Государственный кредит и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита и его видов. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Содержание

Введение........................................................................................................3
1. Государственный кредит.......................................................................4
1.1. Сущность и функции государственного кредита................................4
1.2. Формы государственного кредита классификация займов.................9
2. Управление государственным долгом...................................................13
2.1.Управление внутренним государственным долгом............................16
2.2. Управление внешним долгом..............................................................21
3. Проблемы в управлении государственным кредитом..........................25
Заключение.................................................................................................28
Список используемой литературы........................................................... 29

Вложенные файлы: 1 файл

государственный кредит и его виды.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

   Предоставление внешних займов  осуществляется за счет бюджетных  средств или специальных правительственных  фондов. Основной целью государственных  внешних займов является содействие  укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей  страны-получателя, оказание продовольственной  помощи.

   Государственные внешние займы  предоставляются в денежной или  товарной форме; выпускаются они  в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

   Основными кредиторами нашей  страны выступают развитые капиталистические  страны, международные финансовые  организации - Международный валютный  фонд (МВФ), Международный банк реконструкции  и развития (МБРР), Европейский банк  реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

   Государственная долговая политика  Российской Федерации предусматривает снижение объемов государственного внешнего долга и постепенное замещение его внутренними заимствованиями.

   Принципы государственной долговой  политики Российской Федерации:

- замещение  государственного внешнего долга  внутренними заимствованиями;

-     развитие рынка государственных ценных бумаг;

-      использование государственных  гарантий для ускорения экономического  роста;

-      использование инструментов долговой  политики в целях осуществления  дополнительной стерилизации излишней  денежной массы и борьбы с  инфляцией. 

    
 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию  на 1 декабря 2011 года 

          Категория    долга    Млн. долларов США   Эквивалент млн.  евро
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства  бывшего СССР, принятые РФ)  
35 838,1
 
26 824,9
Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, не являвшаяся предметом  реструктуризации  
559,6
 
418,9
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 484,1 1 110,8
Задолженность перед официальными кредиторами- бывшими  странами СЭВ 1 010,9 756,7
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 56,3 42,1
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 2 553,6 1 911,4
Задолженность по внешним облигационным займам 29 183,4 21 843,8
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году  
2 000,0
 
1 497,0
в 2018 году 3 466,4 2 594,6
в 2020 году 3 500,0 2 619,7
в 2028 году 2 499,9 1 871,2
в 2030 году 17 717,1 13 261,3
Задолженность по ОВГВЗ 24,6 18,4
Государственные гарантии РФ в иностранной валюте  
965,6
 
722,8

* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте

** объем государственного внешнего долга РФ в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

**обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов

________________________________________________

1 Официальный сайт Министерства Финансов

   Валютные займы, используемые  российскими корпорациями, - это инвестиции в российскую экономику, и увеличение их объемов говорит о росте инвестиционного спроса.

   Сегодняшние объемы заимствований  не представляются "опасными". Однако в случае снижения цен  на мировых рынках сырья валютная  политика Российской Федерации  может измениться, и тогда обслуживание  внешней задолженности станет  для российских компаний более  обременительным.

   Для измерения государственного  внешнего долга и международного  сравнения долговой зависимости  отдельных стран в мировой  практике применяется ряд показателей  и индикаторов государственного  долга (в процентах):

1) внешний  долг/ ВВП;

2) внешний  долг/ экспорт товаров и услуг;

3) стоимость  обслуживания внешнего долга/  экспорт товаров и услуг

4) платежи  процентов/ экспорт товаров и  услуг;

5) платежи  процентов/ ВВП

6) валютные  резервы/ внешний долг

7) краткосрочный  внешний долг/ внешний долг

   Наиболее употребляемые из приведенных  индексов - первые три. Они показывают, как соотносится общая сумма  внешнего долга с годовым объемом  ВВП, годовой экспортной выручкой, а также то, какая часть экспортной выручки страны уходит в порядке обслуживания внешнего долга. Остальные показатели по разным причинам, в частности вследствие отсутствия соответствующих статистических данных, применяются реже.

   В некоторых странах используются дополнительные индексы, увязывающие внешний долг с динамикой внутренних инвестиций, а также с государственным бюджетом. Наиболее распространенным является показатель отношения внешнего долга к ВВП. Он определяет возможность обслуживания внешнего долга, погашения платежей за счет произведенного продукта данного года. Если наблюдается рост ВВП, то не страшен и рост внешнего долга. Главное, чтобы рост ВВП не отставал от темпов роста внешнего долга.

   Предельное значение показателя  отношения внешнего долга к  ВВП - не выше 80%, хотя некоторые  считают критической отметку  50%. Превышение страной этой величины - показатель ее сомнительной  платежеспособности, свидетельство  непосильной долговой нагрузки.

   Для оценки долговой нагрузки  важным является также показатель  отношение внешнего долга к  экспорту. Этот показатель характеризует,  насколько объем экспорта сопоставим  с объемом государственного внешнего  долга.  Он позволяет судить, насколько  страна в состоянии покрывать  валютными доходами от национального  экспорта свою внешнюю задолженность.  Считается,  что те страны,  у которых отношение внешнего  долга к  экспорту ниже 10 - 20%, не имеют трудностей с погашением  внешней задолженности. Считается  нормальным превышение размеров  экспорта суммы долга, но не  более чем в два раза. По этому показателю Россия находится на уровне США (150 - 200%). При таком или ниже значении этого показателя выручки от экспорта будет достаточно для покрытия внешних заимствований, а рост долговой зависимости не будет представлять серьезную угрозу для национальной экономики.

   Для оценки долговой зависимости  важное значение имеет показатель  отношения расходов по обслуживанию  внешнего долга к экспорту. Расходы по обслуживанию включают основной долг, проценты и комиссии. В процентном отношении этот показатель не должен превышать 15 - 20%. Россия до последнего времени имела относительно небольшой показатель, близкий к пороговому.

   Еще один показатель "величина внешнего долга на душу населения", более точно отражающий степень внешнеэкономической зависимости страны, чем абсолютное значение внешней задолженности.

   Все приведенные показатели долговой  зависимости имеют большое значение  для анализа ситуации, складывающейся  в той или иной стране. Непомерно  высокие расходы бюджета, связанные  с валютой процентных ставок  и погашения займов, ограничивают  возможности проведения государством  активной экономической политики. Это может даже привести к  тому, что государство из-за необходимости  финансировать обслуживание государственного  долга будет не в состоянии  выполнять возложенные на него  функции по обороне страны, проведению  социальной политики, регулированию  экономических отношений и т.д. 

   Будущее российской экономики,  восстановление политической и  социальной стабильности в стране  в огромной степени зависит  от успешной политики управления  внешним долгом. В связи с этим  одной из самых актуальных  проблем является управление  внешней задолженностью такими  финансовыми методами, которые позволили  бы перейти к курсу на сокращение долга и продолжить реформирование экономики.

   Классификация финансовых методов  управления внешним государственным  долгом:

1. Финансовые методы  подготовки и обеспечения  внешнего заимствования:

а) оценка текущего состояния внешнего долга;

б) анализ состава, структуры, процедур получения  и использования внешних займов;

в) анализ и прогнозирование состояния  мировых рынков внешних займов;

г) анализ и прогнозирование состояния  кредитного рейтинга страны;

д) анализ и оценка текущей и будущей  платежеспособности страны;

е) оценка и управление рисками внешнего заимствования;

ж) планирование качественной и количественной структуры  внешних заимствований;

з) учет и оценка альтернативных форм внешнего заимствования.

2. Финансовые методы  осуществления внешних  заимствований:

а) виды, формы и условия привлекаемых займов;

б) контроль выпуска новых займов.

3. Финансовые методы  подготовки и обеспечения  использования внешних  заимствований:

а) планирование использования внешних займов;

б)  оценка и анализ проектов использования  с учетом инвестиционных рисков;

в) учет, анализ и оценка альтернативных возможностей использования внешних заимствований.

4. Финансовые методы  использования внешних  заимствований:

а) виды и формы использования внешних  заимствований;

б) контроль использования внешних заимствований.

5. Финансовые методы подготовки и обеспечения погашения внешнего долга:

а) планирование возврата внешних долгов;

б) определение  источников финансирования внешнего госдолга.

6. Финансовые методы  погашения внешнего  государственного  долга:

а) методы финансирования погашения внешнего долга;

б) специальные  методы урегулирования внешнего долга  в случае ухудшения платежеспособности страны или ситуации долгового кризиса;

в) контроль погашения внешнего долга.

3. ПРОБЛЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ  ГОСУДАРСТВЕННЫМ  КРЕДИТОМ

   Считается, что государственные  займы менее опасны, чем эмиссия.  Но и они оказывают заметное  негативное воздействие на экономику.  Во-первых, правительство часто прибегает  к принудительному их размещению, что нарушает рыночную мотивацию  деятельности частных финансовых  институтов. Во-вторых, практика выпуска  государственных ценных бумаг,  мобилизуя свободные средства  финансового рынка, увеличивает  среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита,  снижению инвестиций в частном  секторе, падению чистого экспорта  и частично - к снижению потребительских  расходов. В итоге возникает эффект  вытеснения производственных инвестиций  финансовыми, который значительно  ослабляет стимулирующий эффект  фискальной политики. В-третьих,  долговые обязательства государства,  накапливаясь, формируют внутренний  и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с  процентами. Поэтому правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга).

   Долговое финансирование бюджетного  дефицита нередко рассматривается  как антиинфляционная альтернатива  монетизации дефицита. Однако долговой  способ не устраняет угрозы  роста инфляции. Он только создает  временную отсрочку для этого  роста, что характерно для многих  переходных экономик, в том числе  и для российской, тем более,  если учитывать имеющуюся у Центрального Банка РФ возможность скупки государственных облигаций на вторичном рынке ценных бумаг.

   Эффективное управление государственным  долгом должно максимально способствовать  решению задач, определенных финансовой  политикой. Вопросы управления  государственным долгом в настоящее  время регулируются Бюджетным  кодексом Российской Федерации,  федеральными законами о бюджете  на очередной финансовый год,  другими нормативно-правовыми документами,  в частности актами Банка России. Анализ имеющейся законодательной  базы в сфере государственного  долга позволяет сделать вывод,  что вопросы правового регулирования  управления государственным долгом  в настоящее время получили  недостаточно полное и четкое  юридическое закрепление.

Информация о работе Государственный кредит и его виды