Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования государства на рынке ценных бумаг.
Задачи: во-первых, выявить роль и значение государства на рынке ценных бумаг; определить основные задачи государства на рынке ценных бумаг; во-вторых, ознакомиться с видами государственных ценных бумаг и дать им краткую характеристику; в-третьих, провести анализ деятельности государства на рынке ценных бумаг.
1.
ВВЕДЕНИЕ
2
2.
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
5
3.
1.1 Финансовые и регулятивные задачи государства на рынке ценных бумаг
6
4.
1.2 Характеристика государственных ценных бумаг в России
10
5.
1.3 Зарубежный и российский исторический опыт функционирования государства на рынке ценных бумаг
22
6.
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК ЭМИТЕНТА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
30
7.
2.1 Порядок эмиссионного финансирования государственных расходов
30
8.
2.2 Анализ выпуска и обращения государственных ценных бумаг на современном этапе
33
9.
3 ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
45
10.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
11.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
55
В настоящее время
Из других стран с развитым рынком
ценных бумаг ближайшим соседом
и исторически важнейшим
Рынок государственных ценных бумаг Германии по своему объему и значению уступает только рынкам США и Японии.
Государственные ценные бумаги Германии выпускаются для:
- финансирования текущего
- погашения ранее размещенных займов;
- обеспечения кассового
исполнения государственного
- финансирования целевых
программ местных органов
- поддержки государственно - значимых объектов.
В качестве эмитентов государственных ценных бумаг выступают федеральное правительство, его специальные службы (железные дороги и почта), муниципальных - правительства земель и местные органы власти (общины и коммуны). Все эти органы власти имеют право выпускать займы от своего имени и реализовывать их на открытом рынке.
Основным заемщиком на рынке государственных ценных бумаг Германии выступает федеральное правительство. Оно выпускает 2 вида государственных облигаций: долгосрочные (Bundesanleihen - Bund) и среднесрочные (Bundesobligationen - Bobls). К прочим финансовым инструментам правительства можно отнести казначейские ноты (Bundesshatzanweisungen) и казначейские векселя (Kassenobligationen / Unverzinsliche Schatzanweisungen).
Из опыта стран с
переходной экономикой представляет интерес
практика организации внешних
Из рассмотренного выше видно, что в странах с развитой рыночной экономикой государственные ценные бумаги являются важным фондовым инструментом. Их выпуск растет не только в США и Германии, но и в других странах; расширяется и воздействие оказываемое ими на развитие экономики в целом. Они становятся не только средством для покрытия дефицита государственного бюджета, но и орудием антикризисной (циклической) политики и используются для расширения межгосударственных экономических отношений. Механизм выпуска государственных ценных бумаг постоянно совершенствуется, а их рынок приобретает все большее значение для инвестиционных процессов (т.е. для экономического роста). Для России международный опыт эмиссии и использования государственных ценных бумаг имеет первостепенное значение.
Рынок ценных бумаг, в том числе государственных, в России прошел в своем развитии через три периода, в каждом из которых он играл в экономике разную роль и имел свои отличительные черты. Первый период был наиболее длительным: от петровских реформ до конца 1917г., когда этот рынок был ликвидирован. Второй период 1922-30 гг. - время его ограниченного и краткого восстановления в годы «новой экономической политики». Третий период - время подлинного возрождения российского рынка ценных бумаг - начался при переходе к рыночной экономике, т.е. в конце 80-х и, особенно, в начале 90-х годов. Экономические реформы сразу поставили вопрос о необходимости восстановления в стране рынка капитала и его финансовых инструментов. После изменения в России в 1991г. политических условий этот процесс пошел особенно быстро. Уже в 1991-92 гг. была законодательно определена возможность приватизации государственной собственности путем создания акционерных обществ, стало расти число коммерческих банков, начали создаваться фондовые биржи и другие финансовые институты рынка, были приняты исходные законодательные акты («Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» и Закон «О налоге на операции с ценными бумагами»).
В 1991г. начал формироваться рынок государственных ценных бумаг. ЦБ РФ стал внедрять в практику рынка внебиржевые аукционы государственных облигационных займов (как форму их первичного распределения), а также ввел систему постоянной торговли и котировки облигаций Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. В 1995-96 гг. появились такие основополагающие документы как «Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» и Законы «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг».
Рынок государственных ценных бумаг это один из наиболее регламентированных рынков в мире, что объясняется сложностью как самого его товара, так и связанных с его производством и размещением экономических отношений. Он требует разработки особой стратегии государства, которая должна способствовать финансированию дефицита бюджета с помощью ценных бумаг, без инфляции, а также привлечению иностранных инвестиций в экономику. Неотъемлемой частью этой стратегии должна быть разработка государственной программы заимствования средств на рынке ценных бумаг. Государство в 1993-97 гг. осуществило большие заимствования на рынке ценных бумаг, которые, однако, еще далеки от размеров заимствования на развитых рынках.
В 1996г. Министерство финансов РФ имело право привлечь для бюджетных целей 57 трлн. руб. за счет доходов, получаемых от размещения государственных облигаций на внутреннем рынке (остальная часть дефицита бюджета должна была быть покрыта за счет средств внешнего рынка). В целом с этой задачей удалось успешно справиться. В 1996г. была снижена цена заимствования по государственным ценным бумагам со сроком погашения 3, 6 и 7 месяцев. Их доходность была на уровне 32-35% годовых, что являлось хорошим показателем для существовавшей в этом году ситуации. Подобная доходность может считаться нормальной потому, что она была почти равна инфляции. На некоторые виды государственных ценных бумаг спрос намного опережал предложение. Так, спрос на облигации 10-й серии сберегательного займа в 2.5 раза превышал предложение, на 11-ю серию - в 3 раза. Облигация этого займа номиналом в 100 тыс. руб. продавалась за 102.250 руб., что весьма престижно.
В России на объемы государственного заимствования влияют принятые долгосрочные инвестиционные программы и размер накопленного государственного долга. Государство должно подразделять свои ценные бумаги на инструменты денежного рынка (краткосрочные ценные бумаги) и на инструменты рынка капитала (ГДО). Они должны быть доступными для всех инвесторов (прежде всего, для коллективных). Это требует создания на основе новейших компьютерных технологий государственной Долговой книги, что позволит напрямую владеть государственными ценными бумагами любым категориям инвесторов.
Событием для российского
Российский рынок
1) иностранные инвесторы
2) российские государственные
Право приобретать ценные бумаги российского государства нерезиденты получили с момента их выпуска. Однако в течение ряда лет оставался нерешенным вопрос о праве нерезидентов распоряжаться процентным доходом. В январе 1996г. ЦБ РФ принял важное решение: нерезиденты получили право не только приобретать ГКО (они представляют для нерезидентов наибольший интерес), но и распоряжаться получаемой прибылью. Правительство РФ с помощью либерализации рынка ГКО высказало свое намерение уже в ближайшие полгода получить от иностранных инвесторов 2-3 млрд. долл.
Вопрос о репатриации прибыли нерезидентами - ключевой. Неограниченных прав в этом отношении им не было предоставлено. Право репатриации обставлено существенными ограничениями:
1) средства, предназначенные для торговли ГКО, нерезиденты должны переводить на счета российских загранбанков, сюда же будут поступать и их доходы;
2) нерезиденты могут покупать
ГКО только на аукционах и
ждать срока их погашения,
3) была введена 10% квота на участие нерезидентов в аукционах ГКО;
4) обменный курс валют
Очевидно, стремление ЦБ РФ ограничить доходы нерезидентов по ГКО, сблизить их, скорее всего, с доходностью аналогичных облигаций в западных странах.
Первое размещение российских государственных облигаций (т. н. еврооблигаций) произошло в ноябре 1996г. С тех пор эмиссии еврооблигаций имели место трижды:
- 27 ноября 1996г. были выпущены еврооблигации на сумму по номиналу равную 1 млрд. долл. (срок займа 5 лет, купонный доход 9,25%);
- 23 марта 1997г. были выпущены еврооблигации на сумму по номиналу равную 1 млрд. немецких марок (срок займа 7 лет, купонный доход 9%);
- 26 июня 1996г. были выпущены
Осенью 1997г. Правительство РФ объявило о намерениях в ближайшее время осуществить еще одну эмиссию своих еврооблигаций.
Российские государственные
Глава 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК ЭМИТЕНТА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
Государство - крупнейший экономический агент, а рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ) - крупнейший сегмент рынка ценных бумаг. Таким образом, не менее важным видом деятельности государства на рынке ценных бумаг является выпуск государственных ценных бумаг.
Государственные ценные бумаги используются правительством для привлечения средств на финансирование государственных расходов. Как правило, государственные ценные бумаги в мировой практике более надежны, но приносят меньший процент прибыли. Государственные ценные бумаги свидетельствуют о факте займа со стороны государства у населения и юридических лиц. Они выпускаются в разных формах: казначейские обязательства, казначейские боны, казначейские векселя, облигации. Различие между ними состоит в сроках действия, условиях выплаты доходов и погашения, характером обращаемости и персонификации, держателях.
Каждая страна имеет свою сложившуюся
историю и практику рынка ГЦБ,
что находит отражение в видах
и формах выпускаемых государственных
облигаций, масштабах национального
рынка облигаций и его
2.1 Порядок эмиссионного
финансирования
Государственные заимствования осуществляются путем эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.
Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, включает следующие этапы:
При эмиссии ценных бумаг
регистрация проспекта эмиссии
производится при размещении
эмиссионных ценных бумаг
При регистрации проспекта
эмиссии ценных бумаг
- подготовкой проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
- регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
- раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
- раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.
Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, условия их размещения и обращения регулируются федеральными законами или в порядке, ими установленном.
Запрещается производить
В соответствии с федеральным законом
"Об особенностях эмиссии и обращения
государственных и