Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1. Государственный долг РФ……………………………………………3
1.1 Содержание и основные формы государственного долга………………..3
1.2 Роль государственного долга в рыночной экономике……………………5
1.3 Динамика государственного внутреннего долга в 2007-2009 гг………..12
1.4 Динамика государственного внешнего долга в 2007-2009 гг……….…..14
Глава 2. Проблемы управления государственным долгом РФ……….……..15
2.1 Методы управления государственным долгом…………………………..15
2.2 Проблемы управления государственным внутренним и внешним долгом
…………………………………………………………………………………..21
Глава 3. Пути повышения эффективности управления государственным долгом…………………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованных материалов…………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 82.70 Кб (Скачать файл)

В общегосударственный долг включается долг центрального правительства (внутренний и внешний), задолженность местных органов власти, государственных корпораций, предприятий и прочие долги. Соотношение этих частей долга отражает особенности исторического развития капиталистических стран. Однако тенденция централизации финансовых ресурсов, присущая государственно-монополистическому капитализму, проявляется и в сфере государственного долга.

Основным видом общегосударственного долга является долг центрального правительства

Управление государственным  долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических  бюджетных дефицитов огромного  роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние  государственного кредита на рынок  ссудных капиталов. Для этого  центральный банк использует различные  методы обслуживания государственного долга:

покупает или продает  государственные обязательства;

изменяет цену облигаций;

варьирует условия их продажи;

различными способами  повышает привлекательность последних  для частных инвесторов.

Регулирование объема кредитных  операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность. Это направление  денежно-кредитного регулирования  тесно связано с первым и вторым. Так, регулирование банковской ликвидности  оказывает влияние на структуру  банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы  процента. Управление государственным  долгом воздействует на распределение  ссудных капиталов между частным  и государственным секторами, уровень  процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а в небанковской - к ее сокращению.

Особенно важную роль играют займы в периоды войн, экономических  кризисов, когда налоги в силу их недостаточной эластичности, неспособности  быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы, подверженности влиянию конъюнктуры  теряют своё обычное значение. В эти периоды удельный вес займов приближается, а иногда даже перекрывает налоги. В годы второй мировой войны, например, в таких странах, как Великобритания, США, Япония, за счет займов было профинансировано от 30 до 40% всех затрат, проходивших по государственным бюджетам. Остальная часть бюджетных расходов была покрыта налогами и эмиссией бумажных денег.

Выпуск займов образует государственный  долг. Государственный долг, возникающий  для финансирования расходов государственного бюджета, представляет собой долг центрального правительства. Характерной чертой нынешнего периода эволюции капитализма  является стремительное возрастание  государственного долга.

В соответствии с Гражданским  кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность  другой стороне (заемщику) деньги или  другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами - граждане или юридические лица. Государственные  займы являются добровольными и  изменение условий выпущенного  в обращение займа не допускается.

Активность государства  в качестве заемщика служит индикатором  состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит  дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга  в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный  долг России как внутренний, так  и внешний свидетельствует о  кризисе финансов страны.

В соответствии с Законом  РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" под  государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства  Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Таким образом, следует различать государственный  долг и общегосударственный долг, который включает задолженность  не только Правительства РФ, но и  органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства  РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в  форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных  Правительством.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых  лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности  по долговым обязательствам национально-территориальных  образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных  и административно-территориальных  образований РФ и условия их выпуска  определяются самостоятельно на местах.

Как отмечалось, в зависимости  от места размещения займы делятся  на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и  физические лица, являющиеся резидентами  данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств  выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения  инвесторов используются различные  налоговые льготы.

Внешние займы размещаются  на иностранных фондовых рынках в  валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические  интересы инвесторов страны размещения.

Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируется Федеральным  Законом "О государственных внешних  заимствованиях Российской Федерации  и государственных кредитах, предоставляемых  Российской Федерацией иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям", принятым Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобренным Советом Федерации 17 декабря 1994 г.

В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком  как внутри страны, так и на международной  арене.

В последние годы заемная  деятельность Правительства РФ на рынке  ценных бумаг стремительно активизируется, что объясняется отказом от использования  кредитов Центрального Банка для  покрытия бюджетного дефицита. При  этом для привлечения средств  выпускаются высокодоходные ценные бумаги.

В результате возникла парадоксальная ситуация: самые надежные государственные  бумаги являются одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченная в операции с ценными бумагами, идет не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный долг начинает оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом.

Государственный внутренний долг РФ на начало 1995 г. оценивался в 88 400 млрд. руб.

В прошедшие годы наибольший удельный вес в финансировании задолженности  Правительства РФ имели кредиты  ЦБ РФ. При этом их доля увеличивалась. Если в 1993 г. на долю кредитов ЦБ приходилось 65,2%, то 1994 г. - уже 67,6%. В 1995 г. эта тенденция  коренным образом была изменена. Разработанная  финансовая политика предполагает, что  новые заимствования целиком  и полностью должны финансироваться  за счет других источников.

Запланированный на 1996 финансовый год предельный размер дефицита федерального бюджета в размере 88 550 млрд. руб. должен быть покрыт за счет внутренних источников в общей сумме 5600мрд. руб., что вдвое больше показателя 1995 г., и источников вне него финансирования в общей сумме 32450 млрд. руб. Поэтому  сектор государственных ценных бумаг  будет стремительно расти, и к  концу года его объем должен достигнуть 153 трлн. руб.

Эмитент в зависимости  от суммарного спроса и объема выпуска  определяет цену отсечения, т.е. минимальную  цену, допустимую с его точки зрения для реализации облигаций. Все заявки, поступившие по данной цене и выше, подлежат удовлетворению; заявки, в  которых были указаны более низкие цены, не удовлетворяются, т.е. отсекаются.

Известны две системы  проведения закрытых аукционных торгов: "американская" и "голландская". По "американской" все заявки, лежащие выше цены отсечения, удовлетворяются  по тем ценам, по которым они были поданы. Неконкурентные заявки удовлетворяются  по средневзвешенной. По "голландской" системе удовлетворение всех заявок производится по единой минимально допустимой цене - цене отсечения. В отечественной практике при торговле ГКО (Государственными Краткосрочными Обязательствами) используется "американская" система.

Местом проведения торговых сессий ГКО стала Московская межбанковская  валютная биржа. В настоящее время  созданы торговые площадки еще в  ряде городов. Все операции по купле-продаже  и расчетам осуществляются в электронном  режиме. После окончания торговой сессии данные поступают в расчетную  систему, где совершается клиринг, определяются обязанности участников перед биржей и биржи - перед участниками, осуществляются расчеты по денежным средствам и в депозитарии  по ценным бумагам. Владелец облигации  имеет право на зачет стоимости  погашаемых ГКО при оплате приобретаемых  ГКО следующего выпуска.

ГКО пользуются большим спросом  у инвесторов. Заинтересованность инвестора  в приобретении ГКО определяется: высокой надежностью этого заемного инструмента; высокой доходностью; высокой ликвидностью; налоговыми льготами, поскольку действующим налоговым  законодательством доходы по государственным  ценным бумагам налогом не облагаются.

КО выдавались предприятиям, имеющим право на получение средств из федерального бюджета. В отличие от других ценных бумаг, выпускаемых исключительно для финансирования бюджетного дефицита, КО имели еще одно назначение - смягчить кризис взаимных неплатежей различных отраслей хозяйства. С этой целью Минфин РФ предусмотрел для владельцев КО обязанность проведения расчетов этой ценной бумагой.

Выпуск ОФЗ (Облигаций  Федерального Займа) осуществляется в  соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 15 марта 1995 г. № 458 "О генеральных  условиях выпуска и обращения  облигаций федерального займа" и "Условий выпуска облигаций  федерального займа с переменным купонным доходом", разработанных  Минфином РФ и зарегистрированных в  Минюсте РФ 13 июня 1995 г. № 869.

В соответствии с этими  документами облигации являются именными купонными среднесрочными государственными ценными бумагами. Номинал облигаций составляет один миллион руб. Доходность по облигациям определяется на основе доходности по ГКО, Как и другие ценные бумаги, ОФЗ не имеют бумажных носителей. Операции с ними осуществляются путем  записей на счетах "Депо".

В соответствии с этим постановлением Министерству финансов РФ разрешено  выпустить в 1995 - 1998 гг. государственный сберегательный займ в объеме до 10 трлн. руб. десятью сериями по 1 трлн. руб. каждая. Размещение облигаций началось осенью 1995 г.

Облигации сберегательного  займа выпускаются в документарной  форме, являются ценными бумагами на предъявителя и предоставляют их владельцам право ежеквартального  получения дохода, превышающего уровень  доходности по другим видам государственных  ценных бумаг. Владельцами облигаций  могут быть как физические, так  и юридические лица.

Общий объем эмиссии облигаций  сберегательного займа определяется Министерством финансов РФ в пределах лимита государственного внутреннего  долга, устанавливаемого федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий финансовый год.

В целях обеспечения источников покрытия дефицита федерального бюджета и эффективного использования пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, 31 августа 1995 г. Президент РФ издал Указ "О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности". В соответствии с Указом в четвертом квартале 1995 г. проводились аукционы на право заключения договора кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций. Договор кредита заключается между Министерством финансов РФ и победителем аукциона. Процент за пользование кредитом исчисляется на сумму эквивалента предоставленного кредита, выраженного в ЭКЮ по ставке ЛИБОР плюс 0,5% годовых для трехмесячных депозитов, действующей на день заключения договора. Погашение осуществляется либо из федерального бюджета, либо путем продажи заложенных акций.

На залоговые аукционы были выставлены акции наиболее экономически привлекательных объединений: крупнейшие нефтяные компании, металлургические комбинаты, морские пароходства, авиационные  производственные объединения.

Указом Президента РФ от 5 сентября 1995 г. № 899 и Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1091 "О выпуске государственных  ценных бумаг, предусматривающих право  их владельца на получение слитков  золота" Министерству финансов РФ предоставлялось  право осуществить выпуск государственных  ценных бумаг, предусматривающих возможность  их владельцев получить слитки золота, - облигаций Золотого Федерального займа.

Номинальная стоимость облигации  выражается в рублях и определяется исходя из стоимости 100 граммов золота на Лондонском рынке драгоценных  металлов в слитках (второй фиксинг) в долларах США, переведенной по официальному курсу ЦБ РФ на дату начала эмиссии облигаций. Размер процентного дохода равняется годовой ставке ЛИБОР по долларам США, действующей на предшествующий рабочий день перед датой его объявления, плюс один процент. Процентный доход выплачивается один раз в год по официальному курсу ЦБ России. Срок обращения облигаций - три года.

Информация о работе Государственный долг РФ