Устойчивость бюджета имеет
огромное значение в практике бюджетной
работы:в современных условиях
необходимо правильно оценивать финансово-экономическое
(в т.ч. бюджетное) положение
конкретных территориальных образований
и на этой основе строить обоснованную бюджетную политику.
Устойчивость бюджета должна также учитываться
и в процессе вынесения решения о несостоятельности
субъекта власти дальше руководить экономикой
и социальной сферой того или иного территориального
образования и принятия мер ответственности
к руководителям такого региона или муниципального
образования.
2.5 Виды бюджетной
устойчивости муниципального образования
Основной целью муниципального
бюджетного управления является эффективное
использование ресурсов территории и
их преобразование в жизненные блага для
населения. При этом ведущие направления
муниципальной экономической политики
состоят в управлении муниципальным имуществом
и муниципальными финансами, центральным
звеном которых является местный бюджет.
В связи с этим, одной из задач муниципального
бюджетного управления является обеспечение
бюджетной устойчивости. Различают статическую
и динамическую бюджетную устойчивость
муниципального образования. Статическую
бюджетную устойчивость можно понимать
как стагнацию, сохранение индикаторов
состояния бюджетной системы приблизительно
на одном уровне. Динамическая устойчивость
муниципального образования – это позитивное
развитие бюджетной системы, проявляющееся
в улучшении показателей, характеризующих
ее состояние.На устойчивость бюджетной
системы могут влиять внешние и внутренние
факторы. Если доминирует первая группа
факторов, устойчивость принято называть
внешней, если вторая – то внутренней. В российской экономике
в 2010 году стагнация наступит в случае,
если не возобновится инвестиционный
спрос и кредитование реального сектора
экономики регионов, муниципальных образований.
Стагнацией называют состояние экономики
страны, при котором отсутствует рост
промышленного и сельскохозяйственного
производства, а также торгового оборота.
Эксперты подчеркивает,
что одним из условий бюджетной устойчивости
является достижение сбалансированности
между доходами и расходами местного бюджета.
Решение этой проблемы требует формирования
устойчивости бюджетной системы, которая
может быть обеспечена моделью статической
бюджетной устойчивости (моделью стагнации).Также
важным условием бюджетной устойчивости
является успешное управление бюджетными
инвестициями и муниципальным долгом,
поддержание стабильного уровня управления
бюджетными инвестициями и муниципальным
долгом на уровне предыдущих бюджетных
периодов в условиях развития кризиса
в экономике. При этом необходим положительный
показатель бюджетной устойчивости и
действия модели статической бюджетной
устойчивости.
Для поддержания бюджетной
устойчивости (поддержания уровня бюджетной
стагнации) муниципального бюджета необходимо
перераспределить налоги в пользу муниципальных
образований, что приведет к устранению
вертикального бюджетного дисбаланса
между бюджетом субъекта Российской Федерации
и консолидированным бюджетом муниципальных
образований и увеличит финансовую самостоятельность
местного самоуправления. Для поддержания статической
бюджетной устойчивости необходимо улучшать
управление доходной базой бюджета. Наиболее
управляемыми на муниципальном уровне
являются неналоговые доходы. К ним относятся:
зачисление арендной платы за землю в
доходы местных бюджетов независимо от
уровня и формы собственности; учет этого
дохода при выравнивании бюджетной обеспеченности
муниципальных образований и введение
повышающего коэффициента к кадастровой
стоимости земли, учитывающего инфляцию;
проведение инвентаризации муниципального
имущества и создание полного реестра
нежилой муниципальной недвижимости;
разработка эффективной системы тарификации
и контроля арендных платежей, учета и
контроля доходов по муниципальным акциям,
долям; проведение аукционов на право
аренды муниципальных помещений; проведение
инвестиционных аукционов.
Таким образом, статическую
бюджетную устойчивость муниципального
образования можно понимать как стагнацию,
сохранение индикаторов состояния бюджетной
системы приблизительно на одном уровне.
Основным условием бюджетной устойчивости
является достижение сбалансированности
между доходами и расходами местного бюджета.
Успешное управление бюджетными инвестициями
и муниципальным долгом, перераспределение
налогов в пользу муниципальных образований,
улучшение управления доходной базой
бюджета – являются условиями для развития
муниципального бюджетного процесса.
Как было отмечено
ранее, динамическая бюджетная устойчивость
муниципального образования возникает
при позитивном развитии бюджетной системы,
которое характеризуется улучшением основных
финансовых показателей. Динамическая устойчивость
бюджета муниципального образования заключается
в его способности развиваться и быть
одновременно устойчивым и изменчивым.
При этом параметры устойчивости, как
позитивной динамики, выражаются соответствующими
долгосрочными динамическими рядами фактических
и прогнозных характеристик.
Для прогнозирования
и вариантного анализа местного бюджета
муниципальными образованиями используется
динамическая модель бюджетной устойчивости.
Предназначение модели – обеспечивать
оперативный пересчет параметров муниципального
бюджета при изменении основных факторов
формирования бюджетов:
- Изменение налоговых
ставок на федеральном, региональном и
местном уровнях, включающих появление
новых и отмена старых налогов, изменение
ставок перечислений в федеральный, областной
и местный бюджеты;
- Изменение динамики производства(рост-спад);
- Изменение цен на основные товарные
группы;
Перечисленными параметрами администрация
муниципального образования практически
не управляет. Оценка их влияния на бюджет
муниципального образования – это оценка
возможных рисков при исполнении бюджета.
Кроме рисков, динамическая модель бюджетной
устойчивости позволяет вести расчет
эффективности управленческих решений,
непосредственно планируемых и принимаемых
администрацией муниципального образования:
- расчет последствий
изменения налоговых ставок, регулируемых
на уровне муниципального образования;
- вариантный анализ
бюджетной эффективности поддержки администрацией
муниципального образования крупных инвестиционных
проектов;
- прогноз бюджетной
эффективности от целевых программ муниципального
образования;
- Расширение неналоговой базы
поступлений в бюджет муниципального
образования(изменение политики формирования
доходной части бюджета).
Блок оптимизации,
входящий в динамическую модель устойчивости
бюджета муниципального образования,
позволяет оптимизировать расходную часть
бюджета. Расходные статьи бюджета муниципального
образования формируются по обоснованным
нормативам.
На современном этапе
развития экономики муниципальные образования
России могут стабильно функционировать
только при условии соблюдения на их территории
динамического равновесия между капиталопоглощающими
и капиталообразующими объектами муниципальной
собственности. Этот принцип должен соблюдаться
при формировании муниципальной собственности
и формировании муниципального бюджета.
В противном случае муниципалитет будет
лишен возможности качественно и в полном
объеме удовлетворять потребности местного
сообщества.
Следовательно, динамическая
устойчивость бюджета муниципального
образования заключается в его способности
развиваться и быть одновременно устойчивым
и изменчивым. При этом динамическая модель
бюджетной устойчивости позволяет вести
расчет эффективности управленческих
решений, непосредственно планируемых
и принимаемых администрацией муниципального
образования, а также учитывать влияние
факторов, управление которыми находится
вне компетенции администрации муниципального
образования.
Заключение
Таким образом, обобщая данную работу
можно сделать следующие выводы о том
что, бюджет - необходимый атрибут государства
и основа его суверенитета.Государственные
и местные (муниципальные) бюджеты - центральное
звено финансовой системы Российской
Федерации, как и любого другого государства.
Посредством бюджетов образуются денежные
фонды соответствующего государственного
или муниципального образования, которые
обеспечивают выполнение задач общего
для них значения, создают финансовую
основу для осуществления функций органов
государственной власти и местного самоуправления.
Роль бюджета выражается в том, что он
создает финансовую базу функционирования
государства и муниципальных образований,
выполнения ими своих задач. В то же время
и государственный аппарат, и органы местного
самоуправления представительной и исполнительной
власти, правоохранительные органы содержатся
за счет средств соответствующего бюджета.
Сконцентрированные в бюджете средства
предназначаются для осуществления государственной
социально-экономической политики, обеспечения
обороны и безопасности страны.Все действующие
на территории Российской Федерации бюджеты
представляют в совокупности определенную
систему, которая называется бюджетной
системой. В законодательстве было дано
ее определение как основанной на экономических
отношениях, государственном устройстве
и юридических нормах совокупности федерального
бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации
и местных бюджетов муниципальных образований.В
соответствии с законодательством государственные
и местные бюджеты состоят из доходной
и расходной частей. Кроме того, в составе
бюджетов образуются целевые и резервные
фонды, имеющие свои источники доходов
или создаваемые за счет общих бюджетных
ресурсов. Они используются на определенные
цели соответственно своему предназначению.
Однако их доходы и расходы входят в общий
состав доходов и расходов бюджета. Все
доходы и расходы бюджетной системы распределяются
(разграничиваются) между бюджетами разных
уровней и видов.Распределение (разграничение)
доходов и расходов бюджетов - это определение
видов и объемов доходов и расходов, подлежащих
включению в каждый из бюджетов.Итак, бюджетная
система является финансовой основой
реализации внутренней и внешней государственной
политики России.
Приложения
Доходы, всего |
100,0 |
Расходы, всего |
100,0 |
1. Налог на прибыль |
25,2 |
1. Гос. управление |
1,7 |
2. Налоги, взимаемые от фонда труда. |
3,4 |
2. Промышленность |
0,4 |
3. Налоги на товары и услуги |
11,5 |
3. Сельское хозяйство |
2,6 |
4. Налоги на имущество |
10,7 |
4. Транспорт |
4,1 |
5. Платежи за использование природных
ресурсов |
11 |
5.Жилищно-коммунальное хозяйство |
28,7 |
6. Прочие налоги и сборы |
0,3 |
6. Социальная сфера, всего, В том
числе:
Образование
СМИ
Здравоохранение
Физкультура
Соц. политика
7. прочие расходы |
62,5
24,2
0,3
19,8
1,5
15,2
1,5 |
7. Доходы от муниципальной собственности |
0,9 |
8. Доходы от продажи имущества |
0,6 |
9. Прочие неналоговые доходы |
6 |
10. Фонд выравнивания |
13,4 |
11. Субвенции из областного бюджета |
17 |
Рис.1. Структура
доходов и расходов бюджета Псковской
области (в % к итогу) за 2013год
Рис.4. Бюджетное прогнозирование.
Список литературы
Бюджетный кодекс Российской
Федерации, принятый Государственной
Думой от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с дополнениями
и изменениями) .
- Финансы:учебник третье издание под.ред.Г.Б Поляка 2008 г.
- Государственные и Муниципальные
финансы А.М Бабич Л.Н Павлова 2011 г.
- Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы.
Денежное обращение. Кредит: учебник. М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г.;
- Финансово-кредитный энциклопедический
словарь /Под общ. ред. А.Г. Грязновой –
М.: Финансы и статистика, 2002 г.;
- Финансы: Учебник /Под ред. Ковалева
В.В. – ТК Велби. Проспект, 2009 г.;
- Ковалева А.М. Финансы и кредит:
Учебное пособие. М.: Финансы и статистика,
2007 г.;
- Горегляд В.П. Бюджет как финансовый
регулятор экономического развития. –
М.: Экономика, 2008 г.;
- Христенко В.Б. Межбюджетные
отношения и управление региональными
финансами: опыт, проблемы, перспективы.
– М.: Дело, 2009 г.;
- Лукша П.О. Выбор наилучшего
сценария в бюджетном процессе на муниципальном
и региональном уровне // Бизнес, 2009. –
№ 2. – С. 19-21;
- Ковалев А.И., Колбачев Е.Б. Финансы
и кредит: Учебное пособие. Феникс,
2011 г.;
- http://lib.mabico.ru/236.html
- http://wikipedia.ru/
- http://www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-2/16.htm
- http://budget.pskov.ru/
1 Финансы:учебник,третье издание под ред.Г.Б
Поляка 2008г. стр 143-146
2 Финансы:учебник третье издание под.ред.Г.Б
Поляка 2008г.стр 149.
3 Согласительная комиссия — это практика,
при которой в случае конфликта, стороны прибегают к помощи третьей
стороны или создают группу представителей
для того, чтобы найти приемлемое решение
для обеих сторон, либо для урегулирования
замечаний, послуживших основанием об
отказе в согласовании проекта документа.
Согласительная комиссия собирается как
для общественных слушаний, так и в Федеральном собрании, что предусмотрено п.4 ст.105 Конституцией РФ.
4 http://www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-2/16.htm