Государственное финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 09:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определение роли и места государственного планирования в социально-экономической системе, а также оценка эффективности перехода планирования на среднесрочный период.
Задачи:
1) выявление места финансового планирования в управлении государством;
2) оценка значения планирования как метода управления;
3) рассмотрение методологических основ финансовой политики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
1.1 Место финансового планирования в управлении государством
1.2 Планирование как элемент системы управления финансами
1.3 Финансовая политика - основа планирования
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1 Виды и назначение государственных планов
2.2 Бюджет как центральное звено государственных планов
2.3 Бюджетный процесс
ГЛАВА 3. СРЕДНЕСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Экономические и законодательные основы перехода на среднесрочное планирование
3.2 Преимущества и проблемы «трехлетки»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 68.00 Кб (Скачать файл)

- Счетная Палата РФ - основной  контролирующий орган за федеральными  финансовыми ресурсами (контроль  федеральной собственности и  расходования федеральных денежных  средств);

- министерства и ведомства.

Методы управления - это некоторые приемы, способы воздействия. Если основываться на функциональном подходе к управлению, можно выделить следующие группы методов управления:

1) планирования;

2) организации;

3) регулирования;

4) контроля.

Планирование - определение количественных пропорций финансовых отношений. Среди основных методов можно выделить:

- разработка стратегии - долгосрочные цели и механизмы  их достижения;

- программирование - способ  планирования, использующий ресурсно-целевой  подход, т.е. устанавливаются конкретные  цели и определяются конкретные  источники финансирования (используются  для решения таких задач, которые  имеют измеримый конечный результат);

- бюджетирование - определение целей (например, размера доходов), затрат, капитала, установление сроков, закрепление ответственных;

- разработка смет, платежных  календарей, графиков и др.

Организация - определение ответственных лиц и подразделений, закрепление функций, установление порядка взаимодействия между различными уровнями управления и т.д.

Регулирование - применение всего комплекса форм, методов, пропорций финансовых отношений, наиболее эффективных в данных условиях. Различают методы прямого (регламентация, запрет, лицензирование, квотирование и т.п.) и косвенного (виды и ставки налогов, льготы, санкции, расходы бюджета, субсидии, порядок ценообразования, тарифы и цены государственных монополий и др.) регулирования.

Финансовый контроль - форма реализации одной из функций финансов - деятельность органов управления финансами, который заключается в постоянном наблюдении за процессами формирования и использования денежных фондов. Контроль осуществляется по линии проверки эффективности использования ресурсов и полноты исполнения финансового законодательства.

Правовое обеспечение - совокупность кодексов (налоговый, бюджетный, гражданский), законов и подзаконных актов (положений, постановлений и т.п.), регулирующих финансовый процесс. Информационное обеспечение - источники, массивы, каналы, виды информации, используемые в управлении. Техническое обеспечение - совокупность технических средств, средств связи и программного обеспечения. Кадровое обеспечение - совокупность лиц, задействованных в процессе управления, а также система подготовки кадров (учебные учреждения, программы, повышение квалификации и т.д.).

1.3 Финансовая политика - основа планирования

Концептуальной основой управления финансами выступает финансовая политика, под которой понимается:

- совокупность принципов, конкретных форм и методов  управления финансами;

- совокупность государственных  мероприятий, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и использование для выполнения  государством его функций [20. С.45].

Цель финансовой политики - эффективное обеспечение финансовыми ресурсами государства, а также обеспечение условий экономического роста и роста уровня жизни населения.

Любая финансовая политика имеет определенную научную и методологическую базу. При этом все концепции государственного управления можно со значительной долей условности свести к двум: монетаризм и кейнсианство.

Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику, поддержанием стабильного темпа роста денежной массы [16. С.67]. Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики - сокращение покупательной способности населения, уменьшение дефицита бюджета и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста, сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятий путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и съеденных инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста.

В основе кейнсианства заложена центральная идея о необходимости государственного регулирования и государственной поддержки проводимых в экономике преобразований. Регулирование основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос.

Экспансионистская политика требует жесткого контроля над ценами, т.к. издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов. Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных ассигнований, либо за счет роста налоговых поступлений, что возможно при расширении производства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов, и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений.

Кейнсианство (как и монетаризм), в чистом виде в мировой финансовой практике применяется редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. От государства требуется разработка твердой законодательной базы для соблюдения рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность. Высокоразвитые страны мира при формировании финансовой концепции экономического роста применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской систем, что приводит к появлению промежуточных теорий, основу которых составляют национальные государственные особенности и степень развитости экономики

Различают три наиболее явных типа финансовой политики: классическая, директивная, регулирующая. Очевидно, что в чистом виде ни один тип финансовой политики на практике не используется. На конкретном историческом этапе, в конкретных условиях используется определенный набор стандартных и уникальных методов и форм управления и регулирования. В рамках каждого типа политики возможно множество разнообразных моделей.

Финансовая политика существует в:

- соответствующих законах и подзаконных актах;

- специальных среднесрочных  и долгосрочных Программах социально-экономического развития страны, разрабатываемых Правительством;

- структуре и содержании  расходов и доходов государственного  бюджета.

Таким образом, планирование - один из основных методов управления финансами как на уровне отдельного предприятия, так и государства в целом. Только наличие научно обоснованной системы финансовых планов возможно эффективное управление финансами и государством в целом. Научной основой государственного планирования выступает финансовая политика как совокупность конкретных принципов и форм управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1 Виды и назначение  государственных планов

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование - это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

Финансовое планирование является одним из важнейших инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность:

1) регламентация (упорядоченный  процесс);

2) связь с обработкой  информации;

3) направленность на достижение  определенных целей;

4) временный характер.

Результатом планирования является план либо совокупность планов (система). План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляются в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

В целом все финансовые планы разрабатываются в соответствии с:

1) Бюджетным кодексом  РФ;

2) бюджетной политикой, определенной  в ежегодном послании Президента  РФ Федеральному Собранию;

3) Бюджетном послании Президента;

4) утвержденной Правительством  программой социально-экономического  развития РФ на среднесрочную  перспективу,

5) Сводным докладом о  результатах и основных направлениях  деятельности Правительства РФ  исходя из сценарных условий  функционирования экономики на среднесрочный период и прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов  финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в их сметах доходов и расходов.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год - это год, на который составляют бюджет; следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточенного среднесрочного прогноза социально-экономического развития, её субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед. В РФ эти планы разрабатываются на основе «Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год», утвержденного постановлением Правительства РФ от 6.03.2005 г. № 118 [13].

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики с участием Министерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансовой системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направление финансовой политики.

В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Денежные доходы населения формируются из трех источников:

- заработная плата и  надбавки к заработной плате, премии, средства на командировочные  расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наемным  работникам;

- доходы от предпринимательской  деятельности, участия в прибылях  предприятий, операций с личным  имуществом и доходы от кредитно-финансовых  операций;

- социальные трансферты.

Информация о работе Государственное финансовое планирование