Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 18:21, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Воздействие на социально-экономические
процессы с применением разнообразных
форм и методов как косвенных,
так и прямых, имеет целью обеспечить
эволюцию национального хозяйства,
сопровождающуюся экономическим ростом,
последовательное неуклонное развитие
социальной сферы в определенных
временных периодах функционирования
данной социально-экономической
В процессах регулирования экономики необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретическом плане.
Состояние макроэкономического
равновесия предполагает сбалансирование
важнейших экономических
1) спроса и предложения;
2) товарной и денежной масс;
3) сбережений и инвестиций;
4) инфляции и безработицы;
5) производительности труда и его оплаты;
6)финансовых ресурсов и социально-экономических потребностей
общества;
7) доходов и расходов
государственного бюджета;
8) размеров бюджетного дефицита и источников его покрытия;
9) актива и пассива платежного баланса.
Ясно, что достижение равновесия даже по одному из названных соотношений вызовет одновременно дисбаланс в одном или нескольких других.
Кроме того, на макроэкономический
уровень выходит дисбаланс
Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними.
Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.
Инновация — это конечный
результат инновационной
Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов.
Процессные инновации — это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.
Регулирование инновационной
деятельности во всех развитых странах
мира осуществляется на различных уровнях:
1) на уровне государства в целом;
2) на уровне отдельного региона;
3) на уровне организации, предприятия,
фирмы.
Важнейшими целями государственного
регулирования инновационной деятельности
выступают:
1) обеспечение прогрессивных преобразований
в сфере материального производства;
2) повышение конкурентоспособности национального
продукта на мировом рынке;
3) улучшение экологической ситуации в
стране;
4) укрепление безопасности и обороноспособности
страны.
В условиях рыночной экономики эти цели достигаются путем обеспечения свободы научного творчества, интеграции научной деятельности и образования, правовой охраны интеллектуальной собственности, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и технологий, всемерного развития международного научного сотрудничества.
Система финансирования инновационной
деятельности состоит из взаимосвязанных
элементов с иерархической
Важнейшая форма государственной поддержки развития инноваций – законодательное регулирование инновационной деятельности, всемерная поддержка малого бизнеса, создание благоприятного инновационного климата. Одним из инструментов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности служит разработка инновационных прогнозов концепций развития российской науки. Только за последние годы приняты такие документы, как Концепция инновационной политики на 2001–2005 гг. в России и план действий Правительства РФ по ее реализации, федеральные законы «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (1999 г.), «Об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и др. В этих документах к приоритетным направлениям государственной поддержки отнесены: биотехнологии на основе биоинженерии; атомная и космическая техника; электронно-ионно-плазменные технологии; сверхтвердые материалы, мембраны, катализаторы и др.
Ряд экономистов подразделяет условия, которые создает государство для инновационной деятельности, на экономические, организационные и правовые. К экономическим можно отнести такие факторы, как: уровень развития рыночных отношений; активизация предпринимательства; пресечение недобросовестной конкуренции. Сюда же относятся создание определенных льготных налоговых условий для проведения инновационной деятельности всеми субъектами, развитие лизинга наукоемкой продукции, поддержка отечественной инновационной продукции на международном уровне и др.
Важными факторами организационного регулирования государством инновационной деятельности выступают: государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры; кадровая поддержка инновационной деятельности, содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; информационная поддержка такой деятельности государством, включая обеспечение свободы доступа к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.
К числу правовых условий, создаваемых государством для инновационной деятельности, следует отнести охрану прав и интересов участников инноваций, правовые основы взаимоотношений субъектов, участвующих в инновационной деятельности, и др.
Все перечисленные условия способствуют созданию благоприятного инновационного климата, обеспечению приоритета инновационной деятельности.
Одной из форм корректировки государственной политики в области создания экономики инновационного типа является образованный Указом Президента РФ от 8 ноября 2001г. Совет по науке и высоким технологиям при Президенте России.
Основные задачи Совета: определение приоритетных направлений государственной научно-технической политики и мер по ее реализации; экспертиза проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, касающихся этой политики. Поставлена задача перехода от сырьевой экономики к инновационной. Для этого необходимо создать целостную национальную инновационную систему с развитой инфраструктурой, цивилизованным рынком технологий и правовой охраной результатов интеллектуального труда.
Основными источниками средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, являются:
• бюджетные ассигнования, выделяемые на различных уровнях;
• средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР;
• финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур;
• кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;
• конверсионные кредиты для инновационных проектов;
• иностранные инвестиции;
• средства отечественных и зарубежных научно-инновационных фондов;
• частные накопления физических лиц.
Зарубежная практика свидетельствует, что в условиях нестабильных экономических систем, характеризующихся высоким уровнем инфляционных процессов и их сильного влияния на поведение экономических агентов, рычаги прямого стимулирования со стороны государства (дотации из государственного бюджета, субвенции) должны отступить на второй план. Основным рычагом косвенного стимулирования инновационной активности в производственной сфере выступают налоги и кредит (кредитные ресурсы частных финансовых институтов, а также государственный кредит).
Для России характерна очень низкая инновационная активность (по данным Росстата, в среднем инновациями занимаются 11,2% промышленных предприятий). Можно назвать ряд причин, сдерживающих инновационные вопросы в сфере производства товаров и услуг и в экономике в целом.
Во-первых, отсутствие реального спроса, невостребованность инноваций, поскольку российская экономика не нуждается или не в состоянии использовать результаты научных разработок, а отсутствие потребности определяется невосприимчивостью к инновационному развитию, монополизацией экономики, слабостью механизмов конкуренции. Одним из главных факторов является низкий уровень оплаты труда (намного ниже, чем в развитых странах). Дешевизна труда, обеспечивая относительно низкие издержки и цены, одновременно ориентирует на развитие трудоемких производств и сдерживает использование высокотехнологичных процессов, основанных на автоматизации производства и снижающих издержки за счет минимального использования неквалифицированного ручного труда.
Во-вторых, низкая платежеспособность
заказчиков, связанная с невысокими
реальными доходами основной массы
населения и неспособностью платить
более высокие цены за качественную
продукцию, а также с неспособностью
предприятий приобретать
В-третьих, низкая инвестиционная активность экономики, не способная обеспечить создание конкурентоспособной продукции для мирового и внутреннего рынка.
В-четвертых, недостаточная
численность
В-пятых, высокий коммерческий риск вложения средств в инновационную деятельность.
В-шестых, отсутствие эффективной государственной инновационной политики, учитывающей современные реалии мировых трансформаций и опирающейся на непреложный императив повышения качества жизни, знаний (науки), человеческого потенциала как главной предпосылки, движущей силы всех преобразований в обществе.
Крупные предприятия осваивают
конструкторские и
Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества. Так, одной из важнейших задач, определенных Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики. Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.
Информация о работе Государственное финансовое регулирование экономики