Государственный кредит и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита и его видов. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Содержание

Введение........................................................................................................3
1. Государственный кредит.......................................................................4
1.1. Сущность и функции государственного кредита................................4
1.2. Формы государственного кредита классификация займов.................9
2. Управление государственным долгом...................................................13
2.1.Управление внутренним государственным долгом............................16
2.2. Управление внешним долгом..............................................................21
3. Проблемы в управлении государственным кредитом..........................25
Заключение.................................................................................................28
Список используемой литературы........................................................... 29

Вложенные файлы: 1 файл

государственный кредит и его виды.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

- поддержание  стабильности и предсказуемости  рынка государственного долга;

- обеспечение эффективного и целевого использования заимствованных средств, гарантированных займов, государственных и муниципальных кредитов;

- обеспечение  своевременного возврата государственных  и муниципальных кредитов и  уплаты процентов по ним;

- диверсификация  долговых обязательств по срокам  заимствования, доходности, срокам  выплаты доходов и другим параметрам  для удовлетворения потребностей  различных групп инвесторов;

- координация  действий федеральных органов,  органов субъектов РФ и местного  самоуправления на рынке государственных  и муниципальных долговых обязательств.

   Управление государственным и  муниципальным долгом может быть  стратегическим и оперативным.  Перспективные вопросы состояния  и развития долга находятся  в компетенции Федерального  Собрания, Президента и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти  субъектов Федерации и местного самоуправления. Оперативное управление долгом является функцией исполнительной власти. Активное участие в нем принимают Министерство финансов РФ и ЦБ РФ, финансовые органы субъектов РФ и местного самоуправления.

   В системе действий по управлению  государственным кредитом важнейшее  значение имеет обслуживание  государственного долга, которое  предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану.

2.1. УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

   Понятие государственного внутреннего  долга РФ определяется Законом  Российской Федерации от 13 ноября 1992 года "О государственном внутреннем долге Российской Федерации",  в соответствии с которым государственным внутренним логом РФ являются долговые обязательства РФ, выраженные в валюте РФ перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ. Они обеспечиваются всеми активами, находящимися в распоряжении РФ.

   Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

- кредитов, полученных Правительством РФ;

- государственных  займов, осуществляемых посредством  выпуска ценных бумаг от имени  РФ;

- других  долговых обязательств, гарантированных  Правительством РФ.

   Политику в отношении  государственного  внутреннего долга РФ, а также  его верхний предел, устанавливаемый  при утверждении федерального  бюджета на очередной финансовый  год, определяют законодательные  органы РФ - Государственная Дума  и Совет Федерации совместно  с ЦБ РФ.

   Оперативное управление государственным  внутренним долгом РФ, в том  числе определение порядка, условий  выпуска и размещения долговых  обязательств осуществляет Правительство  РФ, а в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года № 1556 "О Федеральном казначействе" - органы Федерального казначейства. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ проводится Федеральным казначейством совместно с ЦБ РФ посредством проведения операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов по ним. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет средств федерального бюджета.

   Управление реальной динамикой  логовых обязательств предполагает  контроль за двумя важнейшими  показателями - величиной государственного  долга и стоимостью его обслуживания.

   Динамика реального государственного  долга определяется двумя основными  факторами: во-первых, долей первичного  дефицита; во-вторых, соотношением внутренних  и внешних обязательств, учитывающим  динамику реального курса доллара  и темп роста ВВП.

   Существование рынка внутреннего  долга не является уникальным  в мировой практике: практически  все страны мира, где финансовая  сфера присутствует более или  менее оформленном виде и имеются  хотя бы приблизительные очертания  финансовых рынков, выпускают государственные  ценные бумаги. Создание российского  рынка внутреннего долга было  призвано ликвидировать практику  прямого (эмиссионного) кредитования  ЦБ РФ Министерства финансов  РФ. Одновременно решалась задача  создания значительного по размерам  рынка государственных ценных  бумаг, характеристиками которого  были бы высокая ликвидность  и низкие риски федеральных  облигаций. Развитие российского  рынка внутреннего долга было  непосредственно связано с эволюцией  национальной финансовой сферы,  действиями властей как в области  осуществления макроэкономической  политики, так и в проведение  чисто рыночных преобразований.

   Внутренние займы обычно оформляются путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг (прежде всего облигаций) среди населения, коммерческих банков и других финансовых учреждений. В отличие от денежной эмиссии, усиливающей развитие процессов инфляции, продажа облигаций рассматривается как неинфляционное финансирование бюджетного дефицита. Покупатели облигаций внутреннего государственного займа финансируют правительство, получая в свою очередь гарантированный доход в виде установленного процента, выплачиваемого правительством с определенной периодичностью (например, ежегодно) в течение срока погашения облигаций (например, в течение 10 лет). В нашей стране практиковались так называемые выигрышные займы, доход от которых выплачивался держателям облигаций в форме выигрыша. В большинстве развитых стран на величину государственных займов в законодательном порядке устанавливается лимит для ограничения бесконтрольного роста государственного долга.

   Организационная подготовка займа предполагает, что государство должно создать систему управления привлеченными средствами. Для этого определяется генеральный агент по его обслуживанию, который в дальнейшем будет осуществлять операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним. Для федерального правительства эти функции обычно выполняет центральный банк и его учреждения. Генеральный агент действует на основе соглашений, подписанных с тем органом исполнительной власти, который осуществляет эмиссию государственных обязательств. Взаимодействуя с другими агентами, он создает сеть по распространению государственных ценных бумаг. В России ЦБ РФ осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

   Инструментом заимствований является выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг. В зависимости от целей размещения займа ценные бумаги могут быть предназначены для продажи как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Эмиссия осуществляется в соответствии с законом о бюджете, программой внутренних и внешних заимствований. При ее проведении необходимо учитывать ограничения, установленные Бюджетным кодексом для объема дефицита бюджета, государственного и муниципального долга.

   В решении об эмиссии отражается  следующая информация: сведения  об эмитенте ценных бумаг, объем  и условия эмиссии, способ исполнения  обязательств по ценным бумагам.  Каждый выпуск ценных бумаг  сопровождается публикацией условий  займа. Нередко он разбивается  на несколько частей, именуемых  траншами. После того как государственный  заем выпущен в обращение, изменение  его условий (сроков обращения,  размера процентных платежей  и др.) не допускается.

   Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в документарной и бездокументарной форме. Государственные эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться по номинальной и дисконтированной стоимости с фиксированной и нефиксированной (плавающей) ставкой вознаграждения (интереса).

Способы регулирования долга:

- рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;

- конверсия - изменение доходности займов (понижение -  в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышение доходности для кредиторов);

- консолидация - изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения;

- унификация займов - объединение нескольких займов путем обмена облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов;

- отсрочка погашения  займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращаются выплаты доходов;

- аннулирование государственного  долга - полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам;

- реструктуризация  долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения.

   В Российской Федерации вводится  единая система учета и регистрации государственных заимствований. Для учета и регистрации заимствований и гарантий заводятся долговые книги: в Минфине России - государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная долговая книга РФ); в субъекте РФ - государственная долговая книга субъекта РФ; в муниципальном образовании - муниципальная долговая книга.

   Записи в долговые книги вносятся  в срок,  не превышающий три  дня с момента возникновения  соответствующего обязательства.  В долговых книгах указывают:  объем долговых обязательств  или гарантий, дата их возникновения,  форма обеспечения обязательств, сведения об исполнении обязательств, другая информация. Субъекты РФ  и муниципальные образования  регистрируют свои заимствования  в Министерстве финансов РФ.

   Рынок внутреннего долга является  неотъемлемой частью национальной  финансовой системы, позитивные  и негативные характеристики  которой на прямую воздействуют  как на состояние финансовой  сферы, так и на поступательное  развитие реального сектора. Рынок  федеральных облигаций призван  содействовать экономическому росту,  обеспечивая:

- снижение  инфляции и защиту национальных  финансов от воздействия внешних  факторов;

- рост  внутренних сбережений и расширение  ресурсной базы национальной  банковской системы;

- комплексное  развитие смежных сегментов национального  финансового рынка;

- расширение  возможностей денежных властей  привлекать финансовые средства  с внутреннего рынка, а также  эффективно использовать процентные  ставки в качестве инструмента  макроэкономического регулирования.

   Прошедшее десятилетие предоставило национальным денежным властям уникальный опыт в области управления внутренним долгом в различных аспектах:  достижения финансовой стабильности, реализации налоговой и денежной политики,  развития банковской системы и финансовых рынков. Систематизация позитивных характеристик развития одновременно с учетом стратегических и тактических ошибок позволит предать эволюции рынка внутреннего долга стимулирующие и стабилизирующие характеристики на современном этапе развития российской экономики.

   Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и ее суверенитет.

   Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации по  состоянию на 1 декабря 2011 года  составил 4 003 321,757 млн рублей, в том  числе, государственные гарантии  Российской Федерации в валюте  Российской Федерации 459 358, 172 млн  рублей.

   Государственный внутренний долг  Российской Федерации, выраженный  в государственных ценных бумагах  на 1 декабря 2011 года составил 3 537 185, 346.

2.2. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ

   Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Информация о работе Государственный кредит и его виды