Государственный кредит и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита и его видов. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Содержание

Введение........................................................................................................3
1. Государственный кредит.......................................................................4
1.1. Сущность и функции государственного кредита................................4
1.2. Формы государственного кредита классификация займов.................9
2. Управление государственным долгом...................................................13
2.1.Управление внутренним государственным долгом............................16
2.2. Управление внешним долгом..............................................................21
3. Проблемы в управлении государственным кредитом..........................25
Заключение.................................................................................................28
Список используемой литературы........................................................... 29

Вложенные файлы: 1 файл

государственный кредит и его виды.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................3

1.    Государственный кредит.......................................................................4

1.1.  Сущность и функции государственного кредита................................4

1.2. Формы  государственного кредита классификация займов.................9

2. Управление  государственным долгом...................................................13

2.1.Управление внутренним государственным долгом............................16

2.2. Управление  внешним долгом..............................................................21

3. Проблемы  в управлении государственным  кредитом..........................25

Заключение.................................................................................................28

Список  используемой литературы........................................................... 29 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита и его видов. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно - финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

  Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно, государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования социальных потребностей общества.

   С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Наряду с другими звеньями финансовой системы кредит в воспроизводственном процессе обеспечивает субъектов экономических отношений (государства, юридических и физических лиц) заемными средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования. Возвратность государственного кредита отличает его от такой финансовой категории, как, например, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды.

   Объективная необходимость государственного кредита обусловлена опережающими темпами роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы. На покрытие бюджетного дефицита необходимы дополнительные средства. Для этого государство прибегает к заимствованиям. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

    
 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КРЕДИТ

1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

     Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур. Главным способом их получения является государственный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, и направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.

   Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В этих отношениях преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, то есть, когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

   Кредитные отношения, при которых  государство выступает в качестве  заемщика, кредитора, влияют на  величину централизованных денежных  фондов; гарантирование погашения  обязательств не обязательно  приводит к их изменению. Если  должник своевременно и в полном  объеме рассчитывается по своим  обязательствам, то гарант не  несет каких-либо дополнительных  затрат. На практике достаточно  надежные заемщики не нуждаются  в государственных гарантиях.  Они в состоянии привлечь средства  на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

   Возможность мобилизации денежных  средств вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства в связи с неравномерным получением различных доходов, особенно в сезонных отраслях производства, выплатой премии, отпускных и т.п. Население может и сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования. Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций и предприятий в связи с длительностью производственного цикла, сезонностью производства и т.п.

   Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - и совмещает их особенности. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, то есть, бюджета и внебюджетных фондов.

   Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банковского кредита является производительное использование его капитала, создающего условия для его погашения и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита, как отмечалось, выступают в основном средства бюджета.

   Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет. Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать тридцати лет.

   Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

   Через распределительную функцию  государственного кредита осуществляются  формирование централизованных  денежных фондов государства  и их использование на принципах  срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные  средства для финансирования  своих расходов. Это одна сторона  государственных кредитных отношений.  Другая их сторона -  финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг,  да и при совпадении, что невозможно, будут наблюдаться структурные несовпадения:  размер вносимых в бюджет налогов каждым владельцем ценных бумаг не совпадает с величиной получаемых им доходов от государственно-кредитных операций. Это означает, что и вторая сторона государственных кредитных отношений имеет перераспределительный характер.

  В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

   Финансирование расходов капитального  характера за счет заимствованных  средств в определенных пределах  имеет положительное значение. Распределение  источников финансирования во  времени путем выпуска займов  на соответствующий срок позволяет  переложить платежи по основному  кредиту и процентов по нему  на все поколения, которые будут  пользоваться услугами объектов, построенных нынешним поколением.

   Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том,  что с ее помощью налоговое бремя равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются  ( что пришлось бы сделать в противном случае ). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

   Налоги являются основным, но  не единственным источником финансирования  расходов, связанных с обслуживанием  и погашением государственного  долга. Источники финансирования  этих расходов зависят от направления  использования средств. В случае  производительного вложения мобилизованных  капиталов построенный объект  после вступления в действие  начинает приносить прибыль, за  счет которой и погашается  заем. Никакого увеличения налоговых  поступлений в этом случае  не происходит.

   При непроизводительном использовании  мобилизованных в результате  государственных займов капиталов,  например,  финансировании за  их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

   Вступая в кредитные отношения,  государство вольно или невольно  воздействует на состояние денежного  обращения,  уровень процентных  ставок на рынке денег и  капиталов, на производство и  занятость населения. Сознательно  используя государственный кредит  как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

   Контрольная функция государственного  кредита органически связана  с контрольной функцией финансов  с учетом специфических особенностей  этой категории.

   Государственный  кредит - это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возврата, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов.

   Государственный кредит участвует   в формировании и использовании  централизованных денежных средств  государства ( бюджета и внебюджетных  фондов ), что делает его элементом  финансовой системы. В то же  время процесс его формирования  и использования осуществляется  в специфической форме - это  привлечение денежных средств  на временной и, как правило, возмездной основе.

   Связь государственного кредита  с финансами заключается также  в том, что, во-первых, это распределительные  отношения - отношения вторичного  распределения части валового  внутреннего продукта (ВВП); во-вторых, одним из участников отношений  неизменно является государство  - субъект с особыми правами,  которые, как правило, используются  при заимствовании (например, принудительное  размещение государственных займов  или же право на гарантии  при международном кредитовании  и т.п.); в-третьих, целью этих  отношений является привлечение  государством дополнительных финансовых ресурсов.

   Как метод формирования расходов правительства государственный кредит обладает важными преимуществами и имеет, безусловно, меньше негативных последствий по сравнению с традиционными приемами - дополнительной денежной эмиссией и увеличением дохода бюджета за счет повышения налогов. Государственный кредит способствует улучшению денежного обращения и укреплению внутренней валюты, позволяя государству, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой стороны, "связывать" временно свободные денежные средства юридических и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов. Преимущество и особенность государственного кредита и в том, что как источник финансирования правительственных расходов он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением.

Информация о работе Государственный кредит и его виды