Государство на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования государства на рынке ценных бумаг.
Задачи: во-первых, выявить роль и значение государства на рынке ценных бумаг; определить основные задачи государства на рынке ценных бумаг; во-вторых, ознакомиться с видами государственных ценных бумаг и дать им краткую характеристику; в-третьих, провести анализ деятельности государства на рынке ценных бумаг.

Содержание

1.
ВВЕДЕНИЕ
2
2.
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
5
3.
1.1 Финансовые и регулятивные задачи государства на рынке ценных бумаг
6
4.
1.2 Характеристика государственных ценных бумаг в России
10
5.
1.3 Зарубежный и российский исторический опыт функционирования государства на рынке ценных бумаг
22
6.
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК ЭМИТЕНТА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
30
7.
2.1 Порядок эмиссионного финансирования государственных расходов
30
8.
2.2 Анализ выпуска и обращения государственных ценных бумаг на современном этапе
33
9.
3 ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
45
10.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
11.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Госудасртво на рынке ЦБ.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

 

Важной рыночной характеристикой  ценной бумаги является ее ликвидность, то есть возможность быстрой продажи по текущим рыночным ценам с минимальными финансовыми потерями. Скорость реализации ценной бумаги зависит, в частности, от разницы между ценами спроса и предложения (bid ask spread), от соотношения между объемами спроса и предложения, соотношения между количеством заявок на продажу и покупку актива. Обоснованная оценка ликвидности конкретного выпуска ценной бумаги позволяет участникам рынка оптимизировать структуру своего инвестиционного портфеля, минимизировать транзакционные издержки.

Ликвидность выпусков ОФЗ, обращающихся на внутреннем рынке, в 2011г. существенно варьировалась, о чем свидетельствует значительное различие объемов, количества, регулярности сделок и спредов между котировками на покупку и продажу по конкретным выпускам (рис. 1).

Рис. 1 Индикаторы ликвидности выпусков ОФЗ в 2011 году

Индикаторы ликвидности выпусков ОФЗ в 2011 году


На вторичном рынке наибольшей ликвидностью характеризовались 9 выпусков ОФЗ, размещенных Минфином России в 2010-2011 гг. (25075-25079 и 26203-23206). В течение 2011г. эмитент регулярно выпускал в обращение достаточно большие объемы этих гособлигаций срочностью от 2 до 10 лет, формируя так называемые «эталонные» выпуски (benchmark).

На рис. 2 приведены сводные данные за год - графики объемов внутреннего государственного долгового рынка, представленного государственными облигациями (ГКО-ОФЗ) и облигациями Банка России (ОБР) по номинальной стоимости.

В 2011 году продолжился рост объема государственных облигационных заимствований, начавшийся во второй половине 2010г.

 

Рис. 2 Объем внутреннего государственного долгового рынка в 2005-2011гг.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За 2011 год объем рынка государственных  облигаций по номиналу, по данным агентства CBONDS, вырос на 37% и составил 2,8 трлн. руб. Аналогичный рост происходил и годом ранее. В сравнении с ВВП рынок государственных облигаций остается небольшим, несмотря на рост на 0,7 п.п., до 5,2%.

Рис 3. Объем рынка государственных  облигаций в 2005 – 2011 гг.

Общие данные, показывающие объемы рынка  еврооблигаций, приведены на рис. 4. По данным CBOND S, в конце 2011г. общий объем выпуска еврооблигаций составил 151,7 млрд. долл., в том числе 35,5 млрд. долл. – суверенные еврооблигации, 115,4 млрд. долл. – корпоративные еврооблигации. Объем еврооблигаций субъектов РФ незначителен и продолжительное время составляет около 1 млрд долл. По итогам года зафиксирован рост объемов корпоративных еврооблигаций на 2,9%. Объем суверенных еврооблигаций в течение 2011г. находился на практически постоянном уровне.

Рис. 4 Объем рынка еврооблигаций  в 2005 – 2011гг.

Российский финансовый рынок в первом полугодии 2012г. развивался при достаточно благоприятных условиях внешней торговли и сохранении позитивных тенденций в реальном секторе российской экономики.

В развитии ситуации на рынке государственных ценных бумаг в первом полугодии 2012г. наблюдались два периода. В январе-марте повышение интереса инвесторов к ОФЗ на первичном и вторичном рынках было вызвано, в частности, вступлением в силу законодательных изменений, направленных на либерализацию рынка государственных ценных бумаг и повышение его ликвидности. Благодаря значительному спросу участников (в том числе нерезидентов) на отдельные наиболее ликвидные выпуски ОФЗ, эмитенту удалось разместить их почти полный объем на достаточно выгодных условиях. Возрастали объемы операций с гособлигациями на вторичном рынке. С апреля рыночная конъюнктура стала ухудшаться в связи с сокращением объема ликвидных рублевых ресурсов у кредитных организаций. При снизившемся спросе эмитент в апреле и июне разместил выпуски ОФЗ с премией к их доходности на вторичном рынке, а в мае ни одного выпуска не было размещено. Обороты вторичных торгов в апреле-мае сокращались и лишь в июне вернулись к уровню марта.

Таб.7 Характеристики государственных заимствований посредством ОФЗ в I полугодии 2012 г.

 

Характеристики государственных  заимствований

посредством ОФЗ в I полугодии 2012 г. (млрд. руб.)

 

Показатель

По плану

По факту

Номинальный объем размещения на аукционах


614,7

269,6

Количество аукционов, штук

24

18

Объем погашения

60,2

60,5

Объем купонных выплат

100,2

100,1

Объем купонных выплат

168,2

173,4


В рассматриваемый период эмитент разместил новые пяти-, восьми- и впервые после кризиса 2008г. пятнадцатилетние гособлигации. Средняя срочность размещенных ОФЗ составила 7,3 года (в первом и втором полугодиях 2011г.– 5,0 и 6,6 года соответственно). С целью повышения ликвидности отдельных выпусков государственных облигаций средний объем эмиссии размещаемых на аукционах ОФЗ был увеличен до 24,9 млрд. руб. по сравнению с 21,0 и 18,3 млрд. руб. в первом и втором полугодиях 2011г. соответственно. По отдельным выпускам ОФЗ объем эмиссии в первом полугодии 2012г. составлял от 10,0 до 45,0млрд. руб. (в 2011г– от 10,0 до 50,0млрд. руб.).

Таб. 8 Основные показатели рынка ОФЗ

Основные показатели рынка ОФЗ

Показатель

Второе полугодие 2011 г.

Первое полугодие 2012 г.

Прирост за первое полугодие 2012 г., %

Объем рыночного портфеля ОФЗ по номиналу на конец периода, млрд. руб.

2803,3

3012,3

7,5

Дюрация портфеля ОФЗ  на конец периода, лет (дней)

3,8 (1390)

3,7 (1355)

-2,6

Средняя дюрация портфеля ОФЗ, лет (дней)

3,7 (1365)

3,8 (1391)

1,9

Совокупный оборот ОФЗ  по фактическим ценам, млрд. руб.

1653,0

1606,8

-2,8

В том числе:

– в основном режиме торгов

391,5

353,0

-9,8

– во внесистемном режиме торгов

1261,4

1253,8

-0,6

Средний дневной совокупный оборот ОФЗ по фактическим ценам, млрд. руб.

12,7

12,8

0,3

В том числе:

– в основном режиме торгов

3,0

2,8

-7,0

– во внесистемном режиме торгов

9,7

10,0

2,5

Средний коэффициент  оборачиваемости ОФЗ по фактическим ценам, %

126,4

110,9

-12,2

В том числе:

– в основном режиме торгов

29,9

24,4

-18,6

– во внесистемном режиме торгов

96,5

86,6

-10,3

Доходность ОФЗ* на конец периода, % годовых

7,86

8,29

43 б.п.

Средняя доходность ОФЗ*, % годовых

7,71

7,75

4 б.п.


Источник: Банк России, ММВБ-РТС, расчеты ДИИ Банка России.

 

В первом полугодии 2012г., за исключением мая, номинальный объем обращающихся на рынке выпусков государственных ценных бумаг возрастал, увеличившись на 209,1 млрд. руб. Это изменение произошло вследствие превышения объемов размещения над объемами погашения гособлигаций. В соответствии с платежным графиком были погашены выпуск ОФЗ-ПД (25064) и 1/4 номинальной стоимости выпуска ОФЗ-АД (46002), а также выплачен купонный доход по 37 выпускам ОФЗ.

Таким образом, российский финансовый рынок в 2012г. сохраняет устойчивость и продолжает выполнять свою функцию по перераспределению финансовых ресурсов в национальной экономике в условиях значительных внешних шоков и неопределенности перспектив развития мировой экономики

В связи с увеличением государственных  внутренних заимствований бюджетные  ассигнования на обслуживание внутреннего госдолга будут иметь тенденцию к значительному росту, в 2013 году они превысят показатель 2010 года в 2,5 раза. Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 69,93 % в 2011 году до 81,1 % 2013 году.

Основной объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внутреннего долга в 2011 - 2013 годах будет приходиться на ОФЗ – АД и ОФЗ – ПД: ОФЗ – АД в 2011 году – 43,5 млрд. рублей, в 2012 году – 40,4 млрд. рублей, в 2013 году – 42,1 млрд. рублей; ОФЗ – ПД в 2011 году – 213,5 млн. рублей, в 2012 году – 325,8 млрд. рублей, в 2013 году – 400,5 млрд. рублей.

За последние 10 лет  внутренний рынок государственных  ценных бумаг продемонстрировал  устойчивый рост, превратившись в  ключевой сегмент финансового сектора  страны: по объему обращающихся ценных бумаг на рынок ОФЗ сегодня приходится значительная доля – 37% – всего долгового рынка России. При этом только за последние 2,5 года объем рынка ОФЗ увеличился с 1,1 до 2,5 трлн. руб., то есть более чем в 2 раза (Рис. 5)

Рис. 5 Объем рынка ОФЗ  в 2009-2011 гг., млрд. руб.


По оценке экспертов, ОФЗ приобрели  статус общепринятого эталона долгового рынка, относительно которого осуществляется ценообразование и торговля другими облигациями.

Глава 3 ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Рынок ценных бумаг - явление  в России сравнительно новое, для  большинства населения малопонятное. И это неудивительно, ведь в то время, когда другие страны накапливали  опыт практической работы с ценными  бумагами и оттачивали экономические отношения, мы довольствовались только тем, что предлагало нам государство, часто не понимая, для чего вообще могут быть нужны ценные бумаги.

Возможно, поэтому ценные бумаги с таким трудом входят сейчас в жизнь общества. Многим нашим  соотечественникам не только ценные бумаги, но и кредитные карточки, которые давно стали привычными во всех развитых странах, представляются чем-то ненадежным. Такое восприятие вполне естественно. Государство часто обманывало своих граждан, наполняя рынок облигациями, которые нельзя было ни продать, ни обменять, ни заложить. Например, облигации 2-процентного займа развития народного хозяйства СССР, распространенные после войны, удалось обменять на рубли лишь через полвека, когда они значительно обесценились. Преодолению негативного отношения к рынку ценных бумаг не способствуют многолетняя нестабильная экономическая ситуация в стране, частые финансовые "встряски". Тем не менее, России как государству, ставшему на путь рыночных отношений, рынок ценных бумаг необходим. Рынок ценных бумаг является, пожалуй, лучшим инструментом вовлечения населения в рыночные отношения, лучшей школой обучения его основам рынка, особенно молодежи. Недаром передовые позиции в экономике в мире занимают США, где в инвестиционном процессе на фондовом рынке участвует каждая домохозяйка. Участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Государственное регулирование в этой области должно быть направлено на усиление защиты прав и законных интересов розничных инвесторов и создание условий для снижения рисков индивидуальных инвестиций. И следует отметить, что Правительство РФ уже достаточно много делает в этом направлении.

Чтобы быстрее изжить сложившиеся негативные черты рынка  ценных бумаг, законодательная работа должна вестись, как представляется, по двум направлениям. Во-первых, следует  заменять ранее принятые акты на более совершенные, отвечающие потребностям современного экономического развития страны. Во-вторых, пора законодательно урегулировать новые области экономических отношений. Позволю себе предложить примерный список задач, которые предстоит решить в процессе совершенствования нормативной базы:

а) преимущественная и  всесторонняя защита законных прав и  интересов инвесторов. В основе функционирования рынка лежит добровольное вложение денежных средств инвесторами в  инструменты рынка ценных бумаг, следовательно, от обеспечения доверия инвесторов к рынку зависит само существование рынка;

б) пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг, повышение ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг и  эмитентов за результаты своей деятельности;

Информация о работе Государство на рынке ценных бумаг