Государственный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ.
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственный бюджет РФ
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.2 Социальная политика РФ
Глава 2. Анализ государственного бюджета РФ
2.1 Структура и динамика государственного бюджета РФ
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета
2.3 Анализ социальной политики
Глава 3. Пути совершенствования государственного бюджета РФ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 148.42 Кб (Скачать файл)

     8) усиление страхового надзора  и регулирования рынка страховых  услуг.

     Большое внимание следует уделить социальной политике, т.е. реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданию новой пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров.

     Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены дискриминационных  мер в отношении продукции  наших фирм.

     Необходимо  провести административную реформу. Цель реформы – сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтрольным обществу. Важное направление административной реформы – борьба с коррупцией.

     Задача  подъема России напрямую связана  с развитием местного самоуправления – снижение федеральной опеки, больше доверия регионам. Но за центром  всегда остаётся регулирование, контроль и координация. Один из эффективных  рычагов региональной политики –  федеральные трансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых на конкретные цели. От местных властей  во многом зависит проведение жилищно-коммунальной реформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка которого – аксиома  стабильной экономики.

     В основу формирования и реализации бюджетной  политики положены стратегические целей  развития страны, определенных в ежегодных  Посланиях Президента Российской Федерации.

     Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство  должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества  граждан, развитию рынка жилья. В  сфере его прямой ответственности  — удовлетворение потребностей граждан  в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной  помощи.

     Основа  для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых  рабочих мест, рост заработной платы  в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей  к государству и готовность инвестировать  в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

     Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для  развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой  страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф  постоянно растет, и долг государства  — сделать все для защиты граждан  от этих угроз. Обеспечение высокой  боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

     Создание  условий для будущего развития —  важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены  в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация  самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для  достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической  проблемы.

     Достижение  многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных  внебюджетных фондов.

     Однако  решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный  бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

     Именно  поэтому конкретные требования к  бюджетной политике ежегодно формулируются  в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

     Важнейшие задачи нового этапа бюджетной политики включают:

    • приоритет долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, позволяющего учитывать стратегические приоритеты экономической политики;
    • повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
    • повышение доступности и качества государственного образования и здравоохранения,
    • снижение бедности, повышение результативности социальной политики,
    • конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов, расширение практики привлечения негосударственных предприятий к выполнению услуг, финансируемых из государственного бюджета;
    • открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.

     Бюджетная стратегия должна быть ориентирована  на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при  безусловном учете критериев  эффективности и результативности бюджетных расходов.

     «В  качестве макроэкономических условий  базового сценария стратегии использовались «Исходные условия на период до 2023 года» 

     Зачем нужна бюджетная стратегия до 2023 года Минфину и правительству? 
          Такого рода документы во всем мире стали готовиться последние 20 лет, глубина планирования везде, где они готовились,— а прежде всего это страны ОЭСР — от десяти до семидесяти пяти лет. Везде их разработка — следствие демографических проблем. Решения в этой области финансовоемки. Всем развитым странам приходится увязывать демографию и налоговую политику через сбалансированный бюджет. 
Конечно, долгосрочные бюджетные концепции — это не бюджетное планирование в обычном понимании. Речь идет о моделировании бюджетной политики на длительную перспективу при сравнении инерционного сценария и сценариев проведения реформ. В первую очередь — в области пенсионной сферы, социальных расходов и здравоохранения. Прогноз параметров бюджета позволил выявить серьезные дисбалансы при сохранении инерционных подходов. Решить проблемы, которые неизбежны при таких дисбалансах, нельзя ни за два, ни за три года. Только срок подготовки к решению таких проблем занимает как минимум пять—десять лет. Расчеты показали предстоящие дисбалансы. Именно поэтому выводы в бюджетной стратегии выглядят и резкими, и неожиданными, и жесткими. Без этой работы эти вызовы не были бы видны или, по крайней мере, оставались бы спорными. Одна из целей бюджетной стратегии — определить приоритеты расходов и сферы проведения институциональных реформ. Сами по себе дисбалансы никуда не исчезнут, если не проводить реформы, которые их устранят.

     Выявленные Минфином дисбалансы в случае России 
          Первый дисбаланс связан с зависимостью экономики России от нефти. Именно она привела страну к дефолту 10 лет назад, и в ближайшие 15 лет эти риски сохраняются и усиливаются. Выявлены две тенденции — прирост объемов расходов и доходов бюджета с 2000 по 2007 год и их постепенное сокращение с 2008 по 2023 год. С 2000 года доходы всей бюджетной системы составляли 35,7% ВВП, сегодня это 36,7% ВВП. Мы жили в благоприятный период, но благополучие это было определено прежде всего ростом цен на нефть. Все доходы, связанные с ростом нефтяных цен, росли — таможенные пошлины, НДПИ, налоги на природные ресурсы выросли с 4,2% до 10,6% ВВП. В это же время как мы распорядились доходами? Непроцентные расходы консолидированного бюджета без трансфертов внебюджетным фондам выросли с 22,3% до 25,3% ВВП. 
Период с 2000 по 2007 год можно охарактеризовать как попытку компенсировать недофинансирование бюджетных отраслей в 90-х годах и нащупать приоритеты. А теперь посмотрим в 2023 год. Доходы консолидированного бюджета с 35,7% ВВП уменьшаются до 22,8%. 
          Все параметры бюджетной стратегии рассчитаны по майскому прогнозу Минэкономики. Позднее министерство увеличило прогноз цен на нефть, который и был взят за основу концепции долгосрочного развития России до 2020 года. Даже майский прогноз очень оптимистичен. Согласно ему, средняя цена на нефть в текущих ценах за период с 2012 по 2023 год увеличивается с $72 до $106 за баррель, а в постоянных ценах 2012 года — с $72 до $81. Нефтяные цены исторически никогда такими высокими не были. Другие параметры в прогнозе Минэкономики тоже оптимистичны: экономический рост в нем не снижается ниже 6%, рост добычи газа на уровне чуть выше 2% в год планируется до 2021 года, а затем уменьшается до 1%. Рост добычи нефти на всем периоде сохраняется на уровне 1-2%. 
В любом случае весь период с 2009 по 2023 год цена на нефть будет оказывать все менее значимое влияние на доходы бюджета. Она уже не имеет решающего значения: какой бы она не была высокой, поддержка доходов бюджетной системы в отношении к ВВП при снижении доли сектора к ВВП на длительную перспективу уже невозможна. Если у нас нет таких доходов к ВВП, то у нас не может быть таких расходов, меняется масштаб экономики. Вот как это выглядит в цифрах. Расходы консолидированного бюджета сокращаются с 34,3% ВВП в 2010 году до 31,9% в 2023 году, федерального бюджета — с 17,7% ВВП до 15,1%. Изменения во внешней конъюнктуре, которые бы изменили цифры существенно, почти невероятны. 
Из этого, увы, следует, что в ближайшие десятилетия государство будет находиться в ситуации необходимости сокращения госрасходов. Это совершенно новый тренд. Принимая летом предложения министерств и ведомств по расходным статьям бюджета на 2009-2011 годы и нынешнее изобилие доходов не навсегда. Заявки министерств по некоторым разделам превосходили реальные возможности уже в несколько раз. Наконец, есть и еще одна задача — это обеспечение сбалансированности пенсионной системы. 
         Проблемы пенсионной системы в России.

     Ряд позиций, которые выглядят на фоне нынешних дискуссий очевидными, но часто забываемыми. Первая — до 2022 года для женщин, а  в случае с мужчинами — до 2027 года накопительная компонента пенсионной системы еще не заработает. В ближайшие 15 лет мы имеем дело с распределительной  пенсионной системой. Второе — для  инвестирования пенсионных накоплений требуется развитый финансовый рынок, который находится в стадии становления. Третье — начинает сокращаться численность  занятого населения при увеличивающейся  численности пенсионеров, связанной  с ростом продолжительности жизни  до 72 лет к 2020 году. По прогнозу Минэкономики, численность занятого населения  уменьшится с 68,8 млн человек в 2007 году до 63,2 млн человек в 2023 году. Это увеличит демографическую нагрузку на работающих. 
Таким образом, есть три задачи в области сбалансированности пенсионной системы к 2022-2027 годам, когда может быть создан достаточный ресурс для решения проблемы для большинства граждан. Первая — стабильность макросреды и снижение инфляции, которые стимулировали бы сбережения. Вторая — ускоренное развитие финансового рынка, который бы предоставил инструменты для пенсионной системы. Третья — пенсионное обеспечение в переходный период, до 2022-2027 годов. Целому поколению граждан, даже сейчас выходящих на пенсию, мы должны обеспечить достойную пенсию после не менее чем 30 лет трудового стажа.

     На  самом деле, есть и четвертая проблема. Ушедшие на пенсию и 20 лет назад, и 5 лет назад, к сожалению, имеют  очень похожую пенсию, которая, по сути, превратилась в социальное пособие. Трудовой стаж или вклад при ее определении имеет несущественное значение. Последние даже шесть лет после начала работы новой пенсионной системы, где была выделена базовая пенсия и страховая часть, базовая пенсия составляла примерно 38%, а страховая соответственно 62%. Сегодня базовая составляет примерно 49%, а страховая — 51%. То есть страховая часть в силу недостатков формирования для нее налоговой базы быстро теряет смысл, который в нее был заложен в 2002 году. Мы должны еще и вернуть стимулы в систему, вернуть роль заработка и стажа в определении пенсии до 2023 года и позже.

     Еще есть проблемы уровня пенсий. Сейчас средняя  пенсия чуть более 4 тыс. рублей в месяц. В 2000 году средняя пенсия к средней  заработной плате, что называют коэффициентом  замещения, составляла 31%, а в прошлом  году — 23%. Действующая налоговая  система не обеспечивает поддержание  этого соотношения даже в ближайшие  годы. В правительстве есть общее  мнение, что ЕСН нужно реформировать  и поступления в Пенсионный фонд должны увеличиться. Если мы не будем  решать эту проблему, то более четверти населения, а через 15 лет — почти  треть населения ухудшит материальное положение. 
         Минфин считает, что до 2023 года должен существовать целевой ориентир для формирования пенсии — коэффициент замещения пенсией среднего заработка в размере 30%. С 2023 года начинается второй этап реформы системы — увеличение доли в пенсионных доходах будущего накопительной обязательной и добровольной составляющей. Позиция Минздравсоцразвития — пенсия в ближайшие 15 лет должна достигнуть 2,5 прожиточного минимума, сейчас около одного. Этот вариант меньше, чем предлагает Минфин,— к 2023 году 3,75 прожиточного минимума. Обе стратегии предполагают повышение нагрузки на работодателя по страховым взносам. 
          Сейчас инфляция скакнула до 15% июнь к июню, и стабильность — вновь актуальный вопрос. Пока сохраняется зависимость ситуации на фондовом рынке, в бюджете, в банковской системе от цены на нефть — ситуация будет той же. Последний инфляционный всплеск дал правительству урок, и он, на мой взгляд, достаточен, чтобы заставить себя с 2009 года обеспечивать для России цивилизованную макроэкономическую политику. 
         Расчеты по концепции до 2020 года предполагают в результате снижения НДС дополнительный экономический рост 0,3-0,4% в год в течение ближайших двух-трех лет. Но Минэкономики не учитывает в этом расчете повышение инфляции, снижение стимулов для сбережений. Мы завершаем обработку такого расчета, пока мы делаем вывод, что влияние снижения НДС на экономический рост составит 0-0,1% роста ВВП в год. 
Ну и наконец, еще один эффект — влияние снижения НДС на производство продукции высокой добавленной стоимости. Исходная точка дискуссии — налогообложение добавленной стоимости само по себе тормозит создание продукции с высокой добавленной стоимостью. Увы. С точки зрения прямого счета эффект снижения налога вообще нейтрален. 
Идет спор, будет ли восстановление доходов НДС при таком сокращении и выходе бизнеса из тени. Собираемость доходов не поддается прогнозу и не может служить основой для планирования расходов. Собираемость зависит и от цен на нефть, и от экономического цикла, и от политической стабильности, и от действий налоговой службы. Поэтому, на мой взгляд, восстановления доходов не произойдет и при нарастающих проблемах пенсионной системы, инфраструктурной обеспеченности это приведет к необходимости роста налогов.

Информация о работе Государственный бюджет РФ