Государственный бюджет России: структура, назначение и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно изучить Государственный бюджет Российской Федерации, также рассмотреть Государственный бюджет Российской Федерации за 2009 год и сравнить его Государственным бюджетом за 2008 год; на основе проведенной работы сделать выводы.

Содержание

Введение
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство
Российской Федерации
1.1. Бюджет и его назначение Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации
1.2. Принципы бюджетной системы
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов
2. Федеральный бюджет на 2009 г
2.1. Бюджетная политика в области доходов
2.2. Бюджетная политика в области расходов
2.3 межбюджетные отношения
3. перспективы и стратегия развития государственного бюджета
3.1. итоги бюджетной политики 2000-2007г.
3.2. Условия развития экономики в период до 2023 года
3.3 приоритетные направления бюджетной политики в период до 2023 года
3.4 Прогноз параметров бюджетной системы на период до 2023 года
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный бюджет России структура, назначение и перспективы развития.doc

— 675.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшие задачи нового этапа бюджетной  политики включают:

    • приоритет долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, позволяющего учитывать стратегические приоритеты экономической политики;
    • повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
    • повышение доступности и качества государственного образования и здравоохранения,
    • снижение бедности, повышение результативности социальной политики,
    • конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов, расширение практики привлечения негосударственных предприятий к выполнению услуг, финансируемых из государственного бюджета;

открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.I. Итоги бюджетной политики в 2000-2007гг.

 

Бюджет расширенного правительства  исполнялся в последние годы с  профицитом от 5 до 8 процентов ВВП. По этому показателю Россия отличается от большинства других стран. Так, в среднем по странам ОЭСР бюджет исполняется с дефицитом около 2% ВВП.  Вместе с тем, в условиях быстрого роста цен на нефть многие нефтедобывающие страны имели еще большие размеры профицита. Так, в Норвегии в 2005-2007 гг. бюджет исполняется с профицитом от 15 до 18% ВВП. Нефтяные страны исполняют свои бюджеты с профицитом для того, чтобы осуществлять контроль за денежным предложением, обеспечить низкий уровень инфляции в экономике и устойчивость макроэкономики.  

Результатом проводимой в последние  годы бюджетной политики в стране стало значительное снижение величины государственного долга. Если в 2000 году его величина была близка к 100% ВВП, то к концу 2007 года размеры государственного долга упали до 7,3% ВВП, в т.ч. внешний долг –  до 3,3% ВВП. По данному показателю наша страна имеет один из лучших показателей среди всех стран. Низкая величина государственного долга позволила значительно снизить процентные расходы: они сократились с 3,9% ВВП в 2000 г. до 0,5% ВВП в 2007 году. Это позволило направить сэкономленные ресурсы на развитие экономики, решение социальных задач, реализацию национальных проектов. Так, средства, освободившиеся благодаря досрочному погашению внешнего долга перед Парижским клубом официальных кредиторов, были направлены в Инвестиционный фонд для финансирования приоритетных проектов по развитию общественной инфраструктуры.

Снижение государственного долга  снизило макроэкономические риски  и, таким образом, стало важным фактором повышения инвестиционной привлекательности российской экономики. Оно привело также к повышению странового предела кредитных рейтингов, что обеспечило низкие ставки по внешним заимствованиям банков и небанковских учреждений. В целом проводимая в последние годы макроэкономическая и бюджетная политика внесла существенный вклад в динамичный рост российской экономики. Среднегодовые темпы роста ВВП в 2000-2007гг. составили 7%.

Фундаментальные условия в области  бюджетной политики, необходимые  для поддержания макроэкономической стабильности, сформулированы в Бюджетном кодексе. Для федерального уровня положения кодекса предусматривают, начиная с 2011 года, фиксацию размеров нефтегазового трансферта на уровне 3,7 процента ВВП и ограничения на величину не-нефтегазового дефицита в размере до 1%ВВП. Введенный в 2008 году механизм управления нефтегазовыми доходами сделал последствия отклонения фактических цен на нефть от прогнозных значений менее существенными с точки зрения располагаемых средств бюджетной системы.

Поддержание Резервного фонда гарантирует полное исполнение бюджетом своих обязательств даже в случае резкого падения цен на нефть. Использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) для поддержки пенсионной системы позволит смягчить одну из самых острых проблем, связанную со «старением» населения.

Динамика основных показателей  бюджетной системы в 2000-2007 годах

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Расширенный бюджет

               

Доходы

2 727 001

3 349 983

4 021 786

4 836 536

6 301 163

8 579 637

10 625 812

13 250 675

Расходы

2 498 587

3 067 926

3 917 694

4 592 236

5 470 889

6 820 645

8 375 228

11 245 768

Баланс

228 414

282 057

104 092

244 300

830 275

1 758 992

2 250 584

2 004 907

                 

Консолидир. бюджет

               

Доходы

2 091 448

2 683 673

3 519 228

4 138 750

5 430 766

7 611 586

9 459 570

11 763 256

Расходы

1 976 934

2 419 350

3 422 320

3 967 233

4 669 548

5 941 380

7 357 888

9 928 930

Баланс

114 514

264 323

96 908

171 517

761 218

1 670 207

2 101 681

1 834 326

Первичный баланс

391 229

508 755

340 635

412 331

970 895

1 909 480

2 304 235

2 009 526

                 

Федеральный бюджет

               

Доходы

1 132 100

1 593 978

2 204 728

2 586 191

3 428 873

5 125 093

6 278 888

7 779 104

Расходы

1 029 200

1 321 903

2 012 151

2 358 546

2 698 867

3 512 183

4 284 803

5 983 036

Баланс

102 900

272 075

192 575

227 645

730 006

1 612 910

1 994 085

1 796 069

Первичный баланс

0

503 180

422 242

448 534

934 736

1 821 277

2 162 233

1 939 154

                 

Консолидир. бюджеты регионов

               

Доходы

1 065 857

1 322 401

1 633 648

1 930 423

2 403 158

2 997 559

3 797 334

4 841 785

Расходы

1 330 153

1 330 153

1 687 140

1 984 252

2 371 947

2 940 427

3 657 755

4 803 308

Баланс

-264 296

-7 752

-53 493

-53 830

31 211

57 132

139 579

38 478

                 

Внебюджетные фонды

               

Доходы

785 112

832 259

1 060 914

1 256 474

1 374 784

1 799 514

2 321 624

2 714 151

Расходы

665 881

820 920

1 057 352

1 183 691

1 305 727

1 712 274

2 205 194

2 543 859

Баланс

119 231

11 339

3 562

72 783

69 057

87 240

116 430

170 292

                 

ВВП

7 302

9 039

10 863

13 285

17 048

21 625

26 781

32 987

                 

% ВВП

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Расширенный бюджет

               

Доходы

37.3%

37.1%

37.0%

36.4%

37.0%

39.7%

39.7%

40.2%

Расходы

34.2%

33.9%

36.1%

34.6%

32.1%

31.5%

31.3%

34.1%

Баланс

3.1%

3.1%

1.0%

1.8%

4.9%

8.1%

8.4%

6.1%

                 

Консолидир. бюджет

               

Доходы

28.6%

29.7%

32.4%

31.2%

31.9%

35.2%

35.3%

35.7%

Расходы

27.1%

26.8%

31.5%

29.9%

27.4%

27.5%

27.5%

30.1%

Баланс

1.6%

2.9%

0.9%

1.3%

4.5%

7.7%

7.8%

5.6%

Первичный баланс

5.4%

5.6%

3.1%

3.1%

5.7%

8.8%

8.6%

6.1%

                 

Федеральный бюджет

               

Доходы

15.5%

17.6%

20.3%

19.5%

20.1%

23.7%

23.4%

23.6%

Расходы

14.1%

14.6%

18.5%

17.8%

15.8%

16.2%

16.0%

18.1%

Баланс

1.4%

3.0%

1.8%

1.7%

4.3%

7.5%

7.4%

5.4%

Первичный баланс

0.0%

5.6%

3.9%

3.4%

5.5%

8.4%

8.1%

5.9%

                 

Консолидир. бюджеты регионов

               

Доходы

14.6%

14.6%

15.0%

14.5%

14.1%

13.9%

14.2%

14.7%

Расходы

18.2%

14.7%

15.5%

14.9%

13.9%

13.6%

13.7%

14.6%

Баланс

-3.6%

-0.1%

-0.5%

-0.4%

0.2%

0.3%

0.5%

0.1%

                 

Внебюджетные фонды

               

Доходы

10.8%

9.2%

9.8%

9.5%

8.1%

8.3%

8.7%

8.2%

Расходы

9.1%

9.1%

9.7%

8.9%

7.7%

7.9%

8.2%

7.7%

Баланс

1.6%

0.1%

0.0%

0.5%

0.4%

0.4%

0.4%

0.5%


 

В период 2000-2007 год показатели доходов  бюджетной системы колебались в диапазоне от 36,4 до 40,2% ВВП. Доходы федерального бюджета с 2000 года постепенно увеличивались год от года и  в 2007 году составили 23,6% ВВП, что выше уровня 2000 года на 8,1 п.п. ВВП. Особенно сильный рост доходов бюджетной системы  наблюдался в последние годы - в период с 2005 по 2007 год.

Интересно отметить, что в течение  последних восьми лет существенно  вырос удельный вес доходов федерального бюджета в общих доходах бюджетной  системы. Если в 2000 году доля федерального бюджета составляла чуть более 40%, то в 2007 она выросла до 57%.

Основной причиной роста доходов, ровно как и усиления роли федерального бюджета  являлось повышение мировых  цен на энергоносители. Также, в 2005 и 2007 годах в бюджетную систему  поступили дополнительные средства, связанные с погашением налоговой задолженности НК ЮКОС.

Как видно из таблицы выше, уровень  расходов бюджетной системы снижался по отношению к ВВП в период с 2002 по 2006 год, однако в 2007 году уровень  расходов практически вернулся на уровень  начала двухтысячных годов в результате перечисления значительной части средств федерального бюджета в созданные институты развития. По этой причине и уровень расходов федерального бюджета был значительно выше в 2007 году по сравнению с предшествующими годами – он достиг 18,1% ВВП.

Отметим постепенный переход к  профициту региональных бюджетов в  рассматриваемый период, несмотря на некоторый рост уровня расходов в  последние несколько лет.

Несмотря на высокий уровень  доходов в 2007 году по сравнению с  предыдущим периодом, профицит бюджетной системы в целом, а также консолидированного и федерального бюджета оказался на более низком уровне в связи с упомянутыми выше одноразовыми расходами федерального бюджета на капитализацию институтов развития.

 

 

3.2 Условия развития экономики в период до 2023 года

 

Прогноз основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, использовавшийся при разработке финансового плана  до 2023 г., основан на направлениях экономической  политики, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР). КДР призвана обеспечить условия для инновационного развития на основе инвестиций в человеческий капитал, создания благоприятной деловой среды, повышения качества государственных институтов, при сохранении макроэкономической стабильности.

Развитие экономики в предстоящий  период будет происходить на фоне неблагоприятных демографических  тенденций. Несмотря на то, что, благодаря  мерам демографической и социальной политики, совершенствование здравоохранения и распространение здорового образа жизни, сокращение численности населения, согласно прогнозу Минэкономразвития России, сменится его небольшим ростом, продолжится процесс старения населения. В результате доля населения в трудоспособном возрасте снизится с 63% в 2007 году до 53% в 2023 году. Соответственно численность экономически активного населения сократится на 11% (в среднем на 0,8% в год).

На динамику основных экономических  показателей и доходов бюджета  существенное влияние продолжает оказывать конъюнктура мировых цен на товары традиционного российского экспорта, прежде всего на нефть. В базовом прогнозном сценарии цена на нефть сорта Юралс в период с 2009 по 2011 г. снижается. Начиная с 2013 г. ожидается возобновление роста цен на нефть и к 2023 г. она достигает 106 долл./барр. В целом в период с 2010 г. по 2023 г. цены на нефть, выраженные в долларах 2008 г., будут лежать в диапазоне от 64 до 70 долл. за баррель.

Результатом политики модернизации экономики  и усилий по ее диверсификации должны стать устойчиво высокие темпы роста ВВП. Физический объем ВВП должен вырасти за 15 лет в 2,5 раза, что соответствует средним темпам роста экономики в размере 6,3% в год. В условиях сокращения численности рабочей силы это потребует опережающего повышения производительности труда. Ее рост составит в среднем 6,9% в год. Дефицитность рабочей силы приведет к увеличению занятости – уровень безработицы к концу периода упадет ниже 3%. Одновременно прекратится распространение неформальной занятости: соотношение численности наемных работников и общего числа занятых в экономике будет оставаться практически неизменным.

Рост экономики будет основан  на сочетании различных источников: потребительского, инвестиционного  спроса и внешнего спроса. Розничный товарооборот будет расти в среднем на 7,1% в год, а инвестиции в основной капитал – на 10,0% в год. Объем промышленного производства вырастет за период в 2,1 раза.

Сложившиеся и ожидаемые условия  развития нефтегазового сектора  определяют сохранение сравнительно низких темпов роста добычи углеводородов. Среднегодовой рост добычи нефти составит лишь 0,5%, темпы роста добычи газа будут лишь ненамного быстрее, составляя 1,9%. Это скажется и на динамике экспорта энергоносителей. Физический объем экспорта нефти за период практически не изменится, тогда как экспорт природного газа возрастет на 57% (в среднем на 3,0% в год).

Сочетание медленного роста экспорта углеводородов и стабилизации их цен (с учетом инфляции доллара) приведет к тому, что соотношение стоимости экспорта топливно-энергетических товаров к ВВП втрое сократится: с 17% в 2007-2008 гг. до лишь 6% в 2023 г. Это частично будет компенсироваться сравнительно быстрым ростом неэнергетического экспорта в результате реализации мер по диверсификации экономики. Стоимостной объем неэнергетического экспорта будет увеличиваться в среднем на 9% в год. В результате его удельный вес в общем объеме экспорта вырастет с 39% до 58%. В целом доля экспорта в ВВП снизится за рассматриваемый период вдвое - с 26% в 2008 г. до 13% в 2023 г.

Высокие темпы роста внутреннего  спроса, обусловленные ростом реальных доходов населения, будут способствовать опережающему росту импорта до 2011 г. Соотношение импорта к ВВП  к этому времени возрастет  до 20% (по сравнению с 17% в 2008 г.). В последующие годы активизация импортозамещающего производства приведет к замедлению роста импорта, так что к 2023 г. он будет составлять лишь 15% ВВП.

Значительный профицит внешнеторгового  баланса (более 9% ВВП в 2008 г.) сменится к 2011 г. его небольшим дефицитом. Активизация неэнергетического экспорта и импортозамещения позволят сохранять сравнительно небольшие размеры торгового дефицита, не превышающие 2,5% ВВП.

В условиях дефицитности рабочей силы, а также ускоренного роста  производительности труда и вывода зарплаты из теневого оборота реальные размеры зарплаты продолжат расти опережающими темпами (в среднем за период на 8,8% в год). В результате доля фонда заработной платы в ВВП вырастет с 25% в 2008 до 29% в 2023 г. Реальные располагаемые доходы населения увеличатся за это время в 2,8 раза.

Результатом повышения удельного  веса в ВВП фонда заработной платы  станет сокращение прибыли: ее величина сократится с 24% в 2008 г. до 21% в 2014 г., после  чего стабилизируется на этом уровне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 приоритетные направления бюджетной  политики в период до 2023 года.

 

Бюджетная политика играет определяющую роль в формировании условий жизни  граждан и развитии страны. Через  бюджетную систему проходят средства, эквивалентные более трети ВВП, она обеспечивает финансирование всех направлений деятельности государства: поддержание безопасности страны и общественного порядка, бесплатное образование и здравоохранение, создание условий для развития экономики, предоставление пенсий по старости и инвалидности, снижение бедности и сглаживание межрегиональных различий. 

Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и  качества жизни населения. Это подразумевает  создание условий для устойчивого  повышения уровня жизни и состояния  здоровья граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий.

Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально  ответственного государства. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

Информация о работе Государственный бюджет России: структура, назначение и перспективы развития