Государственное финансовое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 71.34 Кб (Скачать файл)

Трансферты поступают в регионы  не всегда своевременно и не в полном объеме. Недостаточное финансирование социальных трансфертов сопряжено  и с «непрозрачностью» схемы  движения прямых и обратных денежных потоков на уровне «бюджет региона  — бюджет РФ», что приводит к дефициту информации о бюджетных возможностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие.

Невыполнение государством своих  социальных обязательств, иногда просто в силу сложившихся экономических  условий, подталкивает местных руководителей  к поиску мер, способных смягчить социальные последствия перехода к  рынку. Например, вводятся разные налоги. Кроме того, трансфертные платежи, производимые федеральным центром, зачастую используются бесконтрольно и неэффективно.

Увеличивается нагрузка на местные  бюджеты. Прямые социальные трансферты финансируются как из федерального бюджета, так и из внебюджетных фондов и местных бюджетов. Например, из средств федерального и местного бюджетов финансируется выплата ежемесячного пособия на ребенка, осуществляются компенсации и выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, учреждения и организации, выплачиваются пособия женщинам с детьми, проживающим в сельской местности, оплачиваются расходы на протезирование и изготовление ортопедической обуви, предоставляются пособия и социальная помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других аварий. Из средств федерального и местного бюджетов также происходит возмещение ущерба репрессированным гражданам.

Каждая республика в составе  РФ, область, край и местные органы власти с учетом своих возможностей и условий могут разрабатывать  дополнительные программы помощи малообеспеченным и нетрудоспособным гражданам и  использовать разнообразные формы  социальной поддержки — денежные выплаты, льготные кредиты и налогообложение, пособия на приобретение отдельных  товаров и услуг, социальные ваучеры  и кредитные карточки, купонные книжки, натуральные выдачи благ.

Важное место в системе финансирования социальных трансфертов занимают целевые  бюджетные и внебюджетные фонды  — Пенсионный, социального страхования, Государственный фонд занятости  и др. Образование таких целевых  фондов обеспечивает гарантии социальной защиты и поддержки различных  групп населения и отраслей социальной сферы (подробно см. гл. 13).

Расширение  источников финансирования

На современном этапе переходного  периода происходит расширение источников финансирования социальных трансфертов. Часть из них финансируется частными компаниями и пенсионными фондами  за счет взносов физических и юридических  лиц. Это различные формы частного страхования от социальных рисков (разновидность  добровольного страхования). Здесь  действуют принципы рыночной эквивалентности  индивидуальной оценки социального  риска, зависимости размера возмещения от платежеспособности застрахованного  лица и др. Добровольное страхование  строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при  отсутствии страховой поддержки  государства.

Становление системы социального  страхования и обеспечения РФ связано с принятием законов  «О государственных пенсиях в  Российской Федерации» (1990), «О занятости  населения в Российской Федерации» (1991), «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» (1991), а также указов Президента РФ о фонде социального страхования  в РФ, о негосударственных пенсионных фондах, Гражданского кодекса РФ. С переходом к рыночной экономике возрастет роль отдельных граждан как плательщиков страховых взносов и расширится круг видов страхования.

Возрастает значение фондов социального  развития предприятий, учреждений и  организаций, которые в переходный период оказывают определенную социальную поддержку трудовым коллективам  и семьям работников. Они могут  использоваться для оказания прямой материальной помощи работникам в приобретении жилья, товаров длительного пользования, садово-огородных участков, для финансирования объектов социальной инфраструктуры предприятий.

Однако спад производства и убыточность  многих предприятий, рост цен на важнейшие  средства производства вынуждают администрацию  и трудовые коллективы предприятий  отказываться от содержания объектов социальной инфраструктуры, увеличивающих  их убытки, стремиться к передаче их на баланс местных органов власти. Между тем отсутствует программа  увязки приватизации государственных  и муниципальных предприятий  с передачей их социальной инфраструктуры на содержание местных бюджетов, многие из которых далеко не достаточны для  финансирования дополнительных социальных объектов.

Система социальных трансфертов в  условиях рынка включает деятельность многочисленных благотворительных  фондов и организаций, число которых  растет. Наиболее крупными из них являются Фонд мира, Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья, Детский фонд и др. Эти фонды осуществляют свою деятельность на основе собственных уставов и оказывают целевую социальную поддержку различным группам нуждающихся, нетрудоспособных граждан, а также учреждениям социальной сферы, находящимся в бедственном положении (детские дома, музеи, школы-интернаты, дома престарелых, больницы и др.).

Вместе с тем необходимы меры, противодействующие коммерциализации этих фондов, разработка и реализация политики их государственного регулирования, налоговых льгот и установление демократического контроля за их деятельностью. Этому способствует принятие федеральных законов «О некоммерческих организациях» (1995), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995), «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997).

Социальная защита интересов и  прав граждан в условиях переходной экономики возложена также на многочисленные ассоциации трудящихся различных профессий (например, ассоциации медицинских работников, актерские  гильдии), творческие союзы (композиторов, театральных деятелей, художников, писателей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
 
Эффективность процесса финансового регулирования экономики зависит от способности государственных структур комплексно осуществлять следующие мероприятия: 

  •  
    систематически совершенствовать формы организации финансовых отношений в целях усиления их регулирующего воздействия на воспроизводство; 
  •  
    своевременно аккумулировать денежные средства, необходимые для удовлетворения совокупных воспроизводственных потребностей; 
  •  
    определять направления наиболее рационального расходования финансовых ресурсов и оценивать социально-экономическую эффективность их освоения; 
  •  
    выявлять причины и принимать меры для устранения отклонений фактически складывающихся пропорций формирования и использования средств общегосударственных денежных фондов от требуемых для нормального развития социально-экономических процессов; 
  •  
    проводить действенный контроль за ходом финансового перераспределения стоимости. 

Для построения эффективной  системы государственного регулирования  и рационального применения финансовых регуляторов целесообразно создание и постоянное обновление определенного  набора базовых показателей (индексов), позволяющих адекватно оценивать  и своевременно корректировать состояние  экономики.

Современный этап развития нашей страны требует совершенствования  ценового регулирования, комбинированного проведения жесткой финансовой и  более свободной экспансионистской  денежной политики, нацеленных на рост инвестиций и общий подъем экономики. Это предполагает активное использование  государственного программирования - одного из наиболее прогрессивных, судя по мировому опыту, методов централизованного  управления. Основной целью программирования должна быть координация государственных  мероприятий, направленных на регулирование  инвестиций, распределение кредитов, определение приоритетов бюджета, управление денежным рынком посредством  изменений процентной ставки и правил кредитования и т.д. Программирование, позволяющее комплексно использовать необходимые средства финансового  регулирования экономики, избегать несогласованности и противоречивости в проведении регулирующих мероприятий  должен рассматриваться как один из способов рационализации направлений  использования финансовых ресурсов и повышения действенности их влияния на воспроизводственный  процесс.

Отечественной системе финансового  регулирования экономики и социальной сферы предстоит пройти многие этапы  становления, но несомненно одно - подходы к решению стоящих перед ней задач, к оценке ее влияния на воспроизводство, поиску направлений повышения эффективности одноименного механизма и совершенствование соответствующего процесса должны базироваться на подлинно научной теории финансового воздействия и объективном анализе конкретной исторической обстановки.

 


Информация о работе Государственное финансовое регулирование экономики