Вступление России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:53, реферат

Краткое описание

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в России с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности России, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения.

Содержание

Введение. 3
Основная часть. 4
Глава 1. ВТО. 4
1.1.Краткая история и структура ВТО. 4
1.1.1.История ВТО. 4
1.1.2.Структура и функции ВТО. 5
1.2.Основные цели и принципы ВТО. 6
1.3. Направления и содержание работы ВТО. 7
1.4. Преимущества торговой системы ВТО. 10
Глава 2. Россия и ВТО. 16
2.1. Цели вступления России в ВТО. 16
2.1.1. Предпосылки вступления. 16
2.1.2. Конкретные цели. 19
2.2. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику. (Протекционизм или либерализация торговли?). 20
2.3. Процесс вступления России в ВТО. 22
2.3.1. О ходе переговоров по присоединению России к ВТО. 22
2.4. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО. 30
Одной из важнейших задач провозглашенного Россией стратегического курса на ее интеграцию в мировую экономику является вступление в ВТО. Россия заинтересована в равноправном участии в международных экономических отношениях, которые в значительной мере регулируются нормами и правилами данной организации. 30
2.5. Аргументы «за» и «против» вступления России в ВТО. 39
2.5.1. Анализ аргументов «за» и «против». 39
Заключение. 44
Список использованной литературы. 46

Вложенные файлы: 1 файл

Вступление России в вто выгоды и потери.docx

— 94.72 Кб (Скачать файл)

 

3. Переговоры по доступу  на рынок услуг имеют своей  целью согласование условий доступа  иностранных услуг и поставщиков  услуг на российский рынок.  Последняя серия переговоров  с 14 членами РГ состоялась в  апреле 2006 г. К настоящему времени  подписаны протоколы по доступу  на рынок услуг практически  со всеми членами РГ, с которыми  проводились двусторонние переговоры: Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Турцией, Эквадором,  Грузией, Киргизией, Молдавией,  Болгарией, Египтом, Канадой. С  Японией, Индией Парагваем, Болгарией  переговоры завершены. 

 

Переговоры по услугам  продолжаются в настоящее время  с США и Австралией.

 

Наиболее сложно переговоры продвигаются по "таким чувствительным" секторам как финансовые и “энергетические” услуги, доступ на российский рынок  которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Кроме того, некоторые страны были весьма заинтересованы в улучшении  условий доступа на российский рынок  поставщиков услуг, являющихся физическими  лицами (Индия, Канада, Швейцария).

 

По итогам завершившихся  переговоров Россия согласилась  принять обязательства (т.е. открыть  в определенной мере тот или иной сектор) примерно по 110 секторам услуг  из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаях позиция  России предусматривает более жесткие  условия работы иностранных поставщиков  услуг на российском рынке по сравнению  с условиями, предусмотренными действующим  законодательством. Такая позиция  позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг  от иностранной конкуренции в  будущем.

 

4. Переговоры по системным  вопросам посвящены определению  мер, которые Россия должна  будет предпринять в области  законодательства и его правоприменения  для выполнения своих обязательств  как будущего члена ВТО. Основой  для переговоров здесь является  проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевой документ, где будут  изложены права и обязательства,  которые Россия примет на себя  по итогам всех переговоров.  Запросные требования стран ВТО  в этой сфере в целом можно  разделить на три группы:

 

1) несоответствие российского  законодательства и правоприменительной  практики положениям ВТО. Основные  обеспокоенности членов РГ касаются  применения ряда положений таможенного  законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих “стандартных” положений с момента присоединения России к ВТО;

 

2) использование Россией  после присоединения некоторых  элементов регулирования в сфере  внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных ВТО), что должно быть обусловлено  определенными обязательствами,  зафиксированными в докладе РГ (“переговорные” требования);

 

3) запросы отдельных стран-членов  РГ, выходящие за рамки обязательств  многосторонних торговых соглашений  ВТО (требования “ВТО+”): присоединение  к “необязательным” соглашениям  по правительственным закупкам  и гражданской авиатехнике, отмена  экспортных пошлин и т.д. Помимо  этого, ряд членов РГ в рамках  обсуждения системных вопросов  пытаются решить проблемы сугубо  двусторонних торгово-экономических  отношений, не входящих в компетенцию  ВТО. 

 

Основными элементами содержания запросов членов РГ по системным вопросам являются:

 

- либерализация мер нетарифного  регулирования с точки зрения  правил лицензирования, прежде всего  в таких областях, как ввоз  в Россию алкогольной и фармацевтической  продукции, режим экспорта алмазов  и металлов платиносодержащей  группы, импорт средств связи  и шифровальной техники; 

 

- приведение режимов технических  барьеров в торговле (ТБТ) и  санитарных и фитосанитарных  мер (СФС) в России в соответствие  с правилами ВТО, совершенствование  правоприменения в указанных  сферах (в первую очередь касательно  обязательной сертификации и  регистрации, процедур повторной  сертификации, подтверждения сертификатов  соответствия);

 

- присоединение к необязательным  по канонам ВТО соглашениям  (в частности, по торговле гражданской  авиатехникой и правительственным  закупкам);

 

- приведение законодательства  и правоприменительной практики  в области охраны прав интеллектуальной  собственности в соответствии  с нормами ВТО; 

 

- отмена условия “национальной  составляющей” в инвестиционных  соглашениях; 

 

- обеспечение соответствия  применяемых тарифных квот нормам  ВТО, включая Соглашение по  сельскому хозяйству, и сокращение  их использования; 

 

- обеспечение осуществления  сделок купли-продажи государственными  торговыми предприятиями на коммерческой  основе, а также недискриминационного  участия иностранных компаний  в таких сделках. 

 

По вопросу “двойного  ценообразования” на энергетические товары позиция российской стороны  зафиксирована в формулировке, содержащейся в проекте Доклада РГ и двусторонних договоренностях с ЕС. Она состоит  в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским промышленным потребителям производились по ценам, обеспечивающим в полной мере возмещение издержек производителей/дистрибьюторов и получение  ими прибыли при нормальном осуществлении  коммерческой деятельности. Этот принцип  не касается условий продажи газа населению.

 

Обсуждению проекта Доклада  в первую очередь посвящены регулярно  проводящиеся в Женеве заседания  РГ.

 

В ходе 25-го заседания РГ (15-18 ноября 2004 г.) состоялось обсуждение консолидированного текста третьей редакции проекта  Доклада Рабочей группы по присоединению  России к ВТО. Было отмечено, что  данный текст представляет собой  основу для итоговой версии документа. По итогам заседания страны-члены  Рабочей группы подготовили ряд  дополнительных вопросов к российской делегации.

 

26-е заседание РГ состоялось 14-18 февраля 2005 г. и было посвящено  обсуждению ответов российской  стороны на представленные ранее  вопросы стран-членов РГ.

 

27-ое заседание РГ прошло  в Женеве 13-15 апреля 2005 г. На нем  были подняты вопросы системного  развития законодательства, а также  “подстройки” действующего российского  законодательства в соответствии  с нормами ВТО. Состоялись также  трехсторонние консультации с  ЕС и США по вопросам обязательств  Российской Федерации и двусторонние  переговоры по доступу на рынки  товаров и услуг с Канадой,  Японией, Швейцарией, Мексикой. Был  парафирован протокол о завершении  переговоров по доступу товаров  и услуг с Турцией, который  был подписан 17 апреля 2005 г. в ходе  визита Министра Г.О. Грефа  в эту страну.

 

В ходе прошедшего 21-24 июня 2005 г. в Женеве 28-го заседания РГ состоялись серии двусторонних переговоров  по условиям доступа на рынок товаров  и услуг, консультаций по системным  вопросам, многосторонние консультации по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам в торговле, а также многостороннее обсуждение проекта Доклада РГ. Российская сторона  проинформировала партнеров о ходе законотворческой работы в области  СФС, о действующей системе ветеринарных инспекторов, а также о планах по введению системы страхования  рисков. 24 июня 2005 г. на официальном  заседании РГ выступил с речью  Министр экономического развития и  торговли Российской Федерации Г.О. Греф.

 

В рамках 29-ого заседания  РГ, состоявшемся 14-21 октября 2005 г., прошел ряд двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и  услуг, многосторонние встречи по сельскому  хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам, техническим барьерам в торговле, а также обсуждение Доклада РГ. На заседании РГ были согласованы  три раздела из 27 (“Транзит”, “Транспарентность”, “Прочие таможенные формальности при  импорте товаров”).

 

В ходе 30-го заседания РГ, прошедшего 21-23 марта 2006 г. состоялись серии двусторонних консультаций по товарам, услугам и системным  вопросам, двусторонние и многосторонние консультации по сельскому хозяйству, применению санитарных и фитосанитарных мер в торговле. В ходе многостороннего  обсуждения отдельных разделов проекта  Доклада РГ обсуждались вопросы  таможенного регулирования, применения антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер. Были согласованы  три раздела проекта Доклада  РГ: “Защитные меры в торговле”; “Тарифные изъятия”; “Налогообложение импорта”. Были завершены двусторонние переговоры с делегацией Панамы по доступу на рынок услуг. В ходе формального заседания РГ ряд  членов РГ, в том числе Китай, высказался за скорейшее присоединение России к ВТО.

 

13-18 декабря 2005 г. в г.  Гонконге состоялась VI Министерская  конференция ВТО. Гонконгская  конференция сыграла роль промежуточного  этапа на пути выработки полномасштабных  договоренностей Доха-раунда. Принятая  в ходе напряженных переговоров  Министерская декларация закрепляет  достигнутый прогресс на переговорах  и определяет ориентиры работы  по обеспечению завершения раунда  в 2006 г. 

 

В ходе Гонконгской конференции  была проведена интенсивная работа в рамках присоединения России к  ВТО. Процесс присоединения удалось  приблизить к завершающей стадии. Подписаны двусторонние протоколы  о завершении переговоров по присоединению  с Никарагуа, Парагваем. Была достигнута договоренность о завершении двусторонних переговоров с Канадой (протокол подписан 22 декабря 2005 г. в Москве).

 

23-25 января 2006 г. в Берне  и Женеве состоялись двусторонние  консультации со Швейцарией, завершившиеся  подписанием соответствующих двусторонних  протоколов.

 

22-25 января 2006 г. в Женеве  прошло подписание протоколов  с Доминиканской Республикой  и Гондурасом.

 

С 28 февраля по 9 марта 2006 г. в Женеве прошли консультации с заинтересованными  членами РГ, в ходе которых состоялось обсуждение ряда разделов проекта Доклада  РГ, а также прошли двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров  с Колумбией и Австралией.

 

Вопросы присоединения России к ВТО постоянно поднимаются  Министром Г.О.Грефом в ходе его  встреч с зарубежными коллегами. Так 6 июня 2005 г. в Сеуле прошла ежегодная  Министерская конференция министров  торговли стран-участниц АТЭС. На ней  впервые встретились главы торговых ведомств России и США, Г.О.Греф и  Р. Портман. Прошли также переговоры Г.О.Грефа с коллегами из Австралии, Канады, Мексики и Малайзии.

 

26-27 сентября 2005 г. состоялся  визит Министра Г.О.Грефа в  США, в рамках которого были  проведены встречи с Торговым  представителем США Р.Портманом,  Министром торговли США К.Гуттьересом,  а также ряд консультаций в  Конгрессе США. По итогам мероприятий  был согласован план совместной  работы на октябрь-ноябрь 2005 г., реализация  которого позволит завершить  переговоры до конца с. г.

 

В рамках Министерской конференции  форума АТЭС (15-16 ноября 2005 г., Пусан, Республика Корея) был подписан протокол с Перу о завершении переговоров по товарам. 21 ноября во время визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в  Японию был подписан протокол о завершении двусторонних переговоров по товарам  и услугам.

 

26-29 января с.г. в Давосе (Швейцария) состоялся Международный  экономический форум. В рамках  форума состоялись встречи Министра  экономического развития и торговли  РФ Г.О.Грефа с торговым представителем  США Р.Портманом, с Гендиректором  ВТО П.Лами, с Комиссаром по  внешней торговли ЕС П.Мандельсоном, с Федеральным Министром экономики  Швейцарии Дж.Дэйсом, с Министром  развития промышленности и внешней  торговли Бразилии Л.Фурланом. В  рамках визита был проведен  раунд двусторонних переговоров  с делегациями США и Австралии.  Состоялось подписание двустороннего  протокола с Бразилией.

 

7 февраля 2006 г. в Дели (Индия) в рамках визита Министра  Г.О.Грефа состоялось подписание  протоколов о завершении двусторонних  переговоров с Индией.

 

В рамках официального визита в США 6-8 марта 2006 г. глава МИД РФ Сергей Лавров обсудил вопросы присоединения  России к ВТО в ходе встреч с  Президентом США Дж. Бушем и  Госсекретарем США Кондолизой Райс.

 

Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся  в поле зрения федеральных органов  исполнительной и законодательной  власти Российской Федерации.

 

В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая  в июле 2004 года была преобразована  в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации  и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации  М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители ключевых министерств  и ведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения  и выработка переговорной позиции  российской стороны.

 

Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте  присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и  правилами ВТО.

 

С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству  Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней  торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию  ВЭД). Одним из основных направлений  его деятельности является выявление  мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых  кругов по вопросам, связанным с  присоединением России к ВТО, а также  координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства  Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства  российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий  по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами  и правилами ВТО, предусматривающий  разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной  правовой базы России к требованиям  ВТО.

 

К настоящему моменту указанный  план мероприятий был в целом  выполнен. Приняты и вступили в  силу: новая редакция Таможенного  кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы “Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности” (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), “О специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мерах при  импорте товаров” (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), “О валютном регулировании  и валютном контроле” (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), “О техническом регулировании” (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ); пакет законов  по охране прав интеллектуальной собственности  и т.д. 11 ноября 2004 г., “О внесении изменений  в Таможенный кодекс Российской Федерации” в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ), “О внесении изменений  и дополнений в Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе” (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ), “О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов  деятельности, связанных с производством  и оборотом этилового спирта, алкогольной  и спиртсодержащей продукции” ( от 21 июля 2005 г. № 114-ФЗ), “О внесении изменений в федеральный закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений федерального закона "о внесении изменений в федеральный закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (от 21 июля 2005 г. № 102-ФЗ), “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ). Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.

Информация о работе Вступление России в ВТО