Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 15:33, курсовая работа
Целью работы является определение влияния государственного долга на финансовую систему Украины.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность государственного долга Украины;
2. Определить структуру государственного долга;
3. Проанализировать понятие государственного долга и его функции;
Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основы государственного долга:
1.1 Государственный долг Украины….…………………………………6
1.2 Виды государственного долга………………………………………11
1.3 Причины возникновения государственного долга…………………..15
Глава 2. Особенности государственного долга:
2.1 Динамика увеличения долга Украины……………………………...21
2.2 Внутренний долг……………………………………………………...27
2.3 Внешний долг…………………………………………………………29
Глава 3. Анализ исследования борьбы с государственным долгом:
3.1 Уровень государственного долга в мире…………………………..31
3.2 Уменьшение государственного долга в Украине………………….37
3.3 Методы борьбы с государственным долгом…………………………41
Заключение………………………………………………………………...45
Список литературы………………………………………………………..47
Эмитент облигаций местных займов обязан объявить всю необходимую информацию о своем экономическом и финансово-правовом состоянии. На базе этой информации потенциальные инвесторы будут принимать решения относительно риска приобретения этих облигаций.
Облигация местного займа содержит следующие реквизиты: наименование ценной бумаги, наименование эмитента, номинальную стоимость облигации, срок погашения, размер процентов, дату и номер свидетельства о регистрации выпуска облигаций, серию и номер облигации, подпись председателя совета. Право собственности на облигацию подтверждается сертификатом. Как правило, выпуск местных облигаций считается состоявшимся, если в период размещения было реализовано не менее 50 % от их количества, предусмотренного к выпуску.
Если главной доходной частью
бюджета соответствующего
2. В зависимости от сферы размещения своих долговых обязательств государством, государственный кредит подразделяется на внутренние государственные займы (размещается в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов активное участие могут брать и нерезиденты.
3. В зависимости от сроков погашения государством своих долговых обязательств различают: краткосрочные займы (текущие, как правило, до 1 года) среднесрочные займы (как правило, от 1 года до 5 лет) и долгосрочные займы (как правило, свыше 5 лет).
Чрезвычайно большие сроки
4. По видам доходности государственные займы подразделяют на:
– процентные займы: собственники государственных ценных бумаг получают доход из расчета определенных, как правило, фиксированных процентов годовых;
– беспроцентные (дисконтные) займы:
государственные ценные бумаги реализуются
по цене ниже их номинальной стоимости;
разница между ценой
– выигрышные займы: государственные ценные бумаги реализуются без установления фиксированных процентов; собственники получают доход при условии включения данного номера облигации в выигрышный тираж погашения.
Специфическое
место в системе
Виды лотерей: числовые, простые, классные, спортивные, вещевые, денежные и т.д.
Государственные ценные бумаги - это государственные обязательства, которые выпускаются в документарной или электронной формах правительством, местными органами власти и отдельными государственными предприятиями с целью размещения займа и мобилизации денежных ресурсов в соответствующие бюджеты.
Самым
распространенным видом
Облигация - это ценная бумага, которая, во-первых, удостоверяет внесение ее собственником определенных денежных сумм на ее приобретение (в данном случае в пользу государства); во-вторых, предоставляет ее собственнику право на получение определенного дохода от облигации; в-третьих, подтверждает обязанность государства возместить полную номинальную стоимость облигации в предусмотренный условиями займа срок.
При выпуске государственного займа обязательно оговаривается срок, на протяжении которого облигации подлежат погашению или выкупу.
Выпускают
облигации внутренних и
Облигации государственных займов могут быть как именными, так и на предъявителя. Государственные облигации выпускаются или в виде документов, или в виде записей на соответствующих электронных счетах в системе электронного обращения ценных бумаг. В Украине государственная облигация в виде электронной записи считается приобретенной с момента регистрации ее приобретателя.
При документарной форме выпуска государственные облигации, за какими предусмотрена не одноразовая выплата дохода, должны содержать купонный лист. Купон - это отрезная часть облигации, что передается вместо расписки во время получения процентов (отсюда выражение «стричь купоны»). Купон на выплату процентов должен, как правило, содержать такие данные: порядковый номер купона на выплату процентов, номер облигации, по которой выплачиваются проценты, наименование эмитента и срок выплаты.
Государственные облигации могут свободно обращаться, или иметь ограниченный круг обращения, они бывают сберегательными и казначейскими.
Казначейские
обязательства выпускаются
1.3 Причины
возникновения
Войны:
- какая-то часть государственного долга
стала результатом дефицитного финансирования
военных действий. Долг существенно возрос
в период первой мировой войны и увеличился
более чем в 5 раз за время второй мировой
войны. Основная задача в тот период состояла
в том, чтобы перераспределить значительную
часть экономических ресурсов, направив
их из производства гражданской продукции
на нужды военного производства. Государственные
расходы на вооружение и содержание военнослужащих
существенно возросли. Спады - вторая причина государственного долга.
В периоды, когда национальный доход сокращается,
налоговые поступления автоматически
уменьшаются и образуется бюджетный дефицит.
Так, государственный долг увеличивался
в период Великой депрессии 30-х годов,
и - совсем недавно - во время спадов 1974-75,
80-82 и 90-91 гг.
Снижение налогов:
- основной причиной крупных бюджетных
дефицитов, начиная с 1981 г., послужил третий
фактор. Закон о налогах для стимулирования
экономического возрождения 1981 г. обеспечил
значительное снижение как индивидуального
подоходного налога, так и налога на прибыль,
создав, тем самым, структурный дефицит
федерального бюджета, то есть такой дефицит,
при котором бюджет не был бы сбалансированным,
даже если бы экономика функционировала
при полной занятости на всем протяжении
начала 80-х г.
Недостаток политической
воли:
- мы также можем утверждать, что дефицит
бюджета и растущий государственный долг
есть не что иное, как результат отсутствия
политической воли и решимости. Расходы
зачастую приносят дополнительные голоса
на выборах, а повышение налогов влечет
за собой политическую опалу. Хотя политики
и их избиратели выступают против бюджетного
дефицита, конкретные предложения сократить
расход или повысить налоги обычно встречают
больше сопротивления, чем поддержки.
Особенно трудно поддаются сокращению
программы социальных льгот. Кажется,
самое распространенное отношение к налогам
можно выразить так: "Не бери налогов
с меня, не бери налогов с себя, а бери налоги
с того, кто стоит там за деревом". Однако
налогоплательщиков "за деревьями"
недостаточно, чтобы из новых налоговых
поступлений собрать средства, необходимые
для покрытия бюджетного дефицита.
Проблемы измерения дефицита
государственного бюджета:
Часть расхождений
касается способов измерения бюджетного
дефицита. Некоторые экономисты считают,
что дефицит, рассчитанный по современной
методике, не является достаточно хорошим
критерием оценки бюджетно-налоговой
политики. Они уверены, что бюджетный дефицит
не может быть показателем влияния бюджетно-налоговой
политики на современную экономику, а
также не отражает размер бремени, перекладываемого
на будущие поколения налогоплательщиков.
В этом приложении мы обсудим три методологические
проблемы измерения бюджетного дефицита.
Принципиальный
подход состоит в том, что государственный бюджетный дефицит
должен точно отражать изменения общих
размеров государственной задолженности. Этот принцип кажется весьма простым.
Но его не так просто выполнить, как это
может показаться на первый взгляд.
Инфляция:
Меньше
всего противоречий возникает при внесении
поправок на инфляцию. Почти все экономисты
согласны, что государственная задолженность
должна измеряться в реальных, а не в номинальных
единицах. Измеряемый дефицит должен отражать
изменения реальной, а не номинальной
величины государственного долга.
Однако
обычно при измерении бюджетного дефицита
не делается поправок на инфляцию. Чтобы
оценить величину погрешности, рассмотрим
следующий пример. Предположим, что величина
государственного долга в реальном выражении
не меняется, т.е. бюджет, выраженный в
реальных показателях, сбалансирован.
В этом случае номинальный долг должен
увеличиваться в соответствии с темпом
инфляции, т.е. D/D=p, где p - темп инфляции, а D - величина государственного долга. Правительству
следует скорректировать номинальный
размер государственного долга на величину
DD, т.е. отчитываться о бюджетном дефиците,
равном pD. Поэтому большинство экономистов считает,
что объявленный в отчетах бюджетный дефицит
завышен на величину pD.
К таким
же выводам можно прийти другим путем.
Дефицит есть государственные расходы
минус доходы. Часть расходов - это процент
по государственному долгу. Расходы должны
включать только реальный процент по государственному
долгу гD, а не номинальный процент, равный iD . Так как разность между номинальным
процентом i и реальным процентом r есть темп инфляции p, то бюджетный дефицит завышен на величину pD.
Эта погрешность
может быть весьма значительной, особенно
при высоких темпах инфляции, и это часто
может менять оценку бюджетно-налоговой
политики. Например, в 1979 г. Федеральное
правительство сообщило о бюджетном дефиците
в размере 28 млрд. дол. Темп инфляции был
8,6%, а государственный долг населению
на начало года составил 495 млрд. дол. Соответственно
величина дефицита была завышена на p
D = 0,086*495 млрд. дол. = 43 млрд. дол.
Таким образом,
после корректировки на инфляцию объявленный
бюджетный дефицит в 28 млрд. дол. превратился
в бюджетный избыток в размере 15 млрд.
дол. Другими словами, даже когда номинальный
государственный долг рос, реальная задолженность
снижалась.
Капитальные активы:
Многие
экономисты считают, что точная оценка
дефицита государственного бюджета требует
подсчета государственных активов, так
же как и пассивов (обязательств). В частности,
когда исчисляется общая государственная
задолженность, необходимо вычитать государственные
активы из величины государственного
долга. Поэтому бюджетный дефицит должен
измеряться как изменение величины долга
минус изменение размеров государственных
активов.
В самом
деле, частные лица и фирмы оценивают активы
и пассивы (обязательства) не раздельно,
а в сопоставлении. Когда человек занимает
деньги для покупки дома, мы не говорим,
что он свел свой бюджет с дефицитом. Вместо
этого увеличение активов (дом) компенсируется
ростом долга (закладных) и изменений в
располагаемом богатстве не отмечается.
Возможно, мы должны таким же образом относиться
к государственным финансам.
Процедура
расчета бюджета, в котором учитываются
как активы, так и обязательства, иногда
называется составлением бюджета капитала (бюджетированием капитала), поскольку это операции по учету изменений
в размерах капитала. Предположим, например,
что правительство продает одно из своих
зданий или часть земли и использует вырученные
средства для погашения части государственной
задолженности. При существующей процедуре
расчета бюджета объявленный дефицит
уменьшится. При бюджетировании
капитала выручка, полученная от этой
продажи, не снизит дефицит, поскольку
сокращение задолженности будет уравновешено
уменьшением активов. Аналогично, при
учете в бюджете капитальных активов государственные
займы для финансирования закупок капитальных
благ не увеличат дефицита.
Главная трудность
здесь заключается в том, что сложно оценить,
какие виды государственных расходов
должны считаться капитальными затратами.
Например, следует ли отнести шоссейную
дорогу между штатами к активам государства?
Если да, то по какой стоимости? Как учитывать
запасы ядерного оружия? Должны ли расходы
на образование рассматриваться как инвестиции
в человеческий капитал? Если правительство
считает целесообразным составление бюджета
капитала, необходимо получить ответ на
все эти трудные вопросы.
Экономисты и политики
расходятся во мнении, должно ли правительство
использовать капитальное бюджетирование.
(Многие правительства штатов уже используют
этот подход). Противники составления
бюджета капитала считают, что хотя этот
подход и имеет принципиальные преимущества
по сравнению с ныне существующим, его
очень трудно применить на практике. Сторонники
же составления бюджета капитала отстаивают
точку зрения, что лучше оценивать капитальные
активы неточно, чем не учитывать их вовсе.
Неучтенные обязательства:
Некоторые экономисты
считают, что при измерении бюджетного
дефицита истинная картина искажается
потому, что из расчета исключаются некоторые
важные государственные обязательства.
Рассмотрим, например, пенсии государственных
чиновников. Эти служащие трудятся на
правительство сегодня, однако, часть
оплаты их труда откладывается на будущее.
По - существу, они дают взаймы государству.
Их будущие доходы в виде пенсий представляют
собой государственные обязательства,
мало чем отличающиеся от государственного
долга. Однако накопление этих обязательства
не включается в сумму бюджетного дефицита.
Аналогично,
рассмотрим систему социального страхования.
В определенном смысле она подобна системе
пенсионного обеспечения. Люди отдают
часть своего дохода, когда они молоды,
и ожидают получить выплаты в старости.
По-видимому, суммарный размер будущих
пособий по социальному страхованию должен
быть включен в государственные обязательства.
Некоторые
считают, что государственные обязательства
по социальному страхованию отличаются
от государственного долга, поскольку
правительство может изменить законы,
определяющие порядок и размеры выплат
по социальному страхованию. Хотя, в принципе,
правительство может решить не выплачивать
и государственный долг полностью: оно
выполняет обязательства по выплате своего
долга только потому, что само решает сделать
это. Обещание оплатить государственные
долги по сути не отличается от обещаний
платить пособия.
Особенно
трудным для оценки видом государственных
обязательств являются обусловленные обязательства, выполнение которых наступает только
в заранее оговоренной ситуации. Например,
государство выступает гарантом многих
форм частного кредита, таких, как займы
студентам на образование, займы под строительство
жилья семьям с низким и средним доходом,
депозитов в банках, сберегательных и
кредитных учреждениях. Если заемщик выплачивает
долг, государство ничего не платит, если
же заемщик не выплачивает долга, государство
должно погасить его. Когда правительство
обеспечивает такую гарантию, оно несет
ответственность за заемщика. Тем не менее
эти обусловленные обязательства не отражаются
в бюджетном дефиците: возможно потому,
что не вполне ясно, какую им дать конкретную
денежную оценку.
Вывод по 1-й главе:
Таким образом, государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста.
Глава 2. Особенности государственного долга:
2.1 Динамика увеличения долга Украины
Проведенный Счетной палатой
аудит состояния
Так, государственный
и гарантированный государством долг
в 2010 г. составлял 432,2 млрд гривен, а по
состоянию на 1 марта 2011 г. задолженность
возросла до 445,7 млрд гривен. «Соответственно,
стремительно возрастают и расходы на
обслуживание и погашение госдолга, а
это закладывает большие риски их своевременного
и полного выполнения перед кредиторами
Украины», - отмечают в ведомстве.
Так, пиковые
нагрузки на госбюджет начались в 2009 г.
и ежегодно достигали более чем 40 млрд
гривен, а в этом году предусмотрено увеличение
этих выплат еще в 2 раза – до 85 млрд гривен.
По оценкам
Счетной палаты, основной причиной роста
госдолга стали чрезвычайно большие государственные
заимствования последних лет, в связи
с чем особое значение приобретает вопрос
эффективности использования этих ресурсов
и получение от них ожидаемых результатов.
Однако, согласно
выводам ведомства, эффективность и результативность
использования внутренних и внешних заимствований
остается низкой.
Так, не
было достигнуто ожидаемого эффекта от
$10,6 млрд, заимствованных в 2008-2009 гг. у МВФ
под программу поддержки экономической
и финансовой политики. «Хотя само правительство
определило действия и мероприятия, которые
должно было выполнить в рамках этой программы,
однако, как выявилось в ходе аудита, 65%
обязательств остались невыполненными,
программа не была завершена, и как следствие,
получено рекордное падение ВВП на 15%»,
- указывают в Счетной палате.
Кроме того,
не улучшается и эффективность сотрудничества
Украины с Международным банком реконструкции
и развития - ни один из проектов, средства
на финансирование которого заимствованы
государством, не реализуется в установленные
сроки.
Для внедрения
системного управления всеми процессами
госдолга Счетная палата продолжает настаивать
на скорейшем принятии закона Украины
«О государственном долге», в котором
должны быть определены основные правила
и ограничения для долговых операций,
что направит долговую политику Украины
в цивилизованное русло. В настоящее время
законопроект находится на стадии доработки.
Напомним,
ранее «Багнет» писал, что долги Украины
бьют рекорды.
Эксперты заявляют, что вероятность
объявления Украиной дефолта составляет
50%, а госдолг достиг критических размеров,
поэтому нужно уменьшить темпы заимствований.
Государственный долг Украины на конец 2012 года может достигнуть 64 млрд долл., что на 8,1% больше показателя на конец 2011 года, сообщил в комментарии агентству УНИАНаналитик инвестиционной компании Concorde Capital Виталий Ваврищук.«По нашим прогнозам, государственный долг вырастет в 2012 году до уровня 64 млрд долл.», - сказал он.
В то же время В.Ваврищук
отметил, что, несмотря на
В свою очередь, аналитик группы «Инвестиционный капитал Украина» Тарас Котович сообщил, что в следующем месяце следует ожидать увеличения госдолга, что обусловлено выпуском Украиной евробондов на 2 млрд долл. «Уже в июле мы увидим существенный рост государственного долга после выпуска новых еврооблигаций», - сказал аналитик.
При этом, комментируя июньскую динамику госдолга, он сообщил, что фактически сумма госдолга сократилась на 223 млн долл., в т.ч. прямой долг уменьшился на 247 млн долл. В то же время, на 24 млн долл. выросла сумма гарантированного долга, «где главную роль сыграло погашение небольшой части кредита ВТБ без его рефинансирования». Остальные средства, как отметил Т.Котович, были привлечены на внутреннем рынке через валютные ОВГЗ.
Как сообщал УНИАН,
Размер госдолга в июне на 1,4% превышает показатель государственного долга на конец 2011 года.
По информации
Минфина, основным фактором
Справка УНИАН. Государственный и гарантированный государством долг Украины в 2011 году вырос на 9% и на 31 декабря 2011 года составил 473,12 млрд грн., или 59,22 млрд долл.
адрес статьи: [http://economics.
Динамика государственного долга также будет зависеть от темпов привлечения средств по гарантированным государством займам. Об этом UBR.UA рассказала главный экономист инвесткомпании Dragon Capital Елена Белан.
По ее словам, снижение внешнего долга на 1,2% (0,4 млрд. долларов) в октябре было связано с выплатами МВФ из госбюджета. Сумев привлечь достаточно средств на внешних рынках, Министерство финансов в октябре не продавало валютные ОВГЗ, однако продолжило размещать гривневые ОВГЗ для рефинансирования текущих выплат по внутреннему долгу. В октябре Минфин привлек 4,1 млрд. гривен на первичных аукционах, в то время как плановые погашения составили 3,1 млрд. гривен. В результате этого, внутренний долг вырос на 0,3% по сравнению с месяцем ранее.