Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 18:21, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Трансферты поступают в
Невыполнение государством своих социальных обязательств, иногда просто в силу сложившихся экономических условий, подталкивает местных руководителей к поиску мер, способных смягчить социальные последствия перехода к рынку. Например, вводятся разные налоги. Кроме того, трансфертные платежи, производимые федеральным центром, зачастую используются бесконтрольно и неэффективно.
Увеличивается нагрузка на местные бюджеты. Прямые социальные трансферты финансируются как из федерального бюджета, так и из внебюджетных фондов и местных бюджетов. Например, из средств федерального и местного бюджетов финансируется выплата ежемесячного пособия на ребенка, осуществляются компенсации и выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, учреждения и организации, выплачиваются пособия женщинам с детьми, проживающим в сельской местности, оплачиваются расходы на протезирование и изготовление ортопедической обуви, предоставляются пособия и социальная помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других аварий. Из средств федерального и местного бюджетов также происходит возмещение ущерба репрессированным гражданам.
Каждая республика в составе РФ, область, край и местные органы власти с учетом своих возможностей и условий могут разрабатывать дополнительные программы помощи малообеспеченным и нетрудоспособным гражданам и использовать разнообразные формы социальной поддержки — денежные выплаты, льготные кредиты и налогообложение, пособия на приобретение отдельных товаров и услуг, социальные ваучеры и кредитные карточки, купонные книжки, натуральные выдачи благ.
Важное место в системе
На современном этапе
Становление системы социального
страхования и обеспечения РФ
связано с принятием законов
«О государственных пенсиях в
Российской Федерации» (1990), «О занятости
населения в Российской Федерации»
(1991), «О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации»
(1991), а также указов Президента РФ
о фонде социального
Возрастает значение фондов социального
развития предприятий, учреждений и
организаций, которые в переходный
период оказывают определенную социальную
поддержку трудовым коллективам
и семьям работников. Они могут
использоваться для оказания прямой
материальной помощи работникам в приобретении
жилья, товаров длительного
Однако спад производства и убыточность
многих предприятий, рост цен на важнейшие
средства производства вынуждают администрацию
и трудовые коллективы предприятий
отказываться от содержания объектов
социальной инфраструктуры, увеличивающих
их убытки, стремиться к передаче их
на баланс местных органов власти.
Между тем отсутствует
Система социальных трансфертов в условиях рынка включает деятельность многочисленных благотворительных фондов и организаций, число которых растет. Наиболее крупными из них являются Фонд мира, Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья, Детский фонд и др. Эти фонды осуществляют свою деятельность на основе собственных уставов и оказывают целевую социальную поддержку различным группам нуждающихся, нетрудоспособных граждан, а также учреждениям социальной сферы, находящимся в бедственном положении (детские дома, музеи, школы-интернаты, дома престарелых, больницы и др.).
Вместе с тем необходимы меры, противодействующие коммерциализации этих фондов, разработка и реализация политики их государственного регулирования, налоговых льгот и установление демократического контроля за их деятельностью. Этому способствует принятие федеральных законов «О некоммерческих организациях» (1995), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995), «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997).
Социальная защита интересов и прав граждан в условиях переходной экономики возложена также на многочисленные ассоциации трудящихся различных профессий (например, ассоциации медицинских работников, актерские гильдии), творческие союзы (композиторов, театральных деятелей, художников, писателей).
Заключение
Эффективность процесса финансового регулирования
экономики зависит от способности государственных
структур комплексно осуществлять следующие
мероприятия:
Для построения эффективной
системы государственного регулирования
и рационального применения финансовых
регуляторов целесообразно
Современный этап развития
нашей страны требует совершенствования
ценового регулирования, комбинированного
проведения жесткой финансовой и
более свободной
Отечественной системе финансового
регулирования экономики и
Информация о работе Государственное финансовое регулирование экономики