Динамика показателей рентабельности и выявление резервов ее повышения в ООО «Даснур»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является ОсОО «Даснур».
Предметом данной курсовой работы является рентабельность ОсОО «Даснур».
Следовательно, целью курсовой работы является исследование динамики показателей рентабельности и выявление резервов ее повышения в ОсОО «Даснур».
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи следующего характера:
дать определение рентабельности;
изучить виды рентабельности и факторы, влияющие на нее;
дать краткую характеристику предприятию ОсОО «Даснур»;
оценить динамику рентабельности продукции, производства и продаж;
разработать пути повышения рентабельности предприятия ОсОО «Даснур».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Анализ рентабельности предприятия.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

7. Коэффициент  постоянства внеоборотных активов  КПВОА = ВОА/СК. Показывает, какая  часть собственного капитала  вложена во ВОА. Значение колеблется в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. В случае исследуемого предприятия его значение можно признать удовлетворительным, а рост показателя объясняется приобретением основных средств в 2010 г.

8. Коэффициент  финансовой независимости (капитализированных источников) – отношение СК к общей величине долгосрочных источников финансирования. ККИ = СК/(СК+ДО). Показывает долю СК в долгосрочных источниках финансирования. В случае ОсОО «Даснур» его значение равно 1 на протяжении всего исследуемого периода из-за отсутствия ДО.

9. Доля просроченной  кредиторской задолженности характеризует  наличие и удельный вес КЗ  к совокупным источникам покрытия. ККЗ = КЗпрос./ВБ. В данном случае  ее доля незначительна (меньше 4%) и наблюдается ее снижение, что говорит о внимании руководства к выплате обязательств.

10. Доля дебиторской  задолженности КДЗ = ДЗ/ВБ. В случае  ОсОО «Даснур» наблюдается снижение  показателя, но рост величины  дебиторской задолженности в  абсолютном выражении, что говорит  об отвлечении средств из оборота предприятия, т.е. является негативной тенденцией.

11. Уровень финансового  левериджа – определяется как  отношение долгосрочных обязательств  к СК. КФЛ = ДО/СК. В виду отсутствия  у предприятия долгосрочных обязательств  расчет показателя невозможен.

12. Коэффициент  обеспеченности собственными оборотными  средствами КСОС = (СК+Дбп+Рпр+ДО-ВОА)/ОА. Характеризует степень обеспеченности  хозяйственной деятельности СОС.  В случае ОсОО «Даснур»  его  значение выше нормативного 0,5 и  говорит об избытке собственных средств.

13. Коэффициент  обеспеченности запасов СОС - КОЗ = СОС/(МПЗ+НДС). В случае исследуемого  предприятия динамика данного  показателя положительная и значения  за весь период были выше  нормативного, что оказывает положительное  влияние на уровень финансовой устойчивости.

Проанализировав данные таблицы 2, можно прийти к выводу о том, что предприятие имеет избыток собственных средств финансирования. К тому же наблюдается рост собственного капитала в динамике. И практически не прибегает к использованию заемных источников финансирования. В связи с выявленным фактом (большой удельный вес собственного капитала) можно сделать вывод о неумении предприятия привлекать и использовать заемные средства. Уровень финансовой устойчивости достаточно высок и растет в динамике.

Доля кредиторской задолженности незначительна и  наблюдается ее снижение, что говорит  о внимании руководства к выплате  обязательств.

Рост величины дебиторской задолженности в  абсолютном выражении говорит об отвлечении средств из оборота предприятия, что является негативной тенденцией.

Таким образом, можно сказать, что  в целом наблюдается положительная  динамика всех основных показателей  деятельности предприятия в 2010 г. по сравнению с 2009 г., а в 2011 г. зафиксировано их уменьшение по сравнению с 2010 г., поэтому необходимо провести комплексный анализ финансового состояния предприятия.

Проведя анализ структуры источников капитала ОсОО «Даснур», мы пришли к выводу, что  превышение собственных средств  над заемными весьма высоко. А это  не является положительным фактом.

 

    1.  Анализ рентабельности деятельности предприятия ОсОО «Даснур»

 

Для оценки эффективности деятельности предприятия рассчитаем рентабельность деятельности ОсОО «Даснур» за 2009 - 2011 годы и проведем анализ полученных показателей. Исходные данные для расчета показателей рентабельности возьмем из таблицы 1. Представим полученные показатели рентабельности в таблице 3.

 

Таблица 3.

Показатели  рентабельности деятельности ОсОО «Даснур»

за 2009-2011 гг., %

Показатели  рентабельности

2009

2010

2011

Рентабельность продукции 

31

18

14

Рентабельность продаж

24

14

12

Рентабельность собственного капитала

20

30

4,5

Рентабельность активов 

15

23

3


            Источник: разработано автором на основе данных финансовой отчетности ОсОО «Даснур» за 2009-2011 гг.

  

Рентабельность  продукции – это показатель, характеризующий  эффективность затрат предприятия  на производство и реализацию продукции. Он равен отношению валовой или  чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции.

Данный показатель показывает, сколько предприятие имеет валовой прибыли с каждого сома, затраченного на производство продукции.

Данный коэффициент  показывает, насколько прибыльным является конечный результат основной деятельности предприятия. Он помогает, в частности, решать текущие и стратегические задачи предприятия.

Как видно из таблицы 3 показатель рентабельности продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом существенно сократился на 13 %, а в 2011 еще сократился до 14%. Полученные в ходе проведения анализа данные свидетельствуют о том, что рентабельность производственной деятельности сократилась за счет влияния двух факторов:

1) за счет сокращения валовой прибыли;

2) за счет увеличения себестоимости, что отрицательно повлияло на рост рентабельности продукции, но не привело предприятие к убытку.

Для того, чтобы  рентабельность продукции возросла, предприятию необходимо оценить рентабельность каждого вида выпускаемой продукции и по результатам такой проверки определить, какие виды продукции следует производить в больших количествах в связи с их высокой рентабельностью, а от каких необходимо отказаться вследствие их нерентабельности.

Таким образом, указанные выше мероприятия позволят повысить уровень рентабельности продукции, что повысит инвестиционную привлекательность, что является в современных рыночных условиях важным качеством любого предприятия.

Коэффициент рентабельности продаж используется при оценке эффективности  хозяйственной деятельности и процессов  ценообразования.

Под рентабельностью  продаж подразумевается такой коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждой заработанной гривне реализованной продукции. Этот коэффициент характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия.

Как видно из таблицы 3, рентабельность продаж в 2009 году составила 24%, а в следующем, 2010 году, этот показатель значительно сократился и составил 14%, а в 2011 году сократился до 12 %.

В целях повышения  рентабельности продаж предприятию  необходимо проанализировать структуру  продаж, определить какие виды продукции являются нерентабельными и отказаться от их продажи вследствие их убыточности. Также предприятию необходимо пересмотреть структуру затрат при калькулировании себестоимости продукции, определить, каким образом можно уменьшить этот показатель.

Показатель  рентабельности собственного капитала представляет интерес, прежде всего, для  инвесторов. А так же, для имеющихся  и потенциальных собственников  и акционеров. Рентабельность собственного капитала показывает, какую прибыль  приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица. Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:

Он является основным показателем, используемым для  характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного  вида.

Как видно из таблицы 3, рентабельность собственного капитала ОсОО «Даснур» в 2010 году по сравнению с 2009 годом сократилась с 30% до 20%, а в 2011года сократилась очень значительно – до 4,5 %, за счет сокращения чистой прибыли предприятия. На рентабельность капитала практически не повлияло изменение стоимости капитала. Но, в связи с тем, что фактор прибыли больше повлиял на показатель рентабельности, чем изменение суммы капитала, то это принесло в итого снижение рентабельности капитала, что означает тот факт, что предприятие нерационально организовало свою деятельность и плохо реагировало на изменения, происходящие на рынке.

Чтобы повысить уровень рентабельности капитала в  дальнейшем предприятию необходимо тщательно продумать все плановые показатели на будущий год и улучшить свою торговую политику с целью быстрого реагирования на все внешние изменения в структуре рынка товаров.

Рентабельность  активов – показатель, который является важной характеристикой факторной среды формирования прибыли предприятия.

Данный показатель является обязательным элементом анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Из данных, представленных в таблице 3, видно, что в изменении  рентабельности активов в 2009-2010 гг. наблюдалась положительная динамика – увеличение с 15 % до 23 %, а вот в 2011 г. заметна тенденция к значительному сокращению до 3 %.

На уровень  и динамику данного вида рентабельности могут влиять различные факторы  производственно-хозяйственной деятельности. К основным из них можно отнести уровень организации производства и управления; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структуру продукции; затраты на производство и себестоимость продукции.

По результатам  проведенного анализа рентабельности можно сделать вывод, что предприятие неэффективно осуществляет ведение деятельности, не использует имеющиеся финансовые возможности для улучшения финансового состояния, т.к. имеет место значительное сокращение всех показателей рентабельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Методы повышения рентабельности предприятия

 

Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности.

Многообразие показателей  рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению отдачи основных средств.

Проведенный анализ позволяет  сделать следующие выводы:

  • при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов;
  • отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала;
  • рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных активов и скорость  оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 сом продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда).

Следует заметить, что  нельзя отвлеченно рассматривать влияние отдельных факторов, так как на уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

    • уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников;
    • степень использования производственных ресурсов;
    • объем, качество и структура продукции;
    • затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования8.

Наибольшее внимание надо уделить последнему пункту, а  точнее, направлению использования  прибыли, которое определяются предприятием самостоятельно. Прибыль может быть направлена на отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, с целью расширения деятельности организации за счет собственных источников финансирования. Но существует и другая альтернатива – свои собственные средства  вложить в ценные бумаги других крупных компаний, например, сформировать инвестиционный портфель, грамотно осуществлять управление и через определенное время получить доход и вложить в свое предприятие для улучшения конкурентоспособности, финансового состояния предприятия.

Информация о работе Динамика показателей рентабельности и выявление резервов ее повышения в ООО «Даснур»