Государственное финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 09:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определение роли и места государственного планирования в социально-экономической системе, а также оценка эффективности перехода планирования на среднесрочный период.
Задачи:
1) выявление места финансового планирования в управлении государством;
2) оценка значения планирования как метода управления;
3) рассмотрение методологических основ финансовой политики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
1.1 Место финансового планирования в управлении государством
1.2 Планирование как элемент системы управления финансами
1.3 Финансовая политика - основа планирования
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1 Виды и назначение государственных планов
2.2 Бюджет как центральное звено государственных планов
2.3 Бюджетный процесс
ГЛАВА 3. СРЕДНЕСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Экономические и законодательные основы перехода на среднесрочное планирование
3.2 Преимущества и проблемы «трехлетки»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Расходы подразделяются на:

- потребительские расходы;

- налоги и другие обязательные  платежи, добровольные взносы;

- денежные накопления  и сбережения.

Баланс доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, ЦБ РФ и других финансовых органов.

Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз - это вероятное представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

Финансовое прогнозирование - это обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед государством.

Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

- установление приоритетов  расходов по направлениям;

- повышение эффективности  расходования средств;

- прекращение финансирования  в соответствии с выбором альтернативного  варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.

2.2 Бюджет как центральное  звено государственных планов

Для успешной реализации задач, возлагаемых обществом на государство, проведения государственной социально-экономической политики необходимо сосредоточение определенной доли национального дохода в некотором централизованном фонде финансовых ресурсов - таким фондом и является государственный бюджет.

Бюджет сообщает людям с помощью языка цифр о приоритетах государственной социально-экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать граждане.

Организационной и нормативной основой формирования и исполнения бюджета является бюджетная классификация РФ, которая включает:

1) классификацию доходов  бюджетов;

2) функциональную классификацию  расходов;

3) экономическую классификацию  расходов;

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов;

6) классификацию видов  государственных внутренних долгов  РФ и субъектов РФ, видов муниципального  долга;

7) классификацию видов  государственных внешних долгов  РФ и субъектов РФ, а также  государственных внешних активов  РФ;

8) ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета.

Укрупненная классификация доходов в соответствии с действующим законодательством представлена в таблице 1.

Таблица 1. Классификация доходов федерального бюджета в РФ

 

Код по бюджетному классификатору

Вид дохода

Размер в 2007 , млн. руб.

Удельный вес, %

 

1 00 00000 00 0000 000

ДОХОДЫ

6964835,2

100

 

000 1 01 00000 00 0000 000

налоги на прибыль, доходы

580408, 8

8,33

 

000 1 02 00000 00 0000 000

налоги и взносы на социальные нужды

368773,9

5,29

 

000 1 03 00000 00 0000 000

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1485042,9

21,32

 

000 1 04 00000 00 0000 000

налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

713432,8

10,24

 

000 1 07 00000 00 0000 000

Налоги, регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1068990,2

15,35

 

000 1 08 00000 00 0000 000

государственная пошлина, сборы

26314,4

0,38

 

000 1 10 00000 00 0000 000

доходы от внешнеэкономической деятельности

2455079,8

35,25

 

000 1 11 00000 00 0000 000

доходы от использования имущества, находящегося в гос. собственности

99780,6

1,43

 

000 1 12 00000 00 0000 000

платежи при пользовании природными ресурсами

37373,2

0,54

 

000 1 13 00000 00 0000 000

доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

118694,6

1,70

 

000 1 14 00000 00 0000 000

доходы от продажи материальных и нематериальных активов

2231,3

0,03

 

000 1 15 00000 00 0000 000

административные платежи и сборы

3782,2

0,05

 

000 1 16 00000 00 0000 000

штрафы, санкции, возмещение ущерба

2172,1

0,03

 

000 1 17 00000 00 0000 000

прочие неналоговые доходы

2758,4

0,04

 
         

 

Расходы бюджета - средства, предоставленные из бюджета предприятиям, организациям, учреждениям, физическим лицам в соответствии с действующим законом о бюджете.

Перечень функциональных расходов государственного бюджета с указанием кода статьи и размера в федеральном бюджете на 2007 год представлен в таблице 2.

Таблица 2. Расходы федерального бюджета РФ на 2007 год

 

Код по бюджетному классификатору

Вид расхода

Размер в 2007 г., млн. руб.

Удельный вес, %

 

0100

общегосударственные вопросы

808196,5

14,8

 

0200

национальная оборона

822035,9

15,0

 

0300

национальная безопасность и правоохранительная деятельность

662867,2

12,1

 

0400

национальная экономика

494791,3

9,1

 

0500

жилищно-коммунальное хозяйство

53024,5

1,0

 

0600

охрана окружающей среды

8096,5

0,1

 

0700

образование

277939,3

5,1

 

0800

культура, кинематография и СМИ

67804,7

1,2

 

0900

здравоохранение и спорт

206373,5

3,8

 

1000

социальная политика

215565,8

3,9

 

1100

межбюджетные трансферты

1846784,7

33,8

 

ИТОГО

5463479,9

100

   
         

 

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», принятым Государственной Думой 6.07.2007 г. определены следующие характеристики федерального бюджета, представленные в таблице 3.

Таблица 3. Основные параметры федерального бюджета на среднесрочный период, млрд. руб.

 

Показатель

2008

2009

2010

 

1.

прогнозируемый объем валового внутреннего продукта

35 000

39 690

44 800

 

2.

уровень инфляции

7

6,5

6

 

3.

прогнозируемый общий объем доходов

6 644

7 465

8 090

 

4.

общий объем расходов

6 570

7 451

8090

 

5.

объем нефтегазового трансферта

2 135

2104

2016

 

6.

нормативная величина Резервного фонда

3 500

3969

4480

 

7.

верхний предел государственного внутреннего долга

1 825

2276

2857

 

8.

прогнозируемый профицит

74

14

0

 
           

 

Таким образом, планы государственного бюджета на 3 года основаны на оптимистическом прогнозе развития российской экономики: рост ВВП, снижение инфляции, устойчивые поступления от нефтегазовой отрасли. Следует обратить внимание также на устойчивый рост резервного фонда и резкое снижение профицита с его окончательной ликвидацией в 2010 году. Объем доходов планируется увеличить на 22%, расходов - на 23%. При этом прогноз роста ВВП - 28%, что позволит несколько сократить нагрузку федерального бюджета на экономику.

2.3 Бюджетный процесс

Организационной основой прогнозирования и планирования государственного бюджета является бюджетный процесс Правовые основы бюджетного процесса регулируются Частью третьей Бюджетного кодекса. - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Законодательство регулирует состав участников бюджетного процесса, их права, полномочия и обязанности; перечень и состав этапов процесса, сроки, документация и ряд других вопросов.

Законодательные органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении.

Стадии бюджетного процесса представлены на рисунке 2.

Составление проекта бюджета основывается на:

- Бюджетном послании Президента;

- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

- основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на 3 года. Следует отметить, что практика трехлетнего планирования введена в РФ только в 2006 году, т.е. первый такой бюджет принят на 2007-2009 гг. До этого момента все бюджеты планировались на 1 год.

Проект бюджета субъекта РФ (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на 1 год или сроком на 3 года в соответствии с законом субъекта (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования).

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива исполнительных органов власти (Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований). Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов и муниципальных образований.

В законе о бюджете содержатся основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит).

Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях (ранее проект рассматривался в 4 чтениях).

Предметом рассмотрения проекта в первом чтении являются:

1. общий объем доходов;

2. нормативы распределения  доходов между бюджетами бюджетной  системы;

3. общий объем расходов;

4. объем нефтегазового  трансферта;

5. верхний предел государственного  внутреннего и внешнего долга;

6. нормативная величина  Резервного фонда;

7. дефицит (профицит) федерального бюджета.

Предметом рассмотрения второго чтения здесь являются:

1. бюджетные ассигнования  по разделам, подразделам, целевым  статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета;

2. распределение между  субъектами РФ межбюджетных трансфертов;

3. программа предоставления  государственных финансовых и  государственных экспортных кредитов;

4. программа государственных  внешних и внутренних заимствований  РФ;

5. программа государственных  гарантий.

В третьем чтении утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект также выносится на голосование в целом.

Заключительный этап процесса - подготовка и утверждение отчета об исполнении. Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона. Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СРЕДНЕСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

3.1 Экономические и законодательные  основы перехода на среднесрочное планирование

В 2008 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысят, по оценкам Министерства финансов РФ, 6 906 тыс. рублей, а к 2010 году - достигнут 8 588 тыс. рублей. Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги - образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.

Информация о работе Государственное финансовое планирование