Государственный долг, причины образования и совершенствование способов и методов управления им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение влияния государственного долга на финансовую систему Украины.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность государственного долга Украины;
2. Определить структуру государственного долга;
3. Проанализировать понятие государственного долга и его функции;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основы государственного долга:
1.1 Государственный долг Украины….…………………………………6
1.2 Виды государственного долга………………………………………11
1.3 Причины возникновения государственного долга…………………..15
Глава 2. Особенности государственного долга:
2.1 Динамика увеличения долга Украины……………………………...21
2.2 Внутренний долг……………………………………………………...27
2.3 Внешний долг…………………………………………………………29
Глава 3. Анализ исследования борьбы с государственным долгом:
3.1 Уровень государственного долга в мире…………………………..31
3.2 Уменьшение государственного долга в Украине………………….37
3.3 Методы борьбы с государственным долгом…………………………41
Заключение………………………………………………………………...45
Список литературы………………………………………………………..47

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Финансы 2012г.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

· отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);

· отношение валового внешнего долга к экспорту товаров  и не факторных услуг - услуги не связанные с материальным производством (транспорт, путешествия) - (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);

· отношение платежей по процентам к экспорту товаров  и не факторных услуг (менее 12% -низкая; 12-20% - умеренная) [9].

Таблица 1

       Объем внешнего государственного долга экономически развитых стран мира в 2011 г., долл. США [7]

· отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и не факторных услуг - услуги не связанные с материальным производством (транспорт, путешествия) - (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);

· отношение платежей по процентам к экспорту товаров и не факторных услуг (менее 12% -низкая; 12-20% - умеренная) [9]

     Вопрос  использования заемных средств  с максимальной эффективностью  приобретает в современных условиях особую актуальность. Все государства мира для функционирования своей экономики используют заемный капитал, но к сожалению далеко не все из них могут его эффективно использовать, что в итоге приводит к негативным явлениям.

Таблица 1

Объем внешнего государственного долга экономически развитых стран мира в 2011 г., дол л. США [7]

Место страны в мире

Страна

Внешний долг в 2011 г., долл. США

1

США

13 980 000 000 000 $

2

Великобритания

8 981 000 000 000 $

3

Германия

4 713 000 000 000 $

4

Франция

4 698 000 000 000 $

5

Япония

2 246 000 000 000 $

6

Норвегия

2 232 000 000 000 $

7

Италия

2 223 000 000 000 $

8

Испания

2 166 000 000 000 $

9

Ирландия

2 131 000 000 000 $

10

Люксембург

1 892 000 000 000 $

11

Бельгия

1 241 000 000 000 $

12

Швейцария

1 190 000 000 000 $

13

Австралия

1 169 000 000 000 $

14

Канада

1 009 000 000 000 $

15

Швеция

853 300 000 000 $

16

Австралия

755 000 000 000 $

17

Дания

559 500 000 000 $

18

Греция

532 900 000 000 $

19

Португалия

497 800 000 000 $

21

Китай

406 600 000 000 $

22

Финляндия

370 800 000 000 $

23

Южная Корея

370 100 000 000 $

29

Индонезия

155 900 000 000 $

32

ОАЭ

122 700 000 000 $

34

Украина

97 500 000 000 $

36

Тайвань

91 410 000 000 $

37

Израиль

89 680 000 000 $

40

Саудовская Аравия

82 920 000 000 $

44

Гонконг

69 860 000 000 $

46

Малайзия

62 820 000 000 $

70

Сингапур

21 660 000 000 $


 

       Вопрос использования заемных средств с максимальной эффективностью приобретает в современных условиях особую актуальность. Все государства мира для функционирования своей экономики используют заемный капитал, но к сожалению далеко не все из них могут его эффективно использовать, что в итоге приводит к негативным явлениям.

        Например, из-за низкоэффективного использования имеющихся финансовых ресурсов в настоящее время Греция столкнулась с глобальным экономическим кризисом, который грозит ей дефолтом. Причинами кризиса в Греции явились: сильное увеличение численности госслужащих и неоправданный рост их зарплат (13-я, 14-я зарплата), низкий уровень оплаты налогов представителями крупного бизнеса и др. Для решения данных экономических проблем правительство Греции предпринимает следующие меры:

· урезание заработков госслужащих  на 30%, отмена выплат на Рождество и  Пасху;

· увеличение продолжительности рабочего дня;

· увеличение возраста выхода на пенсию - 67 лет для мужчин и  женщин;

· уменьшение на 10% пенсий тем, у кого они больше 800 евро в  месяц [15].

           К 2011 году госдолг Италии составил 120% от ВВП (более 2 трлн. долл. США). Сегодня депутаты итальянского парламента проводят голосование по принятию пакета масштабных мер, нацеленных на сокращение расходов за счет повышения существующих налогов и сборов и введения новых, повышения НДС, пенсионной реформы. В результате внедрения данных мер Правительство Италии надеется сэкономить 54 миллиарда евро за следующие два года [16].  Проблема американского государственного долга является очень важной, причем не только для

США. Размер государственного долга США является самым большим  в мире (более 14 трлн. долл. В 2011 году). В случае дефолта США последствия могут быть более чем колоссальными для всего мира.

    Резервы большинства  стран понесут огромные потери, уровень жизни в США резко  упадет, потребление сократится, что  в свою очередь подорвет производство по всему миру. В результате  финансовая система получит сильнейший шок, а мир будет на долгие годы ввергнут в рецессию, ведь на американской экономике завязано слишком многое: это крупнейший центр потребления, доллар является мировой резервной валютой, а облигации государственного займа Минфина США (treasuries) – эталоном надежности госзайма и популярным средством хранения капитала. Поэтому большинство

экспертов видят основную угрозу для мировой экономики  именно в США, а конкретнее – в  чрезмерном госдолге страны, который с кризисом экстремально ускорил темпы своего увеличения, преодолев планку в 14 трлн. долл. При этом каких-либо значительных мер по снижению уровня задолженность США пока не предприняли. В администрации Белого дома наличие проблемы осознают уже давно, однако пока никак не могут найти приемлемое для нее решение. Утвержденный же план по сокращению дефицита бюджета на 2,4 трлн. долл. за 10 лет по утверждениям экспертов тоже не выход, потому что даже в этом случае госдолг страны вырастет за 

это время до 150% от ВВП [17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Уменьшение  государственного долга в Украине

 

        Согласно мировому рейтингу составленному на основе прироста заимствований Украина вошла в 20-ку и заняла 13 место в мире и оказалась на 1 месте среди стран Восточной Европы благодаря объемам финансовой помощи, полученной в период кризиса от МВФ, Мирового банка, Европейского Союза.

           Одной из проблем долговой политики Украины остается отсутствие стратегических ориентиров в сфере управления государственным долгом. Реализация определенных мер происходит в ответ на текущие нужды в сфере государственных финансов, а управление внешним государственным долгом Украины сводится преимущественно к решению краткосрочных задач бюджетной политики. Кроме того, долговая политика для кредиторов и потенциальных инвесторов не прозрачна, с завуалированным характером информации о внешних займах и государственных гарантиях, информация о займах местных органов власти не полная, а система учета, мониторинга и контроля за состоянием задолженности государственного сектора экономики - отсутствует.

               Решению проблемы внешней задолженности будет содействовать создание необходимых правовых и экономических условий для аккумулирования внутренних сбережений страны, восстановление доверия кредиторов, активизации иностранного инвестирования. Для расширения круга инвесторов в государственные ценные бумаги и включение в экономический кругооборот сбережений граждан, существенная часть которых сегодня находится вне финансовых учреждений, важное значение имеет привлечение физических лиц к внутренним долговым операциям правительства. Поэтому необходимо перейти к выпуску сберегательных облигаций, которые буду распространяться среди физических лиц и ввести ОВГЗ с плавающей процентной ставкой, привязанной к темпам инфляции. Введение такого типа долговых обязательств правительства объясняется доверием субъектов рынка к инструментам, защищенным от инфляционного обесценения.

       На рост суммарного государственного долга влияет также неконтролируемое предоставление государственных гарантий и как результат трансформация условных обязательств правительства в прямой государственный долг. Сегодня уровень условных обязательств государства, связанных со стабильностью банковской системы, эксперты оценивают на уровне 40% ВВП. Кроме того, обязательство государственных предприятий по не гарантированным кредитам в кризисных условиях могут стоить бюджету до 3% ВВП.

          Управление государственным долгом в нашем государстве усложняется из-за значительной доли в нем иностранной валюты. Долговые обязательства развитых стран мира почти полностью выпускаются в национальной валюте. Так, доля долговых обязательств в иностранной валюте таких лидеров мировой экономики, как Великобритания, Германия, Франция, США составляет менее чем 2% от объема государственного долга. Именно это направление работы в рамках осуществления стратегического и текущего управлением государственным долгом, принимая во внимание текущую валютную структуру взятых Украиной долговых обязательств, является наиболее приоритетным. Ведь то, что львиная доля правительственных долговых обязательств погашается  в иностранной валюте, ставит управление государственным долгом нашего государства в тесную зависимость от валютной политики, состояния платежного баланса и ситуации на внешних рынках капитала.

             Важно также разработать общепризнанную методику расчетов долговой нагрузки  и комплексную систему показателей, которые, кроме общей платежеспособности, включали бы также индикаторы предельно безопасной долговой нагрузки на бюджет. Необходимость расчетов таких индикаторов обусловлена тем, что уровень государственной задолженности значительно влияет на бюджетно-налоговую политику государства, ограничивая возможность управления расходами бюджета для достижения целей макроэкономической стабилизации в будущем.

           При решении вопросов государственного долга важную роль играет здоровая макроэкономическая политика. Развитая система управления государственным долгом не может предотвратить возникновение кризиса при слабой бюджетно-налоговой, денежно-кредитной или валютно-курсовой политике. Правительство должно стараться достичь экономической приемлемости и обоснованности уровня и темпов роста государственного долга и возможности его обслуживания, не отступая от целевых ориентиров в пределах своей макроэкономической политики.

        Так, в процессе формирования долговой стратегии государства, нужно обеспечить реализацию таких мер:

-   обеспечить эффективное  использование государственных  займов на инвестиционные цели, а не на потребление;

-   усилить роль  внутренних рыночных займов в  процессе финансирования дефицита  бюджета в относительно внешних;

-   уменьшить долю  иностранной валюты в государственном  долге;

-   усовершенствовать  систему прогнозирования всего блока взаимосвязанных показателей, которые оказывают непосредственное влияние на формирование государственного долга Украины;

-   повысить уровень  информационно-аналитического обеспечения  долговой политики.

          Государственной гарантией является обязательство Правительства Украины перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком-резидентом Украины причитающейся с него суммы в установленный срок. Государственные гарантии предоставляются заимодателям в качестве обеспечения исполнения резидентами Украины обязательств по полученным ими негосударственным займам. Исключительным правом предоставления государственных гарантий от имени Украины по займам обладает Правительство Украины. По поручению Правительства Украины центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета осуществляет предоставление государственных гарантий на условиях и в порядке, определяемых Правительством Украины [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Методы борьбы  с государственным долгом

 

         Сегодня понятно, что оздоровление финансовой системы Украины невозможно без разработки научно обоснованной стратегии формирования и обслуживания рынка государственных заимствований. Проблемы государственного долга должны стать отдельным направлением исследования в сфере экономического анализа, прогнозирования, финансового менеджмента, хозяйственного права. Нет сомнений, что государственные заимствования не должны использоваться для решения текущих проблем.

         В Украине необходимо разработать  стратегию государственных заимствований. Осуществление эффективного управления государственным долгом Украины предусматривает разработку концепции такой долговой стратегии, в которой государственный долг рассматриваться не с позиции долгового бремени на национальную экономику, а как инструмент в механизме обеспечения экономического роста страны

           Важной задачей стратегического  управления государственным долгом  является также поиск оптимального  соотношения между долговым и  налоговым финансированием бюджетных расходов.

         Итак, рост государственного долга  в 2005-2008 гг имело влияние на  налоговую систему, на смену  инвестиций в экономике Украины  и платежный баланс. Особенно  влияние можно проследить в  2008 г., где выросло налоговое бремя  до 39,2%, произошло сокращение роста инвестиций и платежный баланс стал отрицательный.

          Для преодоления негативного  влияния государственного долга  необходимо усовершенствовать систему  управления государственным долгом, в том числе: при выборе долгового  источника приоритет должен предоставляться внутренним заимствованиям; принять Закон Украины «О государственном долге», разработать стратегию государственных заимствований, разработать оптимальное соотношение между долговым и налоговым финансирования.

        Для финансирования затрат по размещению, рефинансированию, выплате дохода и погашению долговых обязательств Украины в составе Государственного бюджета Украины создается фонд обслуживания государственного внутреннего долга Украины. В него зачисляют средства в размере 50 %, полученных от приватизации имущества государственных предприятий [13].

         Методами управления государственным  долгом являются конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по  регрессивному соотношению, отсрочка  погашения и аннулирование займа [2].

         Конверсия - это изменение доходности  займа. Государство, как правило,  уменьшает размер процентов, которые  должны выплачиваться по займам. Увеличение сроков действия выпущенного  займа называют консолидацией.  Консолидация и конверсия могут проводиться также одновременно.

          Унификация займов - это объединение  нескольких займов в один, когда  облигации прежде выпущенных  нескольких займов обмениваются  на облигации нового займа.

          В отдельных случаях может  осуществляться обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько прежде выпущенных облигаций приравнивают к одной новой облигации.

Информация о работе Государственный долг, причины образования и совершенствование способов и методов управления им