лодки, так и российские предприниматели
наравне со всеми получат шанс
извлекать пользу из роста (и большей
стабильности) мировых рынков в результате
“уругвайского” раунда”.[7] Улучшение
атмосферы мировой торговли должно
стимулировать продолжение
Что касается сельского хозяйства, то российские природные преимущества смогли бы вновь сделать эту отрасль ведущей силой в экспортной торговле России, как только этот сектор сможет осознать свой потенциал. Эти преимущества станут еще более ценными, как только реализация реформ, начатых в результате “уругвайского” раунда, снизит негативные эффекты от субсидирования.
Сектор сферы обслуживания в настоящее время является одной из крупнейших областей роста российской экономики, чей потенциал по части экономического подъема и создания рабочих мест только начинает проявляться. Как и в случае с сельским хозяйством, более стабильная международная среда может лишь ускорить развитие внутри страны.
Когда же Россия станет полноправным членом ВТО, эти сектора, как и другие, получат дополнительные возможности расширенного доступа к рынку и юридической защищенности. Став членом ВТО, Россия сможет воспользоваться всеми предоставляемыми членам ВТО торговыми преимуществами, одобренными участниками “уругвайского” раунда. (Однако, в равной степени России придется принять на себя все обязательства, согласованные в рамках многосторонних переговоров.) Она получит право экспорта своей продукции и услуг на рынки стран ВТО при размере пошлин и уровне обязательств, согласованных на “уругвайском” и предыдущих раундах ГАТТ. Это включает в себя тарифные ограничения, которые будут распространяться почти на 100% российского экспорта промышленных товаров в развитые страны, причем почти половина этих товаров должна подлежать беспошлинному ввозу.[8] Россия получит доступ к единственному многостороннему форуму по торговле, а также получит право пользоваться возможностями ВТО для разрешения торговых споров в случае, если ее права будут нарушены другими странами-членами ВТО.