Государственное финансовое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 71.34 Кб (Скачать файл)

Введение

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное  регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в  экономику.

По вопросам, в каких  пропорциях должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы границы  и направления государственного вмешательства, существует широкий  спектр мнений и подходов - от полного  государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость  выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской  революции”, которая совершила переворот  в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность  самоисцеления экономического спада. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто  не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны.

Таким образом, государственное  регулирование экономики имеет большое значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической  системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает  в известном смысле как экономический  агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой  политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей  подчинения личных интересов общественным. Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом.

 Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

Современная система государственного регулирования социально-экономических  процессов представляет собой сложный  механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной  экономической и социальной политики. Не последнее место в этом механизме  занимают финансово-кредитные инструменты.

Цель данной работы - оценить место  и роль финансового регулирования  экономики и социальной сферы  в общей системе государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие финансового регулирования.

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством  государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

Государственное регулирование  экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Ещё одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с её достижением.

Финансовое регулирование  происходит, с одной стороны, через  стимулирование одних сегментов  экономической системы путём  концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание  иных сегментов на основе ограничения  объёма поступающих в них финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое регулирование  – это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности путём концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объёма финансовых ресурсов в других.

 

 

 

  1. Финансовое регулирование экономики. Финансовые методы стимулирования инновационных процессов.
    1. Финансовое регулирование экономики.

В целях корректировки  со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование. Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъекты хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. То есть финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро -  и макроуровне.

Предпосылками осуществления  государственного финансового регулирования  экономики являются следующие исходные основания:

1. Учет действия объективных  экономических законов развития  общества. Поскольку процесс финансового  регулирования протекает по субъективно  намеченному направлению финансовой  политики и механизму ее воплощения  в хозяйственную практику, мероприятия  этой политики и механизма  будут тем более действенными  и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены  интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах  и соответствующих им экономических  категориях. А в противном случае  будет проявляться реакция отторжения  форм и методов финансового  механизма в реальной экономической  жизни.

2. Разработка научно обоснованной  стратегической программы развития  общества, выражающей коренные интересы  всех его членов. Программа определяется  как цельное, долгосрочное направление,  которое обеспечивает нормативные  акты государства и нижестоящих  структур; допускается корректировка  тактического характера по непредвиденным  обстоятельствам.

3. Наличие демократической  системы выражения взглядов и  представляющих их демократических  институтов для возможности свободного  изъявления интересов всех слоев  населения, социальных, национальных, профессиональных групп. Автократическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию. 

4. Наличие в стране  отлаженной законодательной системы,  четко и оперативно реагирующей  на отступление от норм и  правил поведения в хозяйственной  деятельности. В более широком  смысле слова законодательная  система должна способствовать  формированию «нравственного климата»  в обществе, влияние которого  выходит за рамки чисто юридической  ответственности за оговоренные  в законодательстве нормы, в  том числе и ответственности  за исполнение решения властными  структурами, то есть предполагается  качество управления, компетентность  и порядок во всей иерархической  структуре управления. Данное положение  невозможно осуществить без действия  предпосылки, сформулированной в  пункте 3.

Пункты 3,4 названных предпосылок  представляются, в целом, как наличие  «гражданского общества», то есть такого цивилизованного общественного  устройства, которое создает для  всех членов общества равные возможности  для жизнедеятельности, учитывает  их интересы и потенциал, обеспечивает одинаковую правовую защиту и ответственность.

Результативность, то есть реальный итог государственного финансового  регулирования, достигается при  соблюдении определенных условий его  осуществления. К таким условиям относятся следующие:

а) структурная перестройка  экономики с постепенным развитием  возможно большего набора производств  по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного  потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в  виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных  и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;

б) демонополизация хозяйственных  процессов и структур на всех уровнях  управления и в формах собственности;

в) развитие конкуренции, предпринимательства  на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;

г) возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных  факторов производства (капиталов в  разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и  т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.

Весь процесс регулирования  экономики характеризуется многообразием  объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

Типы включают:

  • экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда)
  • административное.

Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.)

Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных  видах: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.

Наиболее многочисленными  элементами классификации являются методы регулирования, которые могут  быть также как специфичными для  отдельных форм (например, метод  ставки в налогах, конверсия в  займах) или применяться для использования  в нескольких формах (например, метод  сбалансирования в бюджетах и  в финансовых планах хозяйствующих  субъектов, образования резервов в  этих формах, метод индексации для  разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, льготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.

Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются:

1) валютный курс;

2) процентные ставки на  денежный капитал;

3) курсы международных  платежных средств и ценных  бумаг;

4) разнообразные методы  страхования от валютных рисков.

Во внутрихозяйственном  виде регулирования применяются  методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы  отчислений в финансовые фонды и  их использования.

Элементы системы финансового  регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении.

Применяемые элементы-регуляторы действуют в сложной взаимосвязи  в едином экономическом механизме; поэтому государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной  политики, должно тщательно учитывать  экономическое положение и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов  воздействия на экономическое и  социальные интересы верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование экономики