Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования государства на рынке ценных бумаг.
Задачи: во-первых, выявить роль и значение государства на рынке ценных бумаг; определить основные задачи государства на рынке ценных бумаг; во-вторых, ознакомиться с видами государственных ценных бумаг и дать им краткую характеристику; в-третьих, провести анализ деятельности государства на рынке ценных бумаг.
1.
ВВЕДЕНИЕ
2
2.
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
5
3.
1.1 Финансовые и регулятивные задачи государства на рынке ценных бумаг
6
4.
1.2 Характеристика государственных ценных бумаг в России
10
5.
1.3 Зарубежный и российский исторический опыт функционирования государства на рынке ценных бумаг
22
6.
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК ЭМИТЕНТА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
30
7.
2.1 Порядок эмиссионного финансирования государственных расходов
30
8.
2.2 Анализ выпуска и обращения государственных ценных бумаг на современном этапе
33
9.
3 ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
45
10.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
11.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
55
Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг, предельных объемов их выпуска принимается соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с верхним пределом государственного или муниципального долга. Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Министерстве финансов РФ. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
Основными нормативными правовыми актами, закрепляющими возможность эмиссии Российской Федерацией ценных бумаг и денежных средств, являются:
- Конституция Российской Федерации (ст. ст. 71, 75, 106);
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ;
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
- Федеральный закон
от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях
эмиссии и обращении
- Федеральный закон
от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ "Об использовании
государственных ценных бумаг
Российской Федерации для
- Федеральный закон от 10 июля 2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и др.
Субъектами эмиссионной деятельности государства являются его органы, у которых такого рода деятельность составляет часть их компетенции. По аналогии с органами, осуществляющими финансовую деятельность государства, следует выделить высшие органы государства, осуществляющие общее руководство эмиссионной деятельностью. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации. Другую группу составляет государственный орган специальной компетенции, для которого финансовая деятельность является основной, а эмиссионная деятельность составляет часть специальной компетенции. Им является Министерство финансов Российской Федерации - непосредственный эмитент государственных ценных бумаг. Так, Министерство финансов Российской Федерации выполняет функции эмитента государственных ценных бумаг.3
Центральный банк Российской
Федерации как субъект
2.2 Анализ выпуска и
обращения государственных
Государственные ценные бумаги - форма существования государственного внутреннего и внешнего долга. Это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.
Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения) по государственным или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
До кризиса 2008 года, то есть в условиях устойчивого профицита федерального бюджета, внутренние заимствования составляли относительно небольшую величину – 170-250 млрд. руб. в год. Выпуск облигаций федеральных займов (ОФЗ) осуществлялся, исходя из скорее технических (поддержание функционирования рынка, создание безрисковой кривой доходности и пр.), чем финансовых соображений. Ситуация принципиально изменилась с 2009 года, когда внутренний рынок стал рассматриваться в качестве основного источника финансирования бюджетного дефицита.
В соответствии с Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2009г., утвержденной Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», Правительство РФ разрешило Минфину России в 2009г. осуществить государственные внутренние заимствования посредством государственных ценных бумаг (ОФЗ и ГСО) нетто-объемом 541,9 млрд. руб. (в 2008г.– 369,0млрд. руб.). В условиях утвержденного дефицита федерального бюджета Правительство РФ установило максимальный номинальный объем эмиссии государственных ценных бумаг в 2009г. на сумму 647,8 млрд. рублей.
Минфин России планировал в 2009г. провести на первичном рынке 38 аукционов по размещению ОФЗ (табл. 1). В январе-апреле в условиях сохранявшейся нестабильности на российском финансовом рынке спрос участников рынка ОФЗ был крайне низким.
Таблица 1. Характеристики государственных заимствований посредством ОФЗ в 2009 г
Характеристики государственных заимствований посредством ОФЗ в 2009 г. (млрд. руб.) | ||
Показатель |
По плану |
По факту |
Номинальный объем размещения на аукционах на первичном рынке |
426,0 |
267,0 |
Количество объявленных аукционов на первичном рынке, штук |
38 |
33 |
Номинальный объем доразмещения на аукционах на вторичном рынке |
44,9 |
30,9 |
Количество аукционов на вторичном рынке, штук |
- |
9 |
Номинальный объем доразмещения в ходе вторичных торгов |
- |
102,7 |
На состоявшихся в 2009г. аукционах было продано 70% от суммарного предложенного к размещению объема (0,4-99,8% заявленного объема по отдельным выпускам). Не реализованные на аукционах гособлигации эмитент активно доразмещал на вторичном рынке по принципу прямых продаж. В 2009г. инструменты размещались на срок от 1,8 до 5,2 года (средняя срочность – 3,3года), тогда как в 2003-2008 гг. при более низкой стоимости обслуживания ОФЗ срочность продаваемых на аукционах выпусков варьировалась в диапазоне 2,1-30,0 года (среднегодовая срочность– от 4,6 до 12,0 года). Темп прироста портфеля ОФЗ по итогам 2009г. превысил аналогичные показатели 2006-2008 гг., что обусловлено самым большим за последние десять лет объемом размещения гособлигаций.
Таблица 2. Структура российского рынка капитала
Структура российского рынка капитала (на конец периода, млрд. руб.)
Сегмент |
2008 |
2009 |
1.Государственные ценные бумаги (объем в обращении, по номиналу) |
2330 |
2743 |
1.1. Государственные (федеральные) облигации в рублях (ГКО-ОФЗ) |
1144 |
1470 |
1.2. Государственные (федеральные) валютные облигации |
867 |
847 |
еврооблигации РФ, млрд. долл. США |
27,7 |
26,2 |
ОВГВЗ и ОГВЗ*, млрд. долл. США |
1,8 |
1,8 |
1.3. Облигации субъектов РФ и муниципальных образований в рублях и в иностранной валюте |
318 |
426 |
В 2010 г. в соответствии с Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2010 г., утвержденной Федеральным законом РФ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», планировалось осуществить государственные внутренние заимствования посредством государственных ценных бумаг (ОФЗ и ГСО) нетто-объемом 838,6 млрд. руб. (в 2009 г. – 541,9 млрд. руб.). В условиях утвержденного дефицита федерального бюджета максимальный номинальный объем эмиссии государственных ценных бумаг в 2010г., установленный Правительством РФ, составил 1104,4 млрд. руб. (в 2009г. – 647,8 млрд. руб.). Минфин России планировал в 2010г. провести на первичном и вторичном рынках 61 аукцион по размещению ОФЗ (табл. 3). Из них состоялось 55 аукционов, четыре аукциона были признаны эмитентом несостоявшимися, а два аукциона были перенесены на более поздний срок, но не проводились.
Таблица 3. Характеристики государственных заимствований посредством ОФЗ в 2010 г.
Характеристики
посредством ОФЗ в 2010 г. (млрд. руб.)
Показатель |
По плану |
По факту |
Номинальный объем размещения на аукционах на первичном рынке |
835,7 |
377,6 |
Количество объявленных |
35 |
31 |
Номинальный объем доразмещения на аукционах на вторичном рынке |
335,5 |
178,7 |
Количество аукционов на вторичном рынке, штук |
26 |
24 |
Номинальный объем доразмещения в ходе вторичных торгов |
- |
159,7 |
На состоявшихся в 2010г. аукционах было реализовано 52% от суммарного предложенного к размещению объема ОФЗ. Не реализованные на аукционах выпуски гособлигаций эмитент доразмещал на вторичном рынке: в июне – в основном режиме торгов на сумму 21,7 млрд. руб. по номиналу, в декабре – в режиме внесистемных сделок (адресные сделки) объемом 137,5 млрд. руб. по номиналу.
Темп прироста портфеля ОФЗ по итогам 2010г. превысил аналогичные показатели 2005 - 2009 гг., что обусловлено самым большим годовым объемом размещения гособлигаций за всю историю функционирования рынка внутреннего государственного долга (табл. 4). Объем рыночного портфеля ОФЗ по номиналу в 2010г. увеличился на 584,4 млрд. рублей.
Таблица 4. Структура российского рынка капитала в 2010 году
Структура российского рынка капитала (на конец периода, млрд. руб.)
Сегмент |
2009 |
2010 |
1.Государственные ценные бумаги (объем в обращении, по номиналу) |
2743 |
3491 |
1.1. Государственные
(федеральные) облигации в |
1470 |
2054 |
1.2. Государственные
(федеральные) валютные |
847 |
982 |
еврооблигации РФ, млрд. долл. США |
26,2 |
30,5 |
ОВГВЗ и ОГВЗ*, млрд. долл. США |
1,8 |
1,8 |
1.3. Облигации субъектов РФ и муниципальных образований в рублях и в иностранной валюте |
426 |
454 |
В соответствии с Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2011 г., утвержденной Федеральным законом РФ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», на 2011 г. были запланированы государственные внутренние заимствования посредством государственных ценных бумаг (ОФЗ и ГСО) нетто-объемом 1186,6 млрд. руб. (в 2010 г. – 838,6 млрд. руб.). В условиях утвержденного дефицита федерального бюджета максимальный номинальный объем эмиссии государственных ценных бумаг в 2011 г., установленный Правительством РФ, составил 1744,8 млрд. руб. (в 2010 г. – 1104,4 млрд. руб.).
Минфин России предполагал провести в 2011 г. 52 аукциона по размещению ОФЗ (табл. 5). Состоялось 46 аукционов.
Таблица 5. Характеристики государственных заимствований посредством ОФЗ в 2011 г.
Характеристики
посредством ОФЗ в 2011 г. (млрд. руб.)
Показатель |
По плану |
По факту |
Номинальный объем размещения на аукционах на первичном рынке |
1015,0 |
756,1 |
Количество объявленных |
52 |
46 |
Номинальный объем доразмещения на аукционах на вторичном рынке |
- |
295,0 |
Количество аукционов на вторичном рынке, штук |
301,9 |
301,9 |
Номинальный объем доразмещения в ходе вторичных торгов |
168,2 |
173,4 |
Объем рыночного портфеля ОФЗ по номиналу в 2011 г. увеличился на 749,1 млрд. руб. (табл. 6). Годовой объем размещения гособлигаций в 2011 г. был самым большим за всю историю функционирования рынка внутреннего государственного долга. Среднемесячный номинальный объем обращающихся рыночных выпусков государственных ценных бумаг в течение 2011 г. возрастал, за исключением января и ноября, когда объем погашения превысил объем размещения гособлигаций. В соответствии с платежным графиком шесть выпусков ОФЗ были погашены полностью и два выпуска – частично. Купонный доход был выплачен по 84 выпускам ОФЗ.
Таблица 6. Структура российского рынка капитала в 2011 году
Структура российского рынка капитала (на конец периода, млрд. руб.)
Сегмент |
2010 |
2011 |
1.Государственные ценные бумаги (объем в обращении, по номиналу) |
3491 |
4209 |
1.1. Государственные
(федеральные) облигации в |
2054 |
2893 |
1.2. Государственные
(федеральные) валютные |
982 |
940 |
еврооблигации РФ, млрд. долл. США |
30,5 |
29,2 |
ОВГВЗ и ОГВЗ*, млрд. долл. США |
1,8 |
0,02 |
1.3. Облигации субъектов РФ и муниципальных образований в рублях и в иностранной валюте |
454 |
375 |