Государственный долг, причины образования и совершенствование способов и методов управления им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение влияния государственного долга на финансовую систему Украины.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность государственного долга Украины;
2. Определить структуру государственного долга;
3. Проанализировать понятие государственного долга и его функции;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основы государственного долга:
1.1 Государственный долг Украины….…………………………………6
1.2 Виды государственного долга………………………………………11
1.3 Причины возникновения государственного долга…………………..15
Глава 2. Особенности государственного долга:
2.1 Динамика увеличения долга Украины……………………………...21
2.2 Внутренний долг……………………………………………………...27
2.3 Внешний долг…………………………………………………………29
Глава 3. Анализ исследования борьбы с государственным долгом:
3.1 Уровень государственного долга в мире…………………………..31
3.2 Уменьшение государственного долга в Украине………………….37
3.3 Методы борьбы с государственным долгом…………………………41
Заключение………………………………………………………………...45
Список литературы………………………………………………………..47

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Финансы 2012г.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

        "Внутренний  долг, вероятнее всего, продолжит  увеличиваться до конца года, поскольку Минфину понадобятся  средства для осуществления плановых  погашений и финансирование бюджетного дефицита, который обычно резко возрастает в конце года. Что касается внешнего долга, то погашение плановых обязательств перед МВФ (из бюджета и резервов НБУ), которые приходятся на ноябрь (0,9 млрд. долларов) было компенсировано недавним размещением суверенных еврооблигаций на 1,3 млрд. долларов", - подче6ркнула экономист.

         Она отметила, что динамика государственного  долга также будет зависеть  от темпов привлечения средств  по гарантированным государством  займам, в том числе в рамках  двух китайских кредитов (3 млрд. долларов для финансирования сельскохозяйственных проектов и 3,7 млрд. долларов для проектов в сфере энергетики).

        " По состоянию на конец октября  суммы, фактически выделенные  под госгарантии, были несущественными: исключая задолженность перед МВФ, гарантированный внешний долг с начала года вырос на 90 млн. долларов до 4,4 млрд. долларов, включая 58 млн. долларов, полученные от Народного банка Китая. С учетом достаточно медленного роста гарантированных обязательств, мы ожидаем, что показатель госдолга на конец 2012 года составит 65 млрд. долларов, что соответствует 37% ВВП. Мы ожидаем восстановления кредитования от МВФ в 2013 году, что поможет правительству и НБУ рефинансировать плановые выплаты Фонду новыми траншами. Учитывая также средства, необходимые для финансирования бюджетного дефицита, мы оцениваем рост общего государственного долга в следующем году на 7% в годовом выражении до 70 млрд. долларов (40% прогнозного ВВП на 2013 год)", - прогнозирует Елена Белан.

           Напомним, согласно данным министерства  финансов, государственный долг  Украины (прямой и гарантированный)  в октябре сократился на 0,6% по  сравнению с сентябрем до 61,7 млрд. долларов (35% прогнозного ВПП на 2012 г.; +4,2% с начала года (+2,5 млрд. долл.)) за счет снижения внешних заимствований в прошлом месяце на 1,2% м/м (-3,3% с начала года) до 36 млрд. долл., в то время как внутренний долг вырос на 0,3% м/м (+17% с начала года) до 25 млрд. долл. Прямой долг составил 79% (49 млрд. долл.) в общей сумме долга (28% прогнозного ВПП на 2012 г.).

         Специалисты МВФ прогнозируют, что уже через два года долговая нагрузка страны начнет снижаться: в 2013 году госдолг уменьшится с 43,7% ВВП до 41,8% ВВП, в 2014-м — до 39,4%, а в 2015-м — до 34,6%. Правда, выйти на докризисные показатели нам удастся еще очень не скоро, ведь в 2008 году объем заимствований Украины не превышал 20% ВВП.

    [ http://prostofinansy.com]

             Cнижение внешнего долга на 1,2% (0,4 млрд. долл.) в прошлом месяце было связано с выплатами МВФ из госбюджета. Сумев привлечь достаточно средств на внешних рынках, Министерство финансов в октябре не продавало валютные ОВГЗ, однако продолжило размещать гривневые ОВГЗ для рефинансирования текущих выплат по внутреннему долгу. В октябре Минфин привлек 4,1 млрд. грн. на первичных аукционах, в то время как плановые погашения составили 3,1 млрд. грн. В результате этого, внутренний долг вырос на 0,3% м/м. Внутренний долг, вероятнее всего, продолжит увеличиваться до конца года, поскольку Минфину понадобятся средства для осуществления плановых погашений и финансирования бюджетного дефицита, который обычно резко возрастает в конце года. Что касается внешнего долга, то погашение плановых обязательств перед МВФ (из бюджета и резервов НБУ), которые приходятся на ноябрь (0,9 млрд. долл.) было компенсировано недавним размещением суверенных еврооблигаций на 1,3 млрд. долл.

             Динамика государственного долга  также будет зависеть от темпов  привлечения средств по гарантированным государством займам, в том числе в рамках двух китайских кредитов (3,0 млрд. долл. для финансирования сельскохозяйственных проектов и 3,7 млрд. долл. для проектов в сфере энергетики). По состоянию на конец октября суммы, фактически выделенные под гос. гарантии, были несущественными: исключая задолженность перед МВФ, гарантированный внешний долг с начала года вырос на 90 млн. долл. до 4,4 млрд. долл., включая 58 млн. долл., полученные от Народного банка Китая. С учетом достаточно медленного роста гарантированных обязательств, мы ожидаем, что показатель гос. долга на конец 2012 г. составит 65 млрд. долл., что соответствует 37% ВВП. Мы ожидаем восстановления кредитования от МВФ в 2013 г., что поможет правительству и НБУ рефинансировать плановые выплаты Фонду новыми траншами. Учитывая также средства, необходимые для финансирования бюджетного дефицита, мы оцениваем рост общего государственного долга в следующем году на 7% г/г до 70 млрд. долл. (40% прогнозного ВВП на 2013 г.)

Источник: [http://www.dragon-capital.com]

 

 

 

 

2.2 Внутренний  долг

 

          Внутренний государственный долг — это задолженность государства всем владельцам облигаций внутренне государственной ссуды и других государственных ценных бумаг, то есть гражданам и предприятиям своей страны, которые являются кредиторами государства.

          В общем объеме государственного долга внутренний долг составляет почти треть. Наибольшая часть в нем приходился на задолженность перед юридическими лицами (по облигациям внутренней государственной ссуды) и банковскими учреждениями, в том числе перед НБУ по ссудам, полученными для финансирования дефицита бюджета, а также по остаткам вкладов населения, централизованными прежним Сберегательным банком СССР, и компенсациями по ним; задолженность сельскохозяйственных предприятий по долго- и краткосрочным ссудами, зачтенную на государственный внутренний долг Украины. Этот долг состоит из задолженности прошлых лет и той, которая появляется ежегодно с новыми долговыми обязательствами правительства Украины.

             В Украине величина государственного долга регулируется законодательно с 1992 г. Законом «О государственном внутреннем долге Украины». Бюджетным кодексом Украины установлено, что основной объем государственного долга не должен превышать 60 % фактического годового объема ВВП Украины.

В октябре прямой внешний  долг сократился на 1,69%, или на 431 млн  долларов, составив на 31 октября 25,051 миллиарда  долларов (против 25,482 миллиарда долларов на 30 сентября). Об этом говорится в  сообщении Министерства финансов. 
         Прямой внутренний долг в октябре вырос на 0,33%, или на 622 миллиона гривен со 190,737 миллиарда гривен (23,863 миллиарда долларов) до 191,359 миллиарда гривен (23,940 миллиарда долларов).  
         Общий размер прямого государственного долга в октябре сократился на 0,72%, или на 2,824 млрд гривен с 394,415 миллиарда гривен (49,345 миллиарда долларов) до 391,591 миллиарда гривен (48,991 миллиарда долларов). 
          Гарантированный государством долг на 31 октября составил 101,378 миллиарда гривен, или 12,683 млрд долларов (против 101,377 миллиарда гривен, или 12,683 миллиарда долларов на 30 сентября). 
          Государственный и гарантированный государством долг на 31 октября составил 492,970 миллиарда гривен, или 61,675 миллиарда долларов (на 30 сентября - 495,792 миллиарда гривен, или 62,028 миллиарда долларов). 
          Как сообщалось, в сентябре прямой внешний долг увеличился на 3,1%, или на 773 миллиона долларов, составив на 30 сентября 25,482 миллиарда долларов (против 24,709 миллиарда долларов на 31 августа). 
           Прямой внутренний долг в сентябре сократился на 1,3%, или на 2,599 миллиарда гривен со 193,336 миллиарда гривен (24,188 миллиарда долларов) до 190,737 миллиарда гривен (23,863 миллиарда долларов).

  Источник:  [http://podrobnosti.ua/economy/2012/11/26/872806.html]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2.3 Внешний долг

 

          Государственный долг возникает  из заимствований государства,  направленных на покрытие дефицита  бюджета. Государственный долг  складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий. В Украине на сегодняшний день государственный долг составляет 360,5 млрд гривен. Государственный и гарантированный государством долг в 2011 году составил 474,67 млрд. грн или 42,5% ВВП. В структуре госдолга на внешний долг приходится 201,01 млрд. грн., на внутренний – 156,44 млрд. В структуре гарантированного долга внешний составляет 103,92 млрд.грн., внутренний – 13,30 млрд. 
           В структуре долговых валют на гривню приходится 43,8%, на доллар США – 32,4%, на СДР (валюта МВФ) – 19,7%, на евро – 3,6%, японскую иену – 0,6%. 
            Государственный долг в 2011 году составил 29,2%, в 2012 году, как ожидается, составит 27,6%, в 2013 – 26,3% и в 2014 году – 25,7 %. 
        По информации премьер-министра Николая Азарова, Украина в 2011 году заплатила по внешним долгам около 90 млрд. грн.

Внешний государственный и гарантированный  государством долг Украины в 2012 году  (в млн. долл. США)

 

совокупный долг

государственный долг

гарантированный долг

на 01.01.2012

37474,5

 

 

 

 

24507,1

 

 

12967,5

 

 

на 01.02.2012

37693,4

+218.9

+0.6%

24618,2

+0.5%

13075,2

+0.8%

на 01.03.2012

37247,1

-446.3

-1.2%

24669,0

+0.2%

12578,1

-3.8%

на 01.04.2012

37040,0

-207.1

-0.6%

24515,0

-0.6%

12525,0

-0.4%

на 01.05.2012

37051,1

+11.1

+0.0%

24531,1

+0.1%

12519,9

-0.0%

на 01.06.2012

35963,1

-1088.0

-2.9%

24190,4

-1.4%

11772,7

-6.0%

на 01.07.2012

34530,0

-1433.1

-4.0%

22773,3

-5.9%

11796,7

+0.2%

на 01.08.2012

36590,2

+2060.2

+6.0%

24806,1

+8.9%

11784,1

-0.1%

на 01.09.2012

35842,5

-747.7

-2.0%

24709,5

-0.4%

11133,1

-5.5%

на 01.10.2012

36663,6

+821.0

+2.3%

25482,0

+3.1%

11181,6

+0.4%

на 01.11.2012

36232,6

-430.9

-1.2%

25051,0

-1.7%

11181,7

+0.0%




         В 2012 году показатель совокупного государственного долга по прогнозам составит 41,9%, в 2013 году ожидается на уровне 37,9%, в 2014 - 35,3%.

         С 2013 года правительство намерено  начать сокращать государственный  долг Украины.

Внешний государственный долг — это задолженность государства иностранным кредиторам, то есть гражданам и организациям других стран.

Государственный внешний  долг Украины — это задолженность по непогашенным внешним ссудам и невыплаченным по ним процентами на определенную дату. Этот долг состоит из долговых обязательств перед международными финансовыми организациями — МВФ, Мировым банком, ЕС, ЕБРР, иностранными странами-кредиторами — Россией, Туркменистаном, Германией, США, а также иностранными банками (фидуциарные ссуды) и корпорациями. Следовательно, государственный внешний долг — это задолженность по займам, привлеченными из иностранных источников. При этом государство играет роль заемщика или гаранта погашения этих ссуд другими заёмщиками. К составляющим государственного внешнего долга принадлежат:

  • прямой долг, который формируется с помощью привлечения иностранных кредитов, непосредственным заемщиком по которым является государство, и выпуск государственных ценных бумаг в виде внешних государственных ссуд. Кредитные отношения базируются на прямом государственном управлении;
  • условный долг, который формируется при нормативно административной регуляции заимствований за счет иностранных кредитов, привлеченных другими заемщиками под гарантии государства (гарантированный государственный долг). Ответственность за обслуживание этих кредитов несет или государство, или предпринимательская структура — заемщик, который самостоятельно погашал иностранные кредиты за счет собственных средств. Если непосредственный заемщик-предприятие не выполняет своих долговых обязательств перед нерезидентами, то по условиям соглашения о займе вступает государственная гарантия относительно выполнения платежей в интересах иностранного кредитора. В таком случае деньги перечисляются кредиторам из Государственного бюджета, а затем государство пытается возвратить средства от непосредственных заёмщиков.

В результате нерациональных и лишних внешних заимствований  могут возникнуть такие долговые обязательства перед нерезидентами, которые в будущем значительно  ограничат возможности правительства относительно осуществления независимой экономической политики. Обосновывая экономические последствия государственного долга, применяют разные критерии для различения влияния на финансовую систему: срок существования долга, его структуру, размер платежей, изменение в делении и использовании ВВП на потребление, инвестиции, экспорт товаров и услуг.

Применение государством внутренних заимствований нуждается  в осуществлении политики, направленной на управление как мобилизацией финансовых ресурсов, так и на обслуживание платежных обязательств, которые возникают в результате действия механизма государственного кредита.

           Так в современных после кризисных  условиях приоритетной государственной  политикой относительно управления  и финансирования внешнего государственного долга Украины должно быть:

• аккумулирование сверхнормативные поступления в бюджет с мстою  противодействия инфляционному  перегреву и создание запаса прочности  на случай кризиса; 
• переориентация на внутренние источники  поддержки ликвидности банков на случай внезапных утечек капитала или остановок внешнего рефинансирования; 
• при реализации плана антиинфляционных мер Кабмин должен ввести дополнительные  рыночные инструменты регулирования денежной массы; 
• стимулировать увеличение экспорта и сокращение импорта, разработать государственную политику содействия поступлению прямых иностранных инвестиций и жесткого регулирования объемов финансовых иностранных инвестиций; 
• законодательно запретить использование внешних заимствований государства для финансирования текущих бюджетных расходов; 
• разработать программу поддержки банков в условиях финансовой нестабильности, и в частности предусмотреть упрощенные механизмы поддержки их ликвидности.

Источник: [ http://index.minfin.com.ua]

Вывод по 2-й главе :

     В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит и государственный долг - сами по себе не являются катастрофичными явлениями, их увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях не сбалансированного бюджета - главного финансового документа страны, в 
условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно, наконец, 
привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных 
результатах.

 

Глава 3. Анализ исследования борьбы с государственным  долгом:

3.1 Уровень  государственного долга в мире

 

       По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение долговых платежей к экспорту товаров и услуг менее 18 %;умеренным - 18-30%. Другими показателями также являются:

Информация о работе Государственный долг, причины образования и совершенствование способов и методов управления им