Государственные внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности внебюджетных фондов и рассмотрение эволюции системы пенсионного, медицинского и социального страхования в РФ.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
• изучить понятие, роль и структуру современных внебюджетных фондов.
• изучить источники формирования и механизм работы государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Понятие и признаки государственных внебюджетных фондов……...5
2. Пенсионный фонд РФ
2.1. Сущность Пенсионного фонда РФ…………………………….10
2.2. Реформирование системы пенсионного обеспечения……….13
3. Фонд социального страхования РФ
4. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ……………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………….....27
Список литературы….............................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 63.27 Кб (Скачать файл)

Начиная с 2011 года тарифы страховых взносов возрастут  и будут составлять: в ПФ - 26%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 2,1% и в ТФОМС - 3%. Суммарная ставка достигнет 34%. В период с 2011 по 2014 включительно будут действовать пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой экономической зоны, налогоплательщиков ЕСХН, коренных малочисленных народов Севера и организаций инвалидов.

Начиная с 2015 года все льготные тарифы отменяются. В целом порядок  исчисления и уплаты страховых взносов  принципиально не отличается от применявшегося до 2010 г.

 

 

 

Пенсионный  фонд Российской Федерации

2.1. Сущность Пенсионного  фонда РФ

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

В структуре Пенсионного  фонда - 7 Управлений в Федеральных  округах Российской Федерации, 81 Отделение  Пенсионного фонда в субъектах  РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных  управлений во всех регионах страны.

К основным задачам Пенсионного  фонда относятся:

  1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
  2. капитализация средств ПФ РФ и привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  3. организация государственного банка данных по всем плательщикам страховых взносов;
  4. совместный с налоговыми органами контроль за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
  5. проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц, относящихся к компетенции ПФ РФ;
  6. проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  7. межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
  8.  

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций:

  1. учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  2. назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих;
  3. назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.;
  4. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
  5. взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов;
  6. выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  7. управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  8. реализацию Программы государственного софинансирования пенсии.

Бюджет Пенсионного  фонда РФ формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • средств федерального бюджета;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • иных источников, не запрещенных законодательством РФ. 

Бюджет Пенсионного  фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

  • трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
  • социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);
  • пенсия за выслугу лет;
  • пособие одиноким матерям;
  • пенсия военнослужащим и членам их семей;
  • пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

Расходы, не предусмотренные  бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляется только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

 

2.2. Реформирование  системы пенсионного обеспечения

До 2002 года пенсионная система  России был построена по распределительному принципу, основанному на солидарности поколений.

Все средства, которые за период работы каждого гражданина перечислялись  работодателем на пенсионное обеспечение, шли в "общий котел". Эти средства распределялись государством на всех граждан, получающих пенсию на текущий  момент, при этом размер пенсии не зависел  от трудового вклада того или иного  человека. То есть лица, платившие страховые  взносы, получали при достижении пенсионного  возраста право на пенсию, которая  финансировалась, в свою очередь, следующими поколениями плательщиков страховых  взносов.

При распределительной системе  учитываются только общие показатели: трудовой стаж, размеры заработка  за определенный период времени, льготы. Поскольку распределительная система  устанавливает тесную связь между  числом работающего населения и  пенсионерами, с сокращением первых или увеличением вторых уменьшается  и размер пенсий. Население государства  считается старым, если в его структуре  доля людей в возрасте от 65 лет  и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа - «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника - становится затруднительным. В результате этой тенденции возникла необходимость  к переходу от распределительной  системы.

В связи с необходимостью изменения формы пенсионного  обеспечения была проведена пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в  декабре 2001г. и вступления в силу с января 2002г. нового пенсионного  законодательства. Данная реформа стала  крупнейшим социальным проектом в Российской Федерации. С вступлением в силу с 2002 года федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионом страховании" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в стране запущен механизм пенсионной реформы.

Основными задачами реформы являются:

  1. достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы;
  2. повышение уровня пенсионного обеспечения граждан;
  3. формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Таким образом, государство  перешло к смешанной системе  пенсионного обеспечения, которая основана на распределительных и накопительных принципах, а также индивидуальном учете обязательств государства перед каждым работником.

В составе единого  социального налога работодатель перечисляет  в ПФ РФ 20% фонда оплаты труда, которые идут на формирование трех частей трудовой пенсии:

  1. Базовая часть - устанавливается государством в виде фиксированной суммы. На формирование базовой трудовой пенсии идет 6% фонда оплаты труда.
  2. Страховая часть - зависит от результатов труда конкретного человека, то есть от трудового стажа и заработной платы. Для лиц 1967г. рождения и моложе на финансирование страховой части трудовой пенсии приходится 8% фонда оплаты труда, а для лиц 1966 г. рождения и старше - 14%.
  3. Накопительная часть - зависит от накопленной суммы застрахованного лица, учтенной в специальной части его индивидуального лицевого счета и ожидаемого периода выплаты пенсии, образуется у граждан 1967 г. рождения и моложе и составляет 6% от фонда оплаты труда. На каждого работающего гражданина в начале его трудовой деятельности открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии. То есть, где бы человек не работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах в пенсионную систему будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой счет. Итоговый размер пенсии зависит от средств, накопленных на индивидуальном лицевом счете. Чем выше заработок, тем больше средств окажется на нем. При наступлении страхового случая, определенного пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета, человеку назначается пенсия. Отношения лиц, участвующих в процессе персонифицированного учета, определены Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.96 № 27-ФЗ.

Накопительная часть трудовой пенсии может

  • остаться в ПФР, при этом, в зависимости от выбора будущего пенсионера может быть инвестирована через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк), негосударственную управляющую компанию. В этом случае к моменту выплаты пенсии пенсионные накопления возвращаются в ПФР. Пенсию рассчитывает и выплачивает ПФР.
  • быть передана в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) по заявлению застрахованного лица (начиная с 2004 года). В этом случае НПФ рассчитывает и выплачивает пенсию с момента наступления пенсионных оснований.

Также с 2009 года у граждан  появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом (56-ФЗ от 30.04.2008 г.) предусмотрены  две стороны софинансирования взносов  гражданина - государство (которое удваивает  сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который  на софинансирование взносов работника  до 12 тысяч рублей получает налоговый  вычет). Любой гражданин может  вступить в эту программу, подав  через бухгалтерию своего предприятия два документа - заявление в ПФР о вступлении в программу и заявление работодателю с просьбой установить ежемесячное перечисление из зарплаты на накопительную часть индивидуального лицевого счета гражданина (рекомендуемый размер - 1 тысяча рублей в месяц). Также в программу могут вступать и несовершеннолетние граждане.

"За неполных 3 месяца 2010 года сумма платежей  граждан, участвующих в программе государственного софинансирования пенсии, превысила 500 млн. рублей. Эта цифра более чем вдвое превышает сумму взносов, которые участники программы внесли в течение I квартала 2009 года (244,3 млн. рублей)", - говорится в пресс-релизе ПФР.

С момента начала действия программы, то есть с 1 января 2009 года, к ней, по данным фонда, присоединилось 2,3 млн. человек, общая сумма их взносов составила 3,02 млрд. рублей.

Как отмечается в сообщении ПФР, чтобы получить государственное софинансирование, участник программы должен в течение года перечислить в фонд своей будущей пенсии от 2 тыс. до 12 тыс. рублей. В этом случае государство удвоит эти деньги.1

Применительно к  пенсионной системе работодатели являются страхователями (плательщиками страховых  взносов), работники -застрахованными лицами, а Пенсионный фонд Российской Федерации -страховщиком, осуществляющим администрирование страховых взносов.

Ежеквартально, до 1 -го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда отчетность в виде Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В связи с заменой  единого социального налога страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2010 года произошли изменения и в структуре трудовых пенсий. Трудовая пенсия на сегодняшний день состоит из двух частей - страховой и накопительной. Таким образом, вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии, как составная часть страховой части трудовой пенсии.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части  трудовой пенсии по старости) устанавливается  в твердом размере. При этом применяется  порядок его дифференциации. Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 14% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме (20%) поступают на страховую часть трудовой пенсии.

С 1 апреля вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2010 г. № 167 г. Москва "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2010 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца", в соответствии с которым размер страховой части трудовой пенсии по старости, инвалидности и по потере кормильца увеличивается на 6,3%.2

Пенсионный капитал на индивидуальном лицевом счете ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям  ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль  уплаченных взносов и полученного  инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен  застрахованному лицу в виде пенсии.

Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы  на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

 

 

 

 

 

 

3. Фонд  социального страхования РФ

Фонд социального  страхования РФ создан с 1 января 1991 года в соответствии с постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 "О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР". В настоящее время Фонд социального страхования РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды