Государственная финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:32, реферат

Краткое описание

Тема реферативной работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по финансам.docx

— 171.47 Кб (Скачать файл)

Введение

Финансы - это система  экономических отношений, которые  возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования  фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых  происходит через особые фонды, - это  финансовые отношения.

Считается, что понятие  финансовой системы является развитием  более общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы  выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте  системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

- недостаточные темпы  развития экономики;

- диспропорции развития  экономической системы;

- отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных  и финансовых рынках;

- излишнюю социальную  напряженность, отрицательно влияющую  на воспроизводственный процесс;

- низкий уровень удовлетворения  потребностей индивидуума и др.

Финансовую систему будем  рассматривать как форму организации  денежных отношений между всеми  субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению  совокупного общественного продукта.

Тема реферативной работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного  функционирования рыночной экономики  и необходимой предпосылкой роста  и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный  переход от централизованно планируемой  и контролируемой экономики к  экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться  рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки  национальных государственных ценных бумаг.

Финансовая система сегодня  является предметом дискуссий и  обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической  системы; отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

В нашей стране написано много научных работ и учебников  по финансовой системе. Но если рассматривать  структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые  разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы.

Не исключено, что тот  состав и структура системы, которая  является правильной сейчас, будет  оставаться верной и в последующее  время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в  экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие финансовой  системы.

 

Финансы представляют собой  довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму  обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных  денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют  свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как  на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное  отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая  система». Как и всякая другая система, она является не простым набором  отдельных элементов, а совокупностью  взаимосвязанных элементов, которые  имеют однородные признаки.

Финансовая система государства  является отображением форм и методов  конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики  в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых  государств могут отличаться по своей  структуре, но они все имеют общий  признак – это различные фонды  финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние  на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных  звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта  самостоятельность относительна в  средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

 

 

 

 

2.Структура финансовой  системы РФ.

 

Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура  финансовой системы) и, во-вторых, с  точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само понятие «система»  предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи  между ними. Структурная организация  совокупности финансовых отношений  позволяет упорядочить и целенаправленно  управлять элементами системы, отслеживать  и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

  • Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
  • Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
  • Единстве и взаимодействии подсистем;
  • Наличии специального обслуживающего аппарата;
  • Наличии собственной финансовой базы.

          Итак, финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить  ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

  1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

  • государственные бюджеты;
  • государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственный кредит;
  • государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

  • финансы коммерческих предприятий и организаций;
  • финансы некоммерческих организаций;
  • финансы домохозяйств.

Централизованные фонды  денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для  них жестко определены источники  средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

  1. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:
  • финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;
  • финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;
  • фонды страхования: государственного, частного;
  • финансы домохозяйств.

Финансы государства структурно можно представить следующим  образом (рис. 1):

Рис. 1. Структура государственных  и муниципальных финансов.

 

Государственные и муниципальные  финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование  государственных и муниципальных  фондов денежных средств, необходимых  для выполнения общественных функций  и задач.

Основными функциями государства  являются: создание адекватной требованиям  экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов  и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной  конкуренции и антимонопольное  регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

Государственные и муниципальные  финансы играют важную роль в решении  социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные  и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается  весь механизм финансовых отношений  в обществе, финансовое состояние  звеньев финансовой системы РФ, эффективность  применяемых правительством программ социально-экономического развития и  эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

  1. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает (рис. 2.):
    • основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);
    • вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

 

Рис. 2. Элементы финансовой системы РФ.

 

  1. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

  • комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
  • Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора,  Федеральное казначейство (службу);
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Счетную палату Российской Федерации;
  • Федеральную таможенную службу;
  • Федеральную службу по финансовым рынкам;
  • Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ:

  • комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;
  • министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;
  • главные управления Банка России субъектов Федерации;
  • Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;
  • Таможенную службу субъекта Российской Федерации;
  • Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;
  • Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

Информация о работе Государственная финансовая политика