Государственный внутренний долг Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение внутреннего государственного долга, а также структуру и состояние государственного долга на данный момент.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Раскрыть понятие и значение государственного долга;
Выявить состояние государственного внутреннего долга;
Рассмотреть управление государственным внутренним долгом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственный долг…………………….…………………….5
1.1 Понятие и значение государственного долга……...………………..5
Глава 2. Государственный долг………...…………..………………….....9
2.1 Состояние государственного долга………………………………….9
2.2 Реструктуризация государственного долга…………...…………...10
2.3 Государственные и муниципальные гарантии………………...…..14
2.4 Государственная долговая книга………………………...…………18
Глава 3. Управление государственным долгом……………………….20
3.1.Принципы управления государственным долгом……………...….20
3.2. Государственные ценные бумаги как инструмент управления
государственным долгом…………………………….......……………...22
3.3 Резервный фонд и его роль в управлении
государственным долгом……………………………………...………...25
Заключение……………………………………………….……………….28
Список литературы………………………………………………………30
Приложения………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсовик.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Государственная долговая книга.

В Российской Федерации действует единая система  учета и регистрации государственных  заимствований Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования регистрируют свои заимствования  в Министерстве финансов Российской Федерации.

Министерство  финансов Российской Федерации ведет  государственные книги внутреннего  и внешнего долга Российской Федерации (Государственная долговая книга  Российской Федерации).

Информация  о долговых обязательствах вносится соответствующими уполномоченными  органами в Государственную долговую книгу Российской Федерации, государственную  долговую книгу субъекта Российской Федерации или муниципальную  долговую книгу в срок, не превышающий  три дня с момента возникновения  соответствующего обязательства.

Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта Российской Федерации, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную  долговую книгу Российской Федерации, в порядке и сроки, которые  установлены этим органом.

В Государственную  долговую книгу Российской Федерации  вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения  обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также  другая информация. Состав, порядок  и сроки представления информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В государственную  долговую книгу субъекта Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта Российской Федерации (в том числе гарантий) по всем государственным заимствованиям субъекта Российской Федерации, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью  или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В муниципальную  долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципальных  образований (в том числе гарантий), о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также  другая информация, состав которой  устанавливается представительным органом местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Управление государственным долгом.

3.1.Принципы управления государственным  долгом.

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

- безусловность  - обеспечение точного и своевременного  выполнения обязательств государства  перед инвесторами и кредиторами  без выставления дополнительных  условий;

- единство  учета - учет в процессе управления  государственным долгом всех  видов ценных бумаг, эмитированных  федеральными органами власти, органами  власти субъектов федерации и  органами местного самоуправления;

- единство  долговой политики - обеспечение  единого подхода в политике  управления государственным долгом  со стороны федерального центра  по отношению к субъектам федерации  и муниципальным образованиям;

- согласованность  - обеспечение максимально возможной  гармонизации интересов кредиторов  и государства-заемщика;

- снижение  рисков  выполнение всех необходимых  действий, позволяющих снизить как  риски кредитора, так и риски  инвестора;

- оптимальность  - создание такой структуры государственных  займов, чтобы выполнение обязательств  по ним было сопряжено с  минимальным риском, а также оказывало  наименьшее отрицательное влияние  на экономику страны;

- гласность  - предоставление достоверной, своевременной  и полной информации о параметрах  займов всем заинтересованным  в ней пользователям.

Управление  государственным долгом, как и  всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции  управления могут быть конкретизированы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным  долгом может рассматриваться в  широком и узком смысле.

Управление  государственным в широком смысле предполагает:

- формирование  политики в отношении государственного  долга;

- определение  основных показателей и предельных  значений государственной задолженности;

- определение  основных направлений воздействия  на микро- и макроэкономические  показатели;

- определение  приоритетных направлений использования  привлеченных ресурсов и т.д.

Политика  в отношении государственного долга  и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а  оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Управление  государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

- рефинансирование - погашение части государственного  долга за вновь привлеченных средств;

- конверсия  - изменение доходности займа;

- консолидация - превращение части имеющейся  задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

-новация  - соглашения между государством-заемщиком  и кредиторами по замене обстояте6льств  в рамках одного и того же  кредитного договора;

- унификация - решение государства об объединении  нескольких ранее выпущенных  займов;

- отсрочка - консолидация при одновременном  отказе государства от выплаты  дохода по займам;

- дефолт - отказ государства от уплаты  государственного долга.

 

 

 

 

 

3.2 Государственные ценные бумаги  как инструмент управления государственным  долгом.

Основной  формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся  тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и  организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета  путем выпуска и реализации государственных  ценных бумаг.

Государственными  ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают  государство, орган государственной  власти и управления.

В зависимости  от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке.

Не рыночные государственные ценные бумаги не могут  свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие  от рыночных ценных бумаг не могут  быть проданы их владельцем третьему лицу.

В зависимости  от срока обращения государственные  ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и  долгосрочные (свыше 5 лет).

Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные (документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.

Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным   ценным бумагам, в их числе:

- установление  фиксированного процентного платежа;

- применение  ступенчатой процентной ставки;

- использование  плавающей ставки процентного  дохода;

- индексирование  номинальной стоимости ценных  бумаг;

- реализация  долговых обязательств со скидкой  (дисконтом) против их нарицательной  цены;

- проведение  выигрышных займов.

В мировой  практике чаще всего используются следующие  показатели доходности: текущая доходность, полная доходность.

Показатель  полной доходности используется для  измерения общей ценности облигаций  для инвестора простая и эффективная  доходность к погашению. Эффективная  доходность к погашению учитывает  сложные проценты. Расчет осуществляется методом итерационного подбора. В данном случае на доходность влияют следующие факторы:

- первоначальная  цена, уплаченная за облигацию;

- частота  выплат дохода по купону;

- дата  погашения облигации;

- основная  сумма, которая должна быть  выплачена на дату погашения;

- реализуемость  на рынке(спрос и предложение);

- кредитный  риск.

Данная  доходность легко рассчитывается на специальных калькуляторах или  компьютерах.

Перед государством же стоит важнейшая задача: с одной  стороны, заинтересовать потенциальных  инвесторов высокой доходностью  и ликвидностью государственных  ценных бумаг; с другой стороны, снижать  затраты, связанные с обслуживанием  государственного долга, так как  затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению  долговых обязательств осуществляются за счет государственного бюджета.

Краткая характеристика отдельных видов  государственных ценных бумаг5:

ГКО — Государственные краткосрочные облигации — именная бескупонная государственная ценная бумага, выпускается в бездокументальной форме. выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России.

ОФЗ — облигации федерального займа — первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации.

ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа. Доступны для для физических и юридических лиц. Цель — привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета.

КО — казначейские обязательства. Цель их выпуска — безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям поставщикам по государственным заказам, сокращение не платежей в бюджет и т.д.

ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, выпущены для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами (см. Приложение 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Резервный фонд и его роль в управлении государственным долгом.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.6

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений  от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий  финансовый год объема валового внутреннего  продукта Российской Федерации.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

    • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья  (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);
    • вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
    • вывозных таможенных пошлин на газ природный;
    • вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.7

Определенная часть указанных  нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации