Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:03, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение внутреннего государственного долга, а также структуру и состояние государственного долга на данный момент.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Раскрыть понятие и значение государственного долга;
Выявить состояние государственного внутреннего долга;
Рассмотреть управление государственным внутренним долгом.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственный долг…………………….…………………….5
1.1 Понятие и значение государственного долга……...………………..5
Глава 2. Государственный долг………...…………..………………….....9
2.1 Состояние государственного долга………………………………….9
2.2 Реструктуризация государственного долга…………...…………...10
2.3 Государственные и муниципальные гарантии………………...…..14
2.4 Государственная долговая книга………………………...…………18
Глава 3. Управление государственным долгом……………………….20
3.1.Принципы управления государственным долгом……………...….20
3.2. Государственные ценные бумаги как инструмент управления
государственным долгом…………………………….......……………...22
3.3 Резервный фонд и его роль в управлении
государственным долгом……………………………………...………...25
Заключение……………………………………………….……………….28
Список литературы………………………………………………………30
Приложения………………………………………………………………..31
После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.
Целями
управления средствами Резервного фонда
являются обеспечение сохранности
средств Фонда и стабильного
уровня доходов от его размещения
в долгосрочной перспективе. Управление
средствами фонда в указанных
целях допускает возможность
получения отрицательных
Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.
Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):
1) путем приобретения
за счет средств Фонда
2) путем размещения
средств Фонда в иностранную
валюту и финансовые активы, номинированные
в иностранной валюте, перечень
которых определен
Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации, следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце. В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. Министерство финансов Российской Федерации не публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также о зачислении средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.8
Заключение
Как известно,
посредством государственных
К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
В связи с этим также следует учитывать, что система управления государственным долгом по своей политико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованность государственных заимствований, минимизацию стоимости долга для заемщика, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Информация о долговых обязательствах Российской Федерации, выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится в Государственную долговую книгу Федерации, государственную долговую книгу ее субъекта или муниципальную долговую книгу в трёхдневный срок с момента возникновения обязательства.
Для того
чтобы более четко обозначить
направления совершенствования
процесса управления государственным
долгом, следует иметь в виду,
что на рынке государственного внутреннего
долга за последние годы произошли
позитивные перемены: проведена новация
по государственным ценным бумагам,
отлажена инфраструктура и нормативное
регулирование рынка
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. В связи с этим на передний план снова выдвигается проблема государственного долга.
Происходит сокращение внешнего долга за счет уточнения коммерческой задолженности, уменьшения объема роста долга вследствие неблагоприятных для России изменений валютных курсов и сокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных финансовых организаций. Но внутренний долг за счет этого растет (за счет облигаций федерального займа).
В общем
можно сказать, что положение
нашей страны сложно, но не безнадежно.
Оживление экономики вселяет
надежду. Значительно улучшилась динамика
поступления доходов в бюджет,
снизилась задолженность по выплатам
заработной платы, погашены задолженности
по выплате пенсий. Но все равно
вопрос государственного долга остается
открытым, он требует решения и
стабильного оживления
Список литературы
Приложение 1
Характер эмиссии облигаций в России в 1769-1917 гг.
Годы |
Эмиссия облигаций государственных и корпоративных займов |
1769 |
Первый внешний облигационный заем |
1810 |
Долгосрочный облигационный |
1812 |
Краткосрочный облигационный внутренний заем |
1818 |
Билеты Государственной |
1831 |
Билеты государственного казначейства |
1861 |
Облигации Главного общества российских железных дорог |
1862 |
Ипотечные облигации Санкт-Петербургского кредитного общества |
1864 |
Облигации первого государственного выигрышного займа |
1883 |
Свидетельства Государственной комиссии погашения долгов на золотую ренту |
1883-1884 |
Государственные облигации золотого займа |
1898-1911 |
Муниципальные облигации г.Харькова и Г.Саратова |
1915 |
Введение в оформление государственных облигаций композиций, раскрывающих причины и цели займа |
1917 |
Заем «свободы» Временного правительства |
Приложение 2
Эмиссия государственных облигаций в СССР
Годы |
Основные характеристики проводившейся эмиссии облигаций |
1920-е |
Выпущено 24 государственных займа среднесрочных облигаций |
1930-1957 |
Выпущено и размещено 45 государственных займов |
1948 |
Облигации 1936-1946 гг. конвертированы в
облигации двухпроцентного |
1957 |
Отсрочка погашения |
1982 |
Эмиссия и размещение трехпроцентных облигаций |
1990 |
Размещение девятипроцентных облигаций, выпуск целевого беспроцентного займа, эмиссия и размещение пятипроцентных облигаций |
1991 |
Проведение первого |
Приложение 3
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации.
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего
долга | |
всего |
в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации | |
01.01.1993 |
3,57 |
0,08 |
01.01.1994 |
15,64 |
0,33 |
01.01.1995 |
88,06 |
2,14 |
01.01.1996 |
187,74 |
7,46 |
01.01.1997 |
364,46 |
17,24 |
01.01.1998 |
490,92 |
3,47 |
01.01.1999 |
529,94 |
0,88 |
01.01.2000 |
578,23 |
0,82 |
01.01.2001 |
557,42 |
1,02 |
01.01.2002 |
533,51 |
0,02 |
01.01.2003 |
679,91 |
8,62 |
01.01.2004 |
682,02 |
5,58 |
01.01.2005 |
778,47 |
12,93 |
01.01.2006 |
875,43 |
18,86 |
01.01.2007 |
1064,88 |
31,23 |
01.01.2008 |
1301,15 |
46,68 |
01.01.2009 |
1499,82 |
72,49 |
01.01.2010 |
2094,73 |
251,36 |
01.01.2011 |
2940,39 |
472,25 |
01.01.2012 |
4190,55 |
637,33 |
Приложение 4
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации.
по состоянию на | ||
01.01.2012 |
01.02.2012 | |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации - всего, |
4 190,553 |
4 181,996 |
в том числе: |
||
государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации |
637,334 |
635,374 |
Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации