Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа
Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ.
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Государственный бюджет РФ
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.2 Социальная политика РФ
Глава 2. Анализ государственного бюджета РФ
2.1 Структура и динамика государственного бюджета РФ
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета
2.3 Анализ социальной политики
Глава 3. Пути совершенствования государственного бюджета РФ
Заключение
Список используемой литературы
8)
усиление страхового надзора
и регулирования рынка
Большое внимание следует уделить социальной политике, т.е. реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданию новой пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров.
Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены дискриминационных мер в отношении продукции наших фирм.
Необходимо провести административную реформу. Цель реформы – сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтрольным обществу. Важное направление административной реформы – борьба с коррупцией.
Задача подъема России напрямую связана с развитием местного самоуправления – снижение федеральной опеки, больше доверия регионам. Но за центром всегда остаётся регулирование, контроль и координация. Один из эффективных рычагов региональной политики – федеральные трансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых на конкретные цели. От местных властей во многом зависит проведение жилищно-коммунальной реформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка которого – аксиома стабильной экономики.
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические целей развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основа
для решения социальных проблем
- высокие темпы устойчивого
Обеспечение
обороноспособности и безопасности
— необходимое условие для
развития страны. Социальный прогресс
невозможен в стране, граждане которой
страдают от военных конфликтов, терроризма,
преступности, стихийных бедствий.
Разрушительный потенциал насилия,
природных и техногенных
Создание
условий для будущего развития —
важнейшая миссия социально ответственного
государства. Люди должны быть уверены
в завтрашнем дне, убеждены в том,
что их дети и внуки будут благодарны
старшим поколениям, заложившим основы
будущего процветания страны в целом,
а значит и каждой семьи в отдельности.
Развитие природного и научного потенциала,
конкурентоспособной системы
Достижение
многих из них определяется не только
их финансовым обеспечением, но и эффективностью
правового регулирования, способностью
государства принимать
Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
Важнейшие задачи нового этапа бюджетной политики включают:
Бюджетная
стратегия должна быть ориентирована
на содействие социальному и экономическому
развитию Российской Федерации при
безусловном учете критериев
эффективности и
«В качестве макроэкономических условий базового сценария стратегии использовались «Исходные условия на период до 2023 года»
Зачем
нужна бюджетная стратегия до 2023 года
Минфину и правительству?
Такого
рода документы во всем мире стали готовиться
последние 20 лет, глубина планирования
везде, где они готовились,— а прежде всего
это страны ОЭСР — от десяти до семидесяти
пяти лет. Везде их разработка — следствие
демографических проблем. Решения в этой
области финансовоемки. Всем развитым
странам приходится увязывать демографию
и налоговую политику через сбалансированный
бюджет.
Конечно, долгосрочные бюджетные концепции
— это не бюджетное планирование в обычном
понимании. Речь идет о моделировании
бюджетной политики на длительную перспективу
при сравнении инерционного сценария
и сценариев проведения реформ. В первую
очередь — в области пенсионной сферы,
социальных расходов и здравоохранения.
Прогноз параметров бюджета позволил
выявить серьезные дисбалансы при сохранении
инерционных подходов. Решить проблемы,
которые неизбежны при таких дисбалансах,
нельзя ни за два, ни за три года. Только
срок подготовки к решению таких проблем
занимает как минимум пять—десять лет.
Расчеты показали предстоящие дисбалансы.
Именно поэтому выводы в бюджетной стратегии
выглядят и резкими, и неожиданными, и
жесткими. Без этой работы эти вызовы не
были бы видны или, по крайней мере, оставались
бы спорными. Одна из целей бюджетной стратегии
— определить приоритеты расходов и сферы
проведения институциональных реформ.
Сами по себе дисбалансы никуда не исчезнут,
если не проводить реформы, которые их
устранят.
Выявленные
Минфином дисбалансы в случае России
Первый
дисбаланс связан с зависимостью экономики
России от нефти. Именно она привела страну
к дефолту 10 лет назад, и в ближайшие 15
лет эти риски сохраняются и усиливаются.
Выявлены две тенденции — прирост объемов
расходов и доходов бюджета с 2000 по 2007
год и их постепенное сокращение с 2008 по
2023 год. С 2000 года доходы всей бюджетной
системы составляли 35,7% ВВП, сегодня это
36,7% ВВП. Мы жили в благоприятный период,
но благополучие это было определено прежде
всего ростом цен на нефть. Все доходы,
связанные с ростом нефтяных цен, росли
— таможенные пошлины, НДПИ, налоги на
природные ресурсы выросли с 4,2% до 10,6%
ВВП. В это же время как мы распорядились
доходами? Непроцентные расходы консолидированного
бюджета без трансфертов внебюджетным
фондам выросли с 22,3% до 25,3% ВВП.
Период с 2000 по 2007 год можно охарактеризовать
как попытку компенсировать недофинансирование
бюджетных отраслей в 90-х годах и нащупать
приоритеты. А теперь посмотрим в 2023 год.
Доходы консолидированного бюджета с
35,7% ВВП уменьшаются до 22,8%.
Все параметры
бюджетной стратегии рассчитаны по майскому
прогнозу Минэкономики. Позднее министерство
увеличило прогноз цен на нефть, который
и был взят за основу концепции долгосрочного
развития России до 2020 года. Даже майский
прогноз очень оптимистичен. Согласно
ему, средняя цена на нефть в текущих ценах
за период с 2012 по 2023 год увеличивается
с $72 до $106 за баррель, а в постоянных ценах
2012 года — с $72 до $81. Нефтяные цены исторически
никогда такими высокими не были. Другие
параметры в прогнозе Минэкономики тоже
оптимистичны: экономический рост в нем
не снижается ниже 6%, рост добычи газа
на уровне чуть выше 2% в год планируется
до 2021 года, а затем уменьшается до 1%. Рост
добычи нефти на всем периоде сохраняется
на уровне 1-2%.
В любом случае весь период с 2009 по 2023 год
цена на нефть будет оказывать все менее
значимое влияние на доходы бюджета. Она
уже не имеет решающего значения: какой
бы она не была высокой, поддержка доходов
бюджетной системы в отношении к ВВП при
снижении доли сектора к ВВП на длительную
перспективу уже невозможна. Если у нас
нет таких доходов к ВВП, то у нас не может
быть таких расходов, меняется масштаб
экономики. Вот как это выглядит в цифрах.
Расходы консолидированного бюджета сокращаются
с 34,3% ВВП в 2010 году до 31,9% в 2023 году, федерального
бюджета — с 17,7% ВВП до 15,1%. Изменения во
внешней конъюнктуре, которые бы изменили
цифры существенно, почти невероятны.
Из этого, увы, следует, что в ближайшие
десятилетия государство будет находиться
в ситуации необходимости сокращения
госрасходов. Это совершенно новый тренд.
Принимая летом предложения министерств
и ведомств по расходным статьям бюджета
на 2009-2011 годы и нынешнее изобилие доходов
не навсегда. Заявки министерств по некоторым
разделам превосходили реальные возможности
уже в несколько раз. Наконец, есть и еще
одна задача — это обеспечение сбалансированности
пенсионной системы.
Проблемы пенсионной системы в России.
Ряд
позиций, которые выглядят на фоне нынешних
дискуссий очевидными, но часто забываемыми.
Первая — до 2022 года для женщин, а
в случае с мужчинами — до 2027
года накопительная компонента пенсионной
системы еще не заработает. В ближайшие
15 лет мы имеем дело с распределительной
пенсионной системой. Второе — для
инвестирования пенсионных накоплений
требуется развитый финансовый рынок,
который находится в стадии становления.
Третье — начинает сокращаться численность
занятого населения при увеличивающейся
численности пенсионеров, связанной
с ростом продолжительности жизни
до 72 лет к 2020 году. По прогнозу Минэкономики,
численность занятого населения
уменьшится с 68,8 млн человек в 2007 году
до 63,2 млн человек в 2023 году. Это увеличит
демографическую нагрузку на работающих.
Таким образом, есть три задачи в области
сбалансированности пенсионной системы
к 2022-2027 годам, когда может быть создан
достаточный ресурс для решения проблемы
для большинства граждан. Первая — стабильность
макросреды и снижение инфляции, которые
стимулировали бы сбережения. Вторая —
ускоренное развитие финансового рынка,
который бы предоставил инструменты для
пенсионной системы. Третья — пенсионное
обеспечение в переходный период, до 2022-2027
годов. Целому поколению граждан, даже
сейчас выходящих на пенсию, мы должны
обеспечить достойную пенсию после не
менее чем 30 лет трудового стажа.
На
самом деле, есть и четвертая проблема.
Ушедшие на пенсию и 20 лет назад,
и 5 лет назад, к сожалению, имеют
очень похожую пенсию, которая, по
сути, превратилась в социальное пособие.
Трудовой стаж или вклад при ее
определении имеет
Еще
есть проблемы уровня пенсий. Сейчас средняя
пенсия чуть более 4 тыс. рублей в месяц.
В 2000 году средняя пенсия к средней
заработной плате, что называют коэффициентом
замещения, составляла 31%, а в прошлом
году — 23%. Действующая налоговая
система не обеспечивает поддержание
этого соотношения даже в ближайшие
годы. В правительстве есть общее
мнение, что ЕСН нужно реформировать
и поступления в Пенсионный фонд
должны увеличиться. Если мы не будем
решать эту проблему, то более четверти
населения, а через 15 лет — почти
треть населения ухудшит
Минфин считает,
что до 2023 года должен существовать целевой
ориентир для формирования пенсии — коэффициент
замещения пенсией среднего заработка
в размере 30%. С 2023 года начинается второй
этап реформы системы — увеличение доли
в пенсионных доходах будущего накопительной
обязательной и добровольной составляющей.
Позиция Минздравсоцразвития — пенсия
в ближайшие 15 лет должна достигнуть 2,5
прожиточного минимума, сейчас около одного.
Этот вариант меньше, чем предлагает Минфин,—
к 2023 году 3,75 прожиточного минимума. Обе
стратегии предполагают повышение нагрузки
на работодателя по страховым взносам.
Сейчас
инфляция скакнула до 15% июнь к июню, и
стабильность — вновь актуальный вопрос.
Пока сохраняется зависимость ситуации
на фондовом рынке, в бюджете, в банковской
системе от цены на нефть — ситуация будет
той же. Последний инфляционный всплеск
дал правительству урок, и он, на мой взгляд,
достаточен, чтобы заставить себя с 2009
года обеспечивать для России цивилизованную
макроэкономическую политику.
Расчеты по
концепции до 2020 года предполагают в результате
снижения НДС дополнительный экономический
рост 0,3-0,4% в год в течение ближайших двух-трех
лет. Но Минэкономики не учитывает в этом
расчете повышение инфляции, снижение
стимулов для сбережений. Мы завершаем
обработку такого расчета, пока мы делаем
вывод, что влияние снижения НДС на экономический
рост составит 0-0,1% роста ВВП в год.
Ну и наконец, еще один эффект — влияние
снижения НДС на производство продукции
высокой добавленной стоимости. Исходная
точка дискуссии — налогообложение добавленной
стоимости само по себе тормозит создание
продукции с высокой добавленной стоимостью.
Увы. С точки зрения прямого счета эффект
снижения налога вообще нейтрален.
Идет спор, будет ли восстановление доходов
НДС при таком сокращении и выходе бизнеса
из тени. Собираемость доходов не поддается
прогнозу и не может служить основой для
планирования расходов. Собираемость
зависит и от цен на нефть, и от экономического
цикла, и от политической стабильности,
и от действий налоговой службы. Поэтому,
на мой взгляд, восстановления доходов
не произойдет и при нарастающих проблемах
пенсионной системы, инфраструктурной
обеспеченности это приведет к необходимости
роста налогов.