Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа
Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ.
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Государственный бюджет РФ
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.2 Социальная политика РФ
Глава 2. Анализ государственного бюджета РФ
2.1 Структура и динамика государственного бюджета РФ
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета
2.3 Анализ социальной политики
Глава 3. Пути совершенствования государственного бюджета РФ
Заключение
Список используемой литературы
Пенсионный фонд. Цель его - государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Пенсионный фонд формируется главным образом за счет средств единого социального налога, поступающих из федерального бюджета, и страховых взносов предприятий всех форм собственности, работников, работающих по найму, на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии. Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от полутора до шести лет, компенсаций пенсионерам и др.
Фонд
социального страхования
Источниками формирования Фонда социального страхования РФ служат: страховые взносы предприятий и организации всех форм собственности в размере 5,4% от величины начисленной оплаты труда; ассигнования из республиканского бюджета РФ; добровольные взносы юридических и физических лиц и др.
Бюджетные ассигнования - один из важных источников этих социальных фондов. Бюджетные средства поступают в эти фонды главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Во внебюджетные фонды могут также направляться бюджетные дотации.
Наиболее крупные ассигнования из бюджета выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения (12%), социальную помощь (16%), пенсии военнослужащим (16%) и работникам правоохранительных органов (10%). Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%). За счет средств федерального бюджета финансируются в основном пенсии военнослужащим и работникам, правоохранительным органам, а также расходы на осуществление миграционной политики.
За счет региональных бюджетов финансируются главным образом учреждения соцобеспечения, социальная помощь, прочие мероприятия социальной политики, молодежная политика, пособия гражданам, имеющим детей. Эти средства используются для строительства и содержания домов-интернатов для престарелых и инвалидов, на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами, для их обучения и трудового устройства, оказания им санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям и др.
Важное место в расходах федерального бюджета на осуществление социальной политики занимает финансирование федеральных программ "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Севера", "Планирование семьи", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Организация летнего отдыха детей" и др.
Наибольший объем средств территориальных бюджетов, направляемых на осуществление социальной политики, ассигнуется на содержание учреждений социального обеспечения и на социальную помощь населению. Эти средства используются на следующие цели:
1)социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми. В том числе на выплату пособий, доплат и компенсаций, на оказание натуральной помощи, организацию досуга детей, на льготы, предоставляемые семьям с детьми;
2)социальная поддержка пожилых граждан. В том числе материальная поддержка, оказание социальной помощи, натуральная помощь;
3)социальная поддержка инвалидов (материальная помощь, предоставление льгот);
4)социальная поддержка молодежи. В том числе на укрепление здоровья, материальную помощь, мероприятия по молодежной политике, содействие занятости трудоустройству.
Правительство
РФ в пределах средств, предусмотренных
по разделу "Национальная экономика"
функциональной классификации расходов
бюджетов РФ на мероприятия в топливно-
Глава
2. Анализ государственного
бюджета РФ
2.1
Структура и динамика
государственного бюджета
РФ
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Федеральный бюджет на 2009–2011 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год составил 6 713,8 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 6 950 и 7 455,7 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2009 год прогнозируются в размере 9 931,4 млрд. руб., на 2010 год 9 886,9 млрд. руб., а в 2011 году 93889,8 млрд. руб.
Основные
характеристики федерального бюджета
на 2010 год и на плановый период 2011
и 2012 год сформированы на основе прогноза
социально-экономического развития Российской
Федерации на 2010-2012 годы (таблица
1):
Таблица
№1. Основные характеристики федерального
бюджета 2009 год и период 2010 и 2011годов
Показатели | 2009 | 2010 | 2011 | ||
Доходы, млрд. руб. | 6 713,8 | 6 950,0 | 7 455,7 | ||
%% к ВВП | 17,2 | 16,1 | 15,5 | ||
Расходы, млрд. руб. | 9 931,4 | 9 886,9 | 9 389,8 | ||
%% к ВВП | 25,5 | 22,9 | 19,5 | ||
Дефицит/профицит, млрд. руб. | -3 217,6 | -2 936,9 | -1 934,1 | ||
%% к ВВП | -8,3 | -6,8 | -4,0 |
В 2010-2011 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% к ВВП в 2009 году до 16,1% в 2010, 15,5% в 2011 году. В номинальном выражении в 2010-2011 годах планируется рост доходов в среднем на 6,3% в год (таблица 1):
Таблица №2. Доходы федерального бюджета на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов
Показатели | 2009 | 2010 | 2011 |
Доходы, всего (млрд. рублей) | 6 713,8 | 6 950,0 | 7 455,7 |
в том числе: | |||
Нефтегазовые доходы (млрд. рублей) | 2 797,6 | 3 194,7 | 3 311,8 |
Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей) | 3 916,2 | 3 755,3 | 4 143,9 |
Темпы прироста доходов к предыдущему году,% | -27,6 | 3,5 | 7,3 |
в том числе: | |||
Нефтегазовые доходы | -36,3 | 14,2 | 3,7 |
Ненефтегазовые доходы | -19,9 | -4,1 | 10,3 |
Нефтегазовые доходы | 41,7 | 46,0 | 44,4 |
Ненефтегазовые доходы | 58,3 | 54,0 | 55,6 |
Основными
источниками финансирования дефицита
федерального бюджета в 2010 году являются
средства Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния, в 2011-2012
годах – иные источники финансирования
дефицита федерального бюджета. Рассмотрим
таблицу №3.
Таблица №3 – Источники покрытия дефицита федерального бюджета, млрд.руб
Наименование | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего | 3 418,8 | 3 186,6 | 2 011,7 | 1 563,8 |
в %% к ВВП | 8,9 | 7,5 | 4,3 | 3,0 |
в том числе: | ||||
за счет средств Резервного фонда | 3028,3 | 1 674,6 | 5,6 | - |
в %% к ВВП | 7,9 | 4,0 | ||
за счет Фонда национального благосостояния | - | 681,7 | 737,0 | 712,1 |
в %% к ВВП | - | 1,6 | 1,6 | 1,4 |
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета | 405,2 | 830,3 | 1 269,1 | 851,7 |
в %% к ВВП | 1,05 | 2,0 | 2,7 | 1,6 |
Бюджетная политика в области доходов
В части налогового законодательства приняты следующие решения:
а) индексация ставок акцизов
б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м;
в) увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (для юридических лиц); за совершение действий, связанных с приобретением гражданства или выходом из него, а также с въездом или выездом из страны; за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий);
г)
увеличение средних ставок транспортного
налога, установленных статьей 361 Налогового
кодекса Российской Федерации, в
два раза, при этом сохранив действующий
в настоящее время минимальный
уровень налоговых ставок, разрешив
органам власти субъектов Российской
Федерации увеличивать(
По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений:
а) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100%;
б) зачисление в доход федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
В таможенном законодательстве будут осуществляться следующие меры:
а) установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;
б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен.
Основные подходы к формированию бюджетных расходов.
В
качестве основных приоритетов бюджетных
расходов Бюджетным посланием