Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа
Цель данной дипломной работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций по совершенствованию финансового состояния и выводов.
Объектом дипломного исследования является РУП "Гомельский Ордена Трудового Красного Знамени жировой комбинат".
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния
предприятия ……………………………………………………………………
1.2. Основные подходы к анализу финансового состояния
предприятия………………………………………………………...…………...
1.3. Система показателей, характеризующих финансовое состояние
предприятий ………………………………………....…………………………..
1.4. Источники информации для осуществления анализа финансового состояния предприятия……………………………………………………...
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ РУП "ГОМЕЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ"
2.1. Технико-экономическая характеристика РУП "Гомельский Ордена Трудового Красного Знамени жировой комбинат"…………………………………
2.1.1. Характеристика предприятия …………………………………...……..
2.1.2. Место размещения комбината …………………………………............
2.1.3. Инженерное обеспечение ………………………………………...….
2.1.4. Анализ трудовых ресурсов ……………………………………..………
2.2. Анализ структуры и движения основных фондов …………………...……......
2.3. Анализ структуры капитала ………………………………………………….....
2.4. Анализ показателей ликвидности………………………………….……………
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НА РУП «ГОМЕЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ»
3.1. Мероприятие по внедрению более дешевого и менее энергетически затратного метода производства твердых жиров методом переэтерификации ...............................................................................................
3.2 Внедрение нового метода производства водорода на основе разложения метанола …………………………………………………………
3.3. Техническое переоснащение маргаринового производства …………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
|
Рис.1.1 Схема структуры пассива баланса
Таким образом все виды и формы финансового участия сторонних и юридических лиц в формировании источников предприятия носят по отношению к нему характер авансирования и являются разновидностями долговых обязательств, которые предприятие обязано удовлетворить к определенному времени. Эти юридические и физические лица выступают по отношению к предприятию не как собственники, а как кредиторы.
Таким образом, актив баланса дает информацию об общей сумме капитала предприятия и его размещении (основной, оборотный), а пассив – об общей сумме капитала и его составе по источникам (собственный, заемный).
Содержание действующего баланса предприятия, несмотря на существенное приближение к международным стандартам, имеет и некоторые расхождения с балансами, применяемыми в практике зарубежных стран. В активной части баланса принципиальные расхождения наблюдаются в оценке стоимости запасов. Они оцениваются по фактической стоимости приобретения, и в последующем эта стоимость изменяется. В балансе же предприятия, функционирующего в зарубежных странах, они оцениваются по рыночным ценам (хотя это положение не всегда соблюдается). Поэтому активная часть действующего в республике баланса не дает абсолютно достоверной информации об имущественном состоянии предприятия с точки зрения его реальной стоимости, так как нельзя по данным баланса определить реальную сумму от реализации имущества, которая может быть обращена на погашение долгов [23].
В соответствии с
концепцией западных специалистов все
источники средств должны быть разделены
на две группы – собственный капитал
и привлеченный (заемный). Такое деление
отражает источники финансирования,
что очень важно для
Финансовое положение
предприятия характеризуется
На основании теоретических основ и методики расчета и анализа, изложенной в первом разделе, во второй части мы будем осуществлять практические расчеты по РУП "Гомельский Ордена Трудового Красного Знамени жировой комбинат" за 2001-2003 годы и давать им экономическую оценку.
ГЛАВА 2
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ РУП "ГОМЕЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ"
2.1 . Технико-экономическая характеристика
РУП "Гомельский Ордена Трудового Красного Знамени жировой комбинат"
2.1.1 Характеристика предприятия
РУП "Гомельский Ордена Трудового
Красного Знамени жировой комбинат"
осуществляет производственно-хозяйственную
Вышестоящим органом является Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром».
Организационно-правовая форма:
республиканское унитарное
Размер уставного фонда: по состоянию на 1.01.2003 года составлял 480,464 тыс. руб.
Отрасль: пищевая.
Наименование предприятия: Гомельский ордена трудового Красного Знамени жировой комбинат.
Юридический адрес: Республика Беларусь, 246021 г. Гомель, ул. Ильича, 4 .
Форма собственности: государственная.
Дата регистрации: 12.11.1996г.
Размер уставного фонда: 480 464 руб. по состоянию на 01.01.2003 г.
Учредители предприятия: Республика Беларусь.
Распределение уставного фонда в долях: государство 100%.
Общества, в которых предприятие является учредителем, акционером:
дочернее предприятие РДУП "Торговый дом "Традиция"".
Директор: Якимик Ярослав Григорьевич Стаж работы на предприятии: 1 год.
Главный бухгалтер: Целуйко Лилия Борисовна Стаж работы на предприятии: 1 год.
Контактные телефоны:
· директора: (0232)3-01 -03
· приемная: (0232) 3 -07-04
· факс: (0232)3-22-77
· гл. бухгалтер (0232) 3-06-05
Предметом деятельности Гомельского жирового комбината, является: производство маргариновой продукции, майонеза, саломаса, туалетного и хозяйственного мыла.
ОАО «Гомельский ОТКЗ жировой комбинат», является крупнейшим предприятием по производству масложировой продукции. Комбинат имеет четыре основных производства: маргариновой продукции, майонеза; мыла хозяйственного и туалетного, саломаса, размещенных в отдельных корпусах. Проектная мощность комбината рассчитана на выпуск 23,0 тыс. тонн маргариновой продукции; 7,0 тыс. тонн майонеза; 19,0 тыс. тонн мыла хозяйственного и 11,3 тыс. тонн мыла туалетного; 37,0 тыс. тонн саломаса в год. На рынке Республики Беларусь основным конкурентом по производству маргариновой продукции является Минский маргариновый завод. Производством майонеза занимается большое количество крупных и средних предприятий Республики Беларусь. По производству саломаса, хозяйственного и туалетного мыла комбинат является монополистом в Республике Беларусь.
Основными потребителями продукции комбината в 1999-2012г. являются Республика Беларусь и страны СНГ.
Выпуск маргарина, майонеза, мыла и саломаса останутся основным направлением производства и на перспективу, ОАО«Гомельский жировой комбината реализует свою продукцию как во всех областях Республики Беларусь, так и за её пределами.
Потребителями продукции РУП «Гомельский ОТКЗ жировой - комбинат», являются предприятия торговли республики, включая систему общепита и Белкоопсоюза, предприятия Комитета хлебопродуктов, Белгоспищепром и другие потребители, нуждающиеся в централизованных закупках масложировой продукции.
Через систему розничных
торговых организаций и общепита
продукция доходит до конечных потребителей,
а через систему снабженческо-
Продукция также используется в ведомствах, где сосредоточено большое количество людей, находящихся на государственном обеспечении и нуждающихся в продуктах питания и средствах гигиены - армия, милиция, больницы и т.д.
До 40 % от всего объема сбыта занимает Гомельская область. Это связано с тем, что местное население хорошо знакомо с продукцией комбината и она пользуется у покупателей повышенным спросом.
2.1.2 Место размещения комбината
Территория жирового комбината площадью 14,4 га размещается в Новобелицком районе г. Гомеля.
Промплощадка имеет форму неправильного многоугольника и ограждена с северо-восточной стороны полосой отвода железной дороги на участке г. Гомель - Новобелица, с юго-запада находится улица Ильича, северо-западная сторона примыкает к территории мясокомбината, юго-восточная сторона проходит вдоль улицы Республиканской.
Промплощадка плотно застроена. К жировому комбинату подведен железнодорожный путь, который имеет четыре ответвления к погрузочно-разгрузочным фронтам. По территории промплощадки проходит сеть автомобильных дорог и площадок. Генеральный план решен согласно технологической взаимосвязи цехов между собой и связи их с железнодорожным, автомобильным транспортом.
2.1.3 Инженерное обеспечение
Электроснабжение. Потребности комбината в электроэнергии удовлетворяются от Гомельских электрических сетей. Установленная трансформаторная мощность предприятия составляет 18240 кВт-часов. В последние годы потребление электрической энергии на комбинате составляет около 12 млн. кВт-часов. В начале 90-х годов до спада производства "предприятие ежегодно потребляло около 30 млн. кВт-часов электроэнергии. Таким образом, резерв электрической мощности составляет более 60%.
Теплоснабжение. Источником теплоснабжения комбината является собственная котельная, установленная мощность которой составляет по пару 89 т/час. Согласно программе реконструкции комбината, планируется проведение технического перевооружения котельной с заменой оборудования и строительством новой химводоочистки.
Жировой комбинат относится
к числу энергоемких
Холодоснабжение. Потребности производства в охлажденной воде с начальной температурой 8°С составляют 20 м/час. Получение охлажденной воды осуществляется с помощью четырехступенчатого пароэжекторного блока и системой оборотного водоснабжения с использованием градирен.
Водоснабжение. Водоснабжение осуществляется от внутриплощадных сетей комбината. Кроме того, имеются системы оборотного водоснабжения.
Канализация. Производственные загрязненные стоки перед сбросом в канализацию Водопроводно-канализационное хозяйство комбината по своему техническому состоянию находится в критическом состоянии.
Анализ основных финансово-экономических показателей представлен в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности Гомельского
жирового комбината за предшествующий период 2000-2003 гг.
№ п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Анализируемый период | |||
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. | |||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Использование производственных мощностей: в том числе: маргариновая продукция |
% |
51,1% |
42,1% |
20,3% |
29,10 |
майонез |
% |
56,7% |
42,2% |
31,1% |
32,60 | |
мыло хозяйственное |
% |
94,8% |
59,6% |
28,5% |
24,00 | |
мыло туалетное |
% |
38,6% |
27,2% |
24,7% |
8,00 | |
2 |
Среднесписочная численность работающих |
чел. |
1 006 |
1 000 |
892 |
799 |
3 |
Годовой объем производства в натуральном выражении (по основным номенклатурным группам): в том числе: маргариновая продукция |
тн. |
15 116 |
12 453 |
6 008 |
7 490 |
темпы к предыдущему году |
% |
86,9% |
82,4% |
48,2% |
124,8% | |
майонез |
тн. |
3 173 |
2 364 |
2 187 |
3 472 | |
темпы к предыдущему году |
% |
123,9% |
74,5% |
92,5% |
158,8% | |
мыло хозяйственное |
тн. |
18 017 |
11 330 |
5 417 |
4 575 | |
темпы к предыдущему году |
% |
128,3% |
62,9% |
47,8% |
163,9% | |
мыло туалетное |
тн. |
4 358 |
3 071 |
2 790 |
898 | |
темпы к предыдущему году |
% |
86,4% |
70,5% |
90,8% |
83,8% | |
4 |
Годовой объем производства в стоимостном выражении (в действующих ценах) |
млн. руб. |
23 319 |
20 957 |
13 671 |
25 614 |
(в сопоставимых ценах) |
млн. руб. |
50 780 |
36 564 |
15 728 |
25 357 | |
5 |
Полные издержки на произведенную продукцию (работ, услуги) всего: |
тыс. руб. |
23 077 977 |
23 163 909 |
13 216 848 |
23 385 410 |
в том числе: сырье, материалы, комплектующие |
тыс. руб. |
19 740 725 |
18 010 181 |
8 937 931 |
16 903 257 | |
топливо и энергия на технологические нужды |
тыс. руб. |
1 268 104 |
1 867 038 |
1 368 343 |
1 905 757 | |
заработная плата |
тыс. руб. |
181 628 |
310 082 |
386 902 |
450 906 | |
отчисления от средств на оплату труда |
тыс. руб. |
72 651 |
124 033 |
154 761 |
236 498 | |
общехозяйственные расходы |
тыс. руб. |
613 927 |
1 598 047 |
1 460 912 |
2 099 687 | |
общепроизводственные расходы и расходы по содержанию и эксплуатации оборудования |
тыс. руб. |
547 545 |
843 061 |
804 309 |
824 732 | |
прочие расходы |
тыс. руб. |
653 396 |
411 467 |
103 690 |
964 573 | |
Из полных издержек: |
% |
100% |
100% |
100% |
100% | |
переменные |
% |
92,1% |
87,7% |
85,7% |
83,4% | |
постоянные |
% |
7,9% |
12,3% |
14,3% |
16,6% | |
Продолжение табл. 2.1.1 | ||||||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг), всего с налогами |
тыс. руб. . |
27 626 990 |
26 535 868 |
12 828 978 |
29 384 041 |
Из общего объема реализации – выручка в СКВ |
тыс. дол. |
1 327,0 |
830,1 |
586,3 |
1415,2 | |
Удельный вес в общем объеме выручки: денежных поступлений |
% |
37,9% |
28,4% |
14,7% |
11,3 | |
товарообменных операций |
% |
62,1% |
55,2% |
38,0% |
65,8 | |
взаимозачетов |
% |
- |
16,4% |
47,3% |
22,9 | |
Удельный вес реализованной продукции по |
% |
100% |
100% |
100% |
100% | |
внутренний рынок |
% |
38,4% |
54,6% |
97,0% |
99,9 | |
ближнее зарубежье |
% |
61,6% |
45,4% |
3,0% |
0,1 | |
дальнее зарубежье |
% |
- |
- |
- |
- | |
7 |
Рентабельность реализованной продукции (прибыль от реализации/ |
% |
0,01% |
-10,8% |
2,3% |
6,5% |
8 |
Коэффициент текущей ликвидности (нормативное значение не менее 1,7) (стр.290-217)/(стр.590-540- |
коэфф. |
0,54 |
0,43 |
0,47 |
0,42 |
9 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (нормативное значение не менее 0,3) (стр.390+550+560-190)/стр.290 |
коэфф. |
-1,31 |
-2,12 |
-1,99 |
-3,4 |
10 |
Доля собственных средств к выручке от реализации (ср. зн. за год стр.390+550+560)/ выручка от реализации |
% |
20,4% |
7,1% |
23,5% |
12,7% |
11 |
Доля оборотных средств к выручке от реализации (ср. зн. за год стр.290-217)/выручка от реализации |
% |
15,5% |
23,4% |
65,4% |
26,6% |
12 |
Доля чистого оборотного капитала в активах баланса (стр.390+550+560-190)/стр.290 |
% |
-130,7% |
-212,4% |
-201,7% |
-322,2% |
13 |
Налоги и другие платежи (без подоходного налога)уплаченные |
тыс. руб. . |
2 590 296 |
2 254 046 |
1 562 800 |
2 294 500 |
13.1 |
В том числе: платежи в бюджет |
тыс. руб. . |
2 347 132 |
1 870 440 |
1 051 500 |
1 887 100 |
Данные таблицы
На предприятии наблюдается рост выручки от реализованной продукции. В 2002 году по сравнению с 2001 годом рост выручки составил 49%, а в 2003 году по сравнению с 2002 годом 229%, что говорит о более высоком темпе роста.
Сопоставление показателей товарной продукции в действующих и сопоставимых ценах говорит об увеличении цен на выпускаемую продукцию. Об этом говорит тот факт, что при росте объема товарной продукции в действующих ценах 90% в 2001 году и соответственно 65% в 2002 году, 187% в 2003 году, товарная продукция в сопоставимых ценах (ее темп роста) составил 113% в 2001 году и соответственно 43% в 2002 году, 161% в 2003 году. Положительным является и тот факт, что себестоимость продукции в 2003 году росла меньшими темпами по сравнению с 2002 годом, чем объем производства.
Так, если в 2000 году темп роста выручки от реализации составил 239,8 % по сравнению с 1999 годом, то за 2002 год он составил всего 48,3% к уровню 2001 года. Резкий рост объемов производства, и соответственно, реализации в 2000 году стал возможен в результате получения предприятием кредита, в связи с чем у предприятия появились дополнительные денежные средства, которые оно смогло направить на расширение выпуска продукции. В последующие периоды произошло вымывание оборотных средств, что отрицательно сказалось на объемах производства. Однако в 2003 году наблюдается значительный рост объемов производства и реализации продукции комбината по сравнению с предыдущими двумя годами за счет увеличения спроса на продукцию.
Основными причинами сокращения оборотных средств комбината стали:
· Высокие затраты на приобретение сырья. Основные сырьевые ресурсы - жиры и растительное масло. В связи с небольшими объемами производства растительного масла в Республике Беларусь, основную долю сырья приходится импортировать. Импортированное сырье в объеме поставок для предприятия составило в 2003 около 70%. Прежние годы объем импортных поставок доходил до 90%. Цены на это сырье устанавливаются в условных единицах по сложившемуся валютному курсу. Удорожание сырья приводит к увеличению затрат на выпускаемую продукцию. В связи с действующим порядком формирования цен на производимую продукцию в Республике Беларусь, Гомельский жировой комбинат может среднемесячно повышать цену всего на 2%, что не компенсирует темп роста затрат.
В 2002 году было создано дочернее предприятие РДУП «Торговый дом «Традиция»» для обеспечения реализации продукции и закупки сырья. Расчет с ним велся в основном по взаимозачетам.