Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:53, реферат
Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в России с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности России, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения.
Введение. 3
Основная часть. 4
Глава 1. ВТО. 4
1.1.Краткая история и структура ВТО. 4
1.1.1.История ВТО. 4
1.1.2.Структура и функции ВТО. 5
1.2.Основные цели и принципы ВТО. 6
1.3. Направления и содержание работы ВТО. 7
1.4. Преимущества торговой системы ВТО. 10
Глава 2. Россия и ВТО. 16
2.1. Цели вступления России в ВТО. 16
2.1.1. Предпосылки вступления. 16
2.1.2. Конкретные цели. 19
2.2. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику. (Протекционизм или либерализация торговли?). 20
2.3. Процесс вступления России в ВТО. 22
2.3.1. О ходе переговоров по присоединению России к ВТО. 22
2.4. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО. 30
Одной из важнейших задач провозглашенного Россией стратегического курса на ее интеграцию в мировую экономику является вступление в ВТО. Россия заинтересована в равноправном участии в международных экономических отношениях, которые в значительной мере регулируются нормами и правилами данной организации. 30
2.5. Аргументы «за» и «против» вступления России в ВТО. 39
2.5.1. Анализ аргументов «за» и «против». 39
Заключение. 44
Список использованной литературы. 46
Еще один пример - позиция
конкретной страны (Китая) по поводу условий
вступления России в ВТО: «...полное
снятие барьеров в торговле услугами,
неограниченный доступ китайской рабочей
силы на российский рынок труда, отмена
экспортных пошлин и резкое снижение
импортных пошлин на промышленную продукцию
на протяжении 2-3 лет. Аргумент: "Мы считаем,
что вправе требовать от вас столь
же жестких условий, на каких к
ВТО присоединился Китай". В
целом на протяжении последних лет
наблюдается постоянная эскалация
лоббизма, когда к каждому новому
кандидату предъявляются еще
более жесткие требования, чем
к предыдущему ...Наши партнеры по переговорам
- если воспользоваться слэнгом
Таким образом, ближайшие
перспективы кажутся
Наконец, возникнет необходимость изменить многие законы и документы - с непредсказуемыми последствиями. Достаточно сказать, что уже заключенные соглашения о разделе продукции придется корректировать, а таможенный союз стран СНГ, скорее всего, и вовсе распускать»[26].
Среднесрочные перспективы вступления России в ВТО, как правило, связываются с возможностями, которые получит российская экономика в результате отмены экспортных ограничений для российских производителей. В большинстве случаев речь идет о так называемом «антидемпинге»: когда ограничения на экспорт российской продукции объясняют ее демпинговыми ценами.
"По оценкам, обусловленные
ими потери российских
Даже если отвлечься от
цены вопроса, есть и другие настораживающие
соображения. Так, недавнее повышение
импортных пошлин на продукцию черной
металлургии в США (цена вопроса
для российских производителей может
достигать полумиллиарда
Вместе с тем нельзя
не отметить, что в последние годы
Россия вполне успешно обсуждает
внешнеэкономические вопросы на
двусторонней основе. Только в 2000-2001 гг.
России удалось отвести угрозу введения
ограничений со стороны Венгрии
(удобрения и цемент), Латвии (цемент),
Польши (уголь), Беларуси (табачные изделия),
Казахстана (металлургическая и животноводческая
продукция), Украины (лакокрасочные
изделия) и Сальвадора (нитрат аммония).
Если Россия успешно решает вопросы
в двустороннем порядке, а перспективы
решать их по правилам ВТО призрачны,
среднесрочные перспективы
Долгосрочные перспективы
основаны на различии между "игрой
по правилам" и "выбором правил".
Если в краткосрочном и
С учетом приведенных выше
соображений обратимся к
Вопрос об улучшении имиджа России можно вынести за пределы экономического анализа и в данном случае опустить, поскольку достижимость этой цели во многом будет зависеть от того, насколько успешно Россия справится с другими. Приведем высказывания относительно инвестиционных перспектив вступления в ВТО.
«Не надо забывать, что в
страну с относительно неблагоприятным
инвестиционным климатом (по сравнению
с США, Ирландией, Сингапуром, Канадой
и рядом других таковым обладают
все страны, а не только обюрокраченная
Россия) значительные иностранные капиталовложения
направляются, только если в нее
не могут прийти товары. Мы своими глазами
видим, что российский авторынок
проще осваивать, вкладывая средства
в строительство заводов в
Узбекистане, Чехии и Германии, рынок
бытовой электроники - в предприятия
Юго-Восточной Азии, рынки качественной
сантехники и обуви - в западно-европейские
предприятия. Исключения лишь подтверждают
общее правило. Между тем вступление
в ВТО открывает внутренний рынок
именно для товаров, закрывая его
тем самым для инвестиций. Возможность
значимых капиталовложений сводится на
нет еще и потому, что эта
организация не допускает "принуждения
к инвестициям", под которое
в России подпадает более 80 нормативных
актов, в том числе и уже
отмененная льгота по налогу на прибыль,
освобождавшая от него часть инвестиций.
В свете сказанного позиция либеральных
радетелей за инвестиции, толкающих
Россию в ВТО, представляется абсурдной.
Основной их довод: это нужно, потому
что наша промышленность, потребляя
много комплектующих из-за рубежа,
ужасно страдает от импортных пошлин.
Действительно, после вступления страны
в ВТО отечественная
"О возможностях же
встраивания российских
Итак, из анализа «за» и
«против» вступления России в ВТО
нельзя однозначно сказать, насколько
это целесообразно. Можно лишь отметить,
что издержки присоединения, которые
придется нести национальным экономическим
субъектам, вполне реальны и возникают
непосредственно после
Заключение.
Особенно важным итогом перестройки экономики и режима торговли становится обновление многосторонней системы торговли России через ВТО. Успешное завершение “уругвайского” раунда ГАТТ, которое ознаменовалось решением о создании ВТО, вдохнуло новую жизнь и придало силы концепции, основанной на принципах либеральной торговой системы. Важность этой концепции для России сегодня трудно переоценить. ВТО предлагает России перспективу полной интеграции в глобальную торговую систему. Укрепленные и расширенные правила, более эффективный механизм решения спорных вопросов и новые возможности для развития торговли, предоставляемые ВТО, могут явиться существенной внешней поддержкой программы реформ экономики России.
Российское правительство
признало это, сделав официальную заявку
на присоединение к ВТО. Сам процесс
вступления в эту организацию
должен сыграть важную роль в поддержке
экономической либерализации, а
решительное начало должно убедить
иностранных инвесторов в российской
приверженности реформам. Усилия по вступлению
в ВТО и меры, связанные с
ними, пойдут в одном направлении
с российскими экономическими реформами,
нацеленными на построение свободного
рынка, открытость и конкуренцию. Все
это подведет реформы вплотную к
благоприятному международному уровню
и, по завершении процесса вступления,
вознаградит совокупностью
Подводя итог рассмотрению реформы внешнеторговой политики в России в рамках проблемы присоединения России к системе ВТО, обобщим стоящие перед ней цели:
- приоритетное применение
ценовых методов и механизмов
в регулировании внешней
- упразднение правительственных
закупок. После отмены
- приоритет многостороннего подхода к внешнеэкономическим отношениям.
- расширение экспорта
и диверсификация его
- формирование адекватной
системы защитных мер в
- отказ от использования
инструментов регулирования
Таким образом, анализ показывает, что прогресс реформы внешнеторговой политики тесно связан с макроэкономической стабилизацией и с прогрессом, достигнутым в процессе перехода к рыночным принципам ведения хозяйства. В долгосрочной перспективе присоединение России к ВТО должно оказать
положительное воздействие на ход экономических реформ, будет
способствовать структурной перестройке экономики, ориентированной на более активное включение в международное разделение труда.
Однако следует отметить,
что успех реформы
Россия по всем параметрам
занимает равное место среди наиболее
значительных государств, желающих вступить
в ВТО. Несмотря на то, что России,
безусловно, удалось сдвинуться в
этом отношении, процесс ее превращения
в полноправного участника
Ответственность за реализацию реформы внешнеторговой сферы лежит, безусловно, на правительстве России. Однако большое значение имеет международная поддержка процесса интеграции России в многостороннюю систему международой торговли, прежде всего за счет улучшения условий доступа российской продукции на западные рынки.