Государственный бюджет России: структура, назначение и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно изучить Государственный бюджет Российской Федерации, также рассмотреть Государственный бюджет Российской Федерации за 2009 год и сравнить его Государственным бюджетом за 2008 год; на основе проведенной работы сделать выводы.

Содержание

Введение
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство
Российской Федерации
1.1. Бюджет и его назначение Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации
1.2. Принципы бюджетной системы
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов
2. Федеральный бюджет на 2009 г
2.1. Бюджетная политика в области доходов
2.2. Бюджетная политика в области расходов
2.3 межбюджетные отношения
3. перспективы и стратегия развития государственного бюджета
3.1. итоги бюджетной политики 2000-2007г.
3.2. Условия развития экономики в период до 2023 года
3.3 приоритетные направления бюджетной политики в период до 2023 года
3.4 Прогноз параметров бюджетной системы на период до 2023 года
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный бюджет России структура, назначение и перспективы развития.doc

— 675.50 Кб (Скачать файл)

1. Наметилась долгосрочная тенденция  замедления добычи и экспорта  нефти. Так, если в 2000-2007 годах  среднегодовые темпы прироста  добычи нефти составили 6,2%, то  в 2008-2011 годах они прогнозируются на уровне 1,4%, среднегодовые темпы прироста экспорта нефти составят 0,4% в 2008-2011 годах против 8,7% в 2000-2007 годах.

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2009-2011 годах находятся  на уровне 12,1% ВВП

2. Происходящее в последние  годы и прогнозируемое укрепление рубля, связанное с объективными макроэкономическими условиями - такими, как сохранение высоких цен на товары российского экспорта и расширение притока иностранного капитала - существенно снижает поступления в бюджет нефтегазовых доходов (которые "привязаны" к стоимости экспорта, либо пропорциональны обменному курсу доллара – как НДПИ на нефть).

3. Прогнозируемое снижение цен  на нефть с 92 долл. США за  баррель в 2008 году до 72 долл. США  за баррель в 2011 году.

 

Структура доходов федерального бюджета

(в % к ВВП)   

 

 

2008

2009

2010

2011

Всего доходов

21,23

19,58

18,68

17,96

в т.ч

       

Налог на прибыль организации

1,52

1,41

1,36

1,34

ЕСН

1,18

1,21

1,24

1,28

НДС

2,88

3,68

3,63

3,63

Акцизы

0,36

0,37

0,37

0,39

НДПИ

3,46

2,40

2,09

1,87

Таможенные пошлины

8,18

6,75

6,10

5,54

Нефтегазовые доходы

10,06

7,49

6,52

5,80

Не нефтегазовые доходы

11,17

12,09

12,16

12,16


 

В трехлетней политики создание налоговой  сохранение уровня перспективе приоритетами в области бюджетной являются эффективной системы и неизменного номинального налогового бремени.

Основные изменения налогового законодательства:

1) Налог на прибыль организаций:

обеспечение учета при налогообложении  прибыли всех экономически обоснованных расходов организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников в социально разумных размерах;

расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами должны учитываться при определении  налоговой базы по налогу на прибыль  организации в течение срока, не превышающего 2 года;

создание дальнейших стимулов для  увеличения капитальных вложений в  основные средства возможно путем изменения  состава амортизационных групп. Отказ от пообъектного начисления амортизации  и переход к начислению налоговой  амортизации по группам.

2) Акцизы

В Налоговый кодекс будут  внесены изменения, предусматривающие  дифференциацию ставок акцизов на нефтепродукты  с целью установления более низких ставок акцизов на более качественное и экологически безопасное моторное топливо.

3) Налог на добычу  полезных ископаемых

В целях повышения эффективности  налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче нефти, с учетом роста себестоимости тонны добываемой нефти предлагается с 2009 года повысить необлагаемый минимум, учитываемый  при расчете коэффициента Кц, установленного пунктом 3 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, с 9 до 15 долларов США.

4) Налог на доходы  физических лиц и единый социальный  налог 

В целях реализации демографической  политики с 2009 года необходимо увеличение размеров налоговых вычетов с 600 до 800 рублей по налогу на доходы физических лиц, предоставляемых налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок, т.е. родителям, в том числе приемным родителям, опекунам и попечителям.

Одновременно планируется отмена действующего ограничения на уровне 40 тысяч рублей дохода, до достижения которого предоставляется данный вычет.

С 2009 года будет увеличен также  предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право  на применение стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, с 20 тысяч рублей до 40 тысяч рублей.

5) Налог на добавленную стоимость

В составе важных направлений совершенствования  налога на добавленную стоимость  представляется необходимым освободить от налогообложения с 2009 года реализацию услуг, имеющих социальный характер.

Вносимые изменения будут направлены, прежде всего, на обеспечение ситуации, при которой от налогообложения  освобождаются услуги вне зависимости  от того, предоставляет их государственное (муниципальное) учреждение или некоммерческая организация.

6) Налогообложение в рамках специальных  налоговых режимов

В целях придания специальным налоговым  режимам более целевого характера  при подготовке изменений в Налоговый  кодекс необходимо:

уточнить критерии по идентификации  субъектов предпринимательской  деятельности. Упрощенная система налогообложения  и система налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход должна применяться представителями  малого предпринимательства;

внести ряд изменений в положения Налогового кодекса, регламентирующие применение упрощенной системы налогообложения на основе патента;

в целях облегчения административной нагрузки следует предусмотреть  уменьшение объема отчетности, представляемой налогоплательщиками, закрепив обязанность представления налоговых деклараций только по итогам налогового периода. Это позволит сократить количество отчетности для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в 4 раза, для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога - в 2 раза;

для объективного установления величины базовой доходности по единому налогу на вмененный доход следует разработать  порядок ее определения по видам  предпринимательской деятельности на основании отраслевых исследований.

 

 

 

 

 

 

2.2 Бюджетная политика в  области  доходов

 

Проектировки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 - 2011 годы основаны на сформулированных в программных  выступлениях Президента Российской Федерации  и Председателя Правительства  Российской Федерации, а также в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2009-2011 годах" стратегических приоритетах:

построение национальной инновационной  системы за счет развития фундаментальной  и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий, создания стимулов для инновационной деятельности;

наращивание инвестиций в человеческий капитал, включая развитие образования  и здравоохранения;

развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;

повышение эффективности государственных  институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов, реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.

Важной задачей остается обеспечение  обороноспособности страны и безопасности граждан.

Реализация этих приоритетов требует  переориентации и повышения эффективности  использования ресурсов не только федерального бюджета, но бюджетной системы Российской Федерации в целом, а также проведения институциональных реформ и целенаправленных мер государственного регулирования.

Кроме того, предлагаемые основные направления  расходов федерального бюджета обеспечивают в соответствии с базовыми принципами бюджетного законодательства безусловное выполнение как ранее принятых, так и предлагаемых новых решений, определяющих действующие и принимаемые расходные обязательства Российской Федерации.

Общий объем расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличится в 1,45 раза в номинальном и в 1,2 раза в реальном выражении при в целом стабильной структуре расходов, отражающей объемы финансового обеспечения основных функций и полномочий органов публичной власти.

В структуре расходов консолидированного бюджета Российской Федерации преобладают  расходы на финансовое обеспечение  публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального  хозяйства (около 34%), затем следуют  социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам (около 20%), обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры (около 16%), общегосударственные вопросы (около 9%).

При этом для оценки общего объема бюджетных средств по ряду социально значимых направлений, прежде всего, здравоохранению и образованию, необходимо учитывать расходы государственных внебюджетных фондов, а также установленные законодательством или планируемые к введению налоговые льготы. Так, общий объем расходов федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2008 году прогнозируется на уровне 1,2% ВВП, а объем налоговых льгот в сфере здравоохранения и образования - 0,2% ВВП. С учетом этих факторов суммарный объем бюджетных ресурсов, направляемых на цели здравоохранения и образования в среднем за 2008-2011 годы оценивается на уровне 7,7% ВВП.

Доля расходов федерального бюджета (без учета трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации) в  консолидированном бюджете Российской Федерации в 2008-2011 гг., как и в предыдущие годы, составит около 52%, что соответствует основным принципам, заложенным при законодательном разграничении полномочий и закреплении доходных источников (с учетом необходимости частичного перераспределения между субъектами Российской Федерации финансовых ресурсов).

По данным отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации за 2007 год, доля расходов федерального бюджета  в общем объеме расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составляет 77%, социальную политику, включая трансферты внебюджетным фондам - 66%, общегосударственные функции - 62%. Только из федерального бюджета обеспечиваются расходы на национальную оборону. За последние годы существенно (с 19 до 44%) возросла доля федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета на национальную экономику. Что касается расходов социального характера, то основные расходы на здравоохранение (84%), образование (81%), культуры (78%), жилищно-коммунальное хозяйство (76%) осуществляются из региональных и местных бюджетов. При этом социальная направленность федерального бюджета в основном реализуется путем финансового обеспечения ключевых направлений и программ общенационального значения (высшее и, в значительной степени, среднее профессиональное образование, высокотехнологичная медицинская помощь, особо значимые учреждения культуры), а также путем предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, в том числе- целевого характера (субвенции на реализацию "делегированных" полномочий в сфере социальной защиты населения, субсидии в рамках реализации приоритетных национальных проектов, поддержки сельского хозяйства, реализации федеральных целевых программ).

В соответствии с прогнозной оценкой общий объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом возрастет в 1,5 раза в номинальном и 1,2 в раза в реальном выражении при тенденции, начиная с 2009 года, к сокращению их доли в ВВП до уровня 2008 года.

 

Основные параметры расходов федерального бюджета

в 2006-2011 гг.

 

 

2006

2007

2008

Проект

 

Отчет

Отчет

Закон 

2009

2010

2011

Расходы, всего млрд. руб

4 284,8

5 986,6

7 021,9

8 810,4

9 791,6

10 706,0

% ВВП

15,9

18,1

16,6

18,1

17,6

16,9

Процентные расходы, млрд.руб

172,8

143,1

179,9

205,5

241,4

308,0

Непроцентные расходы, млрд.руб

4 112,0

5 843,5

6 842,1

8 604,9

9 305,3

9 862,6

                         Прирост к предыдущему году

млрд.руб

 

1 701,8

1 035,3

1 788,5

981,2

914,4

% (в номинальном выражении)

 

39,7

17,3

25,5

11,1

9,9

% (в реальном выражении)

 

24,8

6,1

16,7

3,9

2,4

Информация о работе Государственный бюджет России: структура, назначение и перспективы развития