Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:50, курсовая работа
Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1. Государственный долг РФ……………………………………………3
1.1 Содержание и основные формы государственного долга………………..3
1.2 Роль государственного долга в рыночной экономике……………………5
1.3 Динамика государственного внутреннего долга в 2007-2009 гг………..12
1.4 Динамика государственного внешнего долга в 2007-2009 гг……….…..14
Глава 2. Проблемы управления государственным долгом РФ……….……..15
2.1 Методы управления государственным долгом…………………………..15
2.2 Проблемы управления государственным внутренним и внешним долгом
…………………………………………………………………………………..21
Глава 3. Пути повышения эффективности управления государственным долгом…………………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованных материалов…………………………………………34
Обеспеченность кредитов в договорах с российскими получателями или не предусматривалась, или была оформлена в виде поручительства с субъектом Российской Федерации, что при дефиците бюджетов субъектов Российской Федерации не могло считаться достаточным.
Правительство Российской Федерации
пытается возвратить эту задолженность,
предлагая предприятиям-
Применение нестандартных схем управления долгом. Основные критерии "стандартной" схемы управления долгом:
погашение по графикам, предусмотренным оригинальными соглашениями;
погашение по графикам, предусмотренным соглашениями о реструктуризации;
погашение наличными платежами по номиналу срочных к платежу требований.
Основные критерии "
наличие элемента списания части долга;
неденежная форма расчетов - индивидуальный характер схемы.
Основные преимущества "
экономия на процентных платежах за счет более быстрого погашения основной суммы долга;
фактические расходы федерального бюджета существенно меньше номинала погашаемого долга;
мультипликационный эффект
(дополнительные налоговые и социальные
платежи, поддержка экспортно-
Значительные преимущества
"нестандартных" схем для дебитора
не отменяют некоторых серьезных недостатко
"нестандартные" схемы
трудно подвергаются
значительные административные издержки на разработку и осуществление схемы;
необходимость осуществления ряда действий и операций в режиме строгой конфиденциальности;
недостаточно развитое законодательное/нормативное
обеспечение данного
использование "нестандартных" схем является одним из признаков наличия у дебитора проблем с обслуживанием и погашением накопленного долга.
Применяемые "нестандартные"
схемы погашения
1) Товарная схема - самая
популярная по числу и
При реализации данной схемы
происходит поддержка экспортно-
Погашение государственной внешней задолженности путем товарных поставок осуществляется по следующей схеме:
1. Заключение
2. Заключение межбанковских
соглашений между
3. Заключение контрактов
между российскими
4. Принятие постановлений
и распоряжений Правительства
Российской Федерации о
5. Заключение соглашений
о финансировании производства
и экспорта продукции в счет
погашения задолженности перед
иностранными государствами
6. Финансирование Минфином
России производства товаров
с отражением проведенных
7. Осуществление поставок
заводами - изготовителями товаров
и внешнеторговыми
8. Направление документов
о поставках экспортерами
9. Подтверждение о списании
внешнего долга на величину
контрактной стоимости
10. Учет погашения
2) Уступка прав требования
- вторая по масштабам и первая
по бюджетной эффективности "
Такие операции проводились, например, при расчетах с Чехией, Венгрией, дважды - со Словакией.
При применении данной схемы впервые использованы элементы секьюритизации государственного внешнего долга, то есть превращение нерыночных долговых обязательств в рыночные. Выпущенные в результате уступки прав требования сертификаты превратились в важный элемент политики государства в сфере повышения возвратности кредитов, предоставленных российским предприятиям за счет средств федерального бюджета.
3) Долг в обмен на
интеллектуальную
По ряду признаков эту схему, реализованную в 2001 году с Италией (поставка документации по производству учебного самолета ЯК 130), можно отнести к товарному погашению. Однако соглашение с Италией является уникальным по ряду признаков.
В схеме использован продукт
НИОКР, разработанный в 80-е годы и
проданный через 20 лет. Долг перед
государством - членом "большой восьмерки"
использован для целей
Учитывая значительную сумму
задолженности Российской Федерации
перед странами - членами Парижского
клуба кредиторов и значительный
научно-технический потенциал
4) Зачет взаимных требований/
В силу несовпадения географической
структуры государственных
Зачеты были осуществлены при урегулировании долга перед Польшей, Китаем, бывшей СФРЮ, Болгарией и Румынией, а также при погашении долга перед Египтом, Уругваем, Чехией, Словакией.
Основное достоинство зачета взаимных требований/обязательств - отсутствие прямых бюджетных расходов.
Отдельно необходимо выделить
соглашение с Францией об урегулировании
взаимных требований/обязательств, возникших
до 1945 года. На различных этапах переговоров
французская сторона
5) Списание части долга.
В силу различных обстоятельств Российская Федерация не смогла добиться от официальных кредиторов распространения на долг бывшего СССР схем урегулирования, предусматривающих прямое списание части задолженности, как этого добились, например, Болгария, Польша, Египет, Сербия и Черногория.
Тем не менее, в ряде случаев Российской Федерации удалось договориться о списании значительных сумм долговых обязательств:
прежде всего, речь идет об
аннулировании Германией
Словакия списала долг в сумме 54,3 млн. долл. США в связи с аннулированием контракта на поставку системы ПВО С-300;
Болгария списала долг в сумме 34 млн. долл. США в счет компенсации затрат на производство оборудования для металлургического завода в Кремиковцах;
Австрия списала 400 млн. австрийских шиллингов из-за не поставки в бывший СССР бумагоделательной машины.
6) Использование внешних финансовых активов.
В принципе практически все
поступления в счет обслуживания
государственных внешних
Однако наибольший интерес
представляют схемы, предусматривающие
погашение текущей
В 2002 году долг перед Словакией в сумме 185 млн. долл. США был погашен за счет российских требований к одному из дебиторов в сумме 120,25 млн. долл. США в учетных долларах США
Такие схемы должны получить развитие после урегулирования Российской Федерацией требований к наиболее платежеспособным дебиторам - Алжиру, Ливии, Ираку и др.
7) Обмен задолженности.
Россия успешно применила в долговой политике обе из существующих схем обмена задолженности.
"Принудительная" - в
1998 году без каких-либо
"Добровольная" - применена
в 1998 году при обмене части
ГКО на еврооблигации России
с различными сроками
Значение и эффективность последней операции трудно переоценить. В результате данной сделки Россия не только уменьшила государственный внешний долг на сумму около 10 млрд. долл. США, но и создала имеющий общемировое значение прецедент, а облигации 2030 стали одним из важнейших компонентов, как финансового рынка самой России, так и финансового рынка стран "формирующихся рынков".
8) Другие нестандартные схемы:
досрочное погашение с дисконтом - погашена часть долга перед Болгарией и Словакией на общую сумму 160,6 млн. долл. США; досрочное погашение задолженности перед Парижским клубом за счет средств Стабилизационного фонда в 2005 году;
схема "долг в обмен на инвестиции" - достигнуты предварительные договоренности с Италией, Испанией и Чехией на общую сумму до 675 млн. долл. США;
схема "долг в обмен на экологические проекты" - в стадии проработки находится операция с Финляндией на общую сумму до 35 млн. долл. США;
секьюритизация задолженности - вопрос о проведении обмена части долга, реструктуризированного в рамках Парижского клуба, на еврооблигации России находится в стадии проработки.
Рассмотренные особенности "нестандартных" схем определяют объективное возрастание по сравнению со "стандартными" схемами роли Внешэкономбанка как агента Правительства Российской Федерации. Внешэкономбанк выполняет следующие основные функции:
ведет аналитическую и методологическую работу по разработке, подбору оптимальных параметров и оценке эффективности возможных "нестандартных" схем;
организует учет и расчеты по урегулированию задолженности в рамках "нестандартных" схем;
в большинстве случаев
организует финансирование производства
российскими предприятиями
2.2 Проблемы
управления государственным
Недостатки существующей системы управления государственным долгом Российской Федерации
Одними из наиболее существенных недостатков формирующейся в России системы управления государственным долгом является то, что упомянутая система:
1. недостаточно обеспечивает
осуществление
2. не полностью обеспечивает
предупреждение возможных
3. носит фрагментарный
и в ряде случаев
1) четкое законодательное
закрепление разделения
В настоящее время