Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:26, курсовая работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является денежно-кредитная политика.
«Денежно-кредитная политика как часть экономической политики представляет собой совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса».[1] Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной денежно-кредитной политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Введение ………………………………………………………………………
3
1 Денежно-кредитная политика как элемент регулирования
экономики …………………………………………………………………….
5
1.1 Основные цели, разработка и реализация денежно-кредитной политики ………………………………………………………………………
5
1.2 Типы денежно-кредитной политики …………………………………
8
1.3 Методы денежно-кредитной политики ……………………………...
10
1.4 Инструменты денежно-кредитной политики ……………………….
12
2 Анализ денежно-кредитной политики в 2010 году ……………………..
21
2.1 Реализация денежно-кредитной политики …………………………
21
2.2 Процентная политика как ключевой инструмент денежно-кредитной политики в 2010 году ………………………………………….
21
3 Меры, направленные на инновационное развитие денежно-кредитной политики России ……………………………………………………………
24
Заключение …………………………………………………………………..
26
Список использованных источников………………………………………
28
Приложения ………………………………………………………………….
30
\
2. Предположим теперь, что на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно Центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банка и населения по выгодному для них курсу. Тем самым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним подает, что делает казначейские ценные бумаги непривлекательными для их владельцев. Население и банк начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) денежного предложения. При этом процентная ставка падает.
И снова можно отметить непредсказуемость результатов денежно-кредитной политики в связи с тем, что открытый рынок – это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь рост процентных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижении денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора.
Несмотря на временное прекращение функционирования рынка государственных ценных бумаг, Банк России не исключает из круга используемых инструментов денежно-кредитной политики такой инструмент регулирования ликвидности банковской системы, как операции на открытом рынке. В условиях сжатия финансовых рынков и обострения проблемы ликвидности Банк России в сентябре 1998 года разработал приложение о введении в обращение облигаций Банка России (ОБР) и начал операции с ними, в том числе Банк России предоставил банкам возможность использования указанных ценных бумаг в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт», а также проведение с ними сделок РЕПО.
«Сделка РЕПО - это покупка Банком России ценных бумаг у коммерческих банков с обязательством обратной продажи».[11]
В настоящее время опыт эмиссии ОБР продемонстрировал пока еще слабое влияние этого инструмента на банковскую ликвидность.
2 Анализ денежно-кредитной политики в 2010 году
2.1 Реализация денежно-кредитной политики
В 2010 году реализация денежно-кредитной политики происходит
в условиях, когда основные последствия наиболее острой фазы мирового
финансово-экономического кризиса преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста. Масштабные антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008-2009 годах, позволили преодолеть дефицит ликвидности и не допустить дестабилизации функционирования банковской системы.
Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному сворачиванию мер, которые были введены им в острую фазу кризиса.
Вместе с тем неустойчивое восстановление экономической активности и медленный рост банковского кредитования определяют задачу поддержания и расширения
совокупного спроса.
2.2 Процентная политика как ключевой инструмент
денежно-кредитной политики в 2010 году
В условиях замедления инфляции и снижения инфляционных ожиданий Банк России в первой половине 2010 года продолжил начатое в апреле 2009 года снижение процентных ставок по своим операциям, направленное на уменьшение стоимости заимствований в экономике, стимулирование кредитной активности и экономического роста, а также ограничение притока краткосрочного спекулятивного капитала. К началу июня 2010 года Совет директоров Банка России 4 раза принимал решение о снижении ставки рефинансирования и ставок по отдельным операциям.
В условиях сложившегося в банковском секторе структурного избытка
ликвидности ключевое значение для формирования динамики процентных ставок на денежном рынке приобрели процентные ставки по депозитным операциям Банка России. Для повышения эффективности процентной политики, Банк России с 29 марта 2010 года возобновил проведение депозитных операций по фиксированной процентной ставке на условии "овернайт". После выравнивания процентных ставок по депозитным операциям на условиях "овернайт" и "до востребования" с 1.06.2010 единая процентная ставка по этим видам депозитов стала формировать нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России, а его ширина при этом сократилась на 0,25 процентного пункта.
Проанализируем, как изменялись процентные ставки в первой половине 2010 года на основе данных сводной таблицы (см. приложение 2).
В целом с начала цикла смягчения денежно-кредитной политики до 1
июня 2010 года ставка рефинансирования Банка России была снижена на 5,25
процентного пункта (до 7,75%), минимальная процентная ставка по рыночным операциям предоставления ликвидности на срок до 7 дней - на 5 процентных пунктов (до 5%), ставка по однодневным депозитам и депозитам до востребования - на 5,25 процентного пункта (до 2,5%).
Продолжительный период снижения процентных ставок Банком России и
предпринятые ранее действия Правительства Российской Федерации и Банка России по поддержке кредитных организаций способствовали снижению ставок денежного рынка, улучшению состояния банковского сектора и уменьшению системных рисков.
В июне 2010 года процентные ставки денежного рынка вышли на уровень, обеспечивающий приемлемый баланс между доступностью заемных средств и инфляционными рисками и являющийся нейтральным относительно трансграничного движения краткосрочного капитала. Это позволило Совету директоров Банка России в июне-октябре принять решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России.
При этом учитывалась необходимость сохранения стимулирующей
денежно-кредитной политики для поддержки внутренних факторов роста.
В июне-октябре 2010 года ситуация на денежном рынке оставалась
спокойной, процентные ставки в основном находились вблизи нижней границы коридора процентных ставок по операциям Банка России.
В августе-сентябре было отмечено ускорение роста потребительских
цен, вызванное увеличением инфляционных ожиданий в условиях
неопределенности оценок последствий воздействия аномальных погодных условий на производство сельскохозяйственной продукции и ростом цен на зерно на мировом рынке. Однако, по мнению Банка России, это не является достаточным основанием для того, чтобы сделать вывод о негативном влиянии последствий указанных ценовых шоков на инфляционные процессы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
3 Меры, направленные на инновационное развитие денежно-кредитной политики России
Денежно-кредитная политика является одной из составных частей финансовой политики государства, и Центральный банк Российской Федерации отвечает за ее проведение. Наделенный государственным эмиссионным правом, он является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики и товарно-денежной сбалансированности. Главные его задачи — это организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности кредитно-финансовых институтов в масштабах экономики страны, поддержание стабильности функционирования банковской и денежной системы России.
Ежегодно Банк России совместно с правительством определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, где указывает основные цели и приоритеты банковской деятельности, разрабатывает соответствующие стратегии и тактики, которые конкретизируются в выборе определенных методов и инструментов денежно-кредитной политики.
Для преодоления кризиса и обеспечения инновационного экономического роста требуется модернизация данного проекта:
более четкая формулировка принципов денежно-кредитной политики. Сейчас представление о принципах на среднесрочную перспективу подменено перечислением целей, мер и задач, которые Банк России намерен реализовать.
при осуществлении мер по денежно-кредитному регулированию следует достигнуть определенных значений совокупности макроэкономических факторов (ВВП, доходов населения, занятости), а не только учитывать показатель инфляции.
необходима разработка методологии оценки выбранных макроэкономических показателей, рассматривающая международную практику.
снижение темпа инфляции должно быть осуществлено не только на основе воздействия на спрос и предложение денег, но и влияния на ее немонетарные факторы.
В целях совершенствования теоретической и научной основы денежно-кредитной политики целесообразно провести широкое обсуждение ее перспектив учеными и практиками.
Заключение
Таким образом, в данной работе согласно главной цели и задачам, поставленным во введении, был проведен анализ денежно-кредитной политики. В заключение имеет место обобщить все факты и сделать некоторые выводы:
1) Денежно-кредитная политика является совокупностью мероприятий денежной политики, определяющей изменение денежной массы, и кредитной политики, направленной на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов. Ее цель заключается в регулировании экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита, ограничения роста денежной массы в обращении и ослаблении инфляционных процессов. В то время как двуединой задачей денежно-кредитной политики является поддержание стабильной покупательной способности национальной валюты по отношению к товарам и услугам, обращающимся на внутреннем рынке (через обеспечение низких темпов инфляции), так и товарам и услугам, обращающимся на мировом рынке (через обеспечение стабильного курса национальной валюты по отношению к иностранным).
2) Основными методами денежно-кредитной политики являются: учетная и процентная ставка, операции на открытом рынке, установление норм обязательных резервов. Использование данных методов помогает Центральному банку регулировать денежно-кредитную сферу и воздействовать на нее необходимым образом на данном экономическом этапе.
3) С помощью вышеназванных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика), потому что, как удалось выяснить, реализация двух этих целей не может быть осуществлена одновременно. Соответственно, высшие органы власти государства совместно с Центральным банком должны выбрать необходимую на данном этапе денежно-кредитную политику.
Направления денежно-кредитной политики противоречивы: с одной стороны, они способствуют экономическому развитию и росту (снижение инфляции, стабилизация и предсказуемость курсовой политики, тенденция к снижению ставки рефинансирования), с другой - тормозят экономический рост и не способствуют перераспределению банковского капитала на нужды реального сектора и кредитование населения. Целью денежно-кредитной политики России в условиях не достижения Банком России главной задачи своей деятельности - стабильного экономического роста, основу которого составляет не конъюнктура мировых рынков, а конкурентность и привлекательность отечественной экономики, должно быть обеспечение целенаправленного, эффективного и устойчивого развития и функционирования социальной, экономической и экологической сфер страны на основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ
«О Центральном банке Российской Федерации»
2. Белотелова И.П. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / И.П. Белотелова, Ж.С. Белотелова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 434 с.
3. Богомолов Виктор Александрович. Экономическая безопасность [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Богомолов. - М. : ЮНИТИ, 2006. - 303 с. : ил.
4. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: учебник для студентов вузов / под ред. Е.Ф. Жукова. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 783 с.
5. Игнатьев С.М. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации // Деньги и кредит. 2003. №5. С. 13-16.