ЖКХ в условиях реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1 Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства в России 5
2 Анализ бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства 13
3 Проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства 22
Заключение 26
Список использованной литературы………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая РБ.docx

— 65.18 Кб (Скачать файл)

 

 

Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство с каждым годом увеличивалось. Анализируя структуру бюджетных затрат в проекте федерального бюджета на 2014-2016 гг., следует отметить, что на ЖКХ предусмотрен существенный рост расходов — на 65%.

 Через региональные  бюджеты государство активно  проводит экономическую политику  по комплексному развитию регионов. Более 90% расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ приходится на долю бюджетов субъектов РФ.

Бюджетные ассигнования в сфере жилищно-коммунального хозяйства по разделам характеризуются следующими данными.

Таблица 3

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу

«Жилищно-коммунальное хозяйство»5

млрд. руб.

 

2012 год

2013 год

2014 год

в % к предыдущему году

2012 год

в % к предыдущему году

2013 год

в % к предыдущему году

2014 год

ЖКХ, в т.ч. подразделы:

135960,7

104321,4

73840,6

76,7

76,7

70,8

Жилищное хозяйство

101516,2

76356,7

50034,8

75,2

75,2

86,74

Коммунальное хозяйство

27183,8

19260

8043,7

70,9

70,9

41,8

Благоустройство

455,7

-

-

-

-

-

Прикладные научные исследования в области ЖКХ

16

12

-

75

75

-

Другие вопросы в области ЖКХ

6789,1

8691,7

15762,1

22,8

22,8

25,4


 

 

Более 75% в 2012 году, а к 2014 году уже более 85%  общей суммы расходов федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» занимает подраздел «Жилищное хозяйство», по которому подлежат отражению расходы на управление услугами в области жилищного хозяйства, строительство и реконструкцию жилищного фонда, предоставление субсидий жилищным организациям для улучшения состояния и содержания жилищного фонда.

В целом бюджет представляет собой инерционный вариант продолжения сложившейся политики по отношению к населению, в связи с чем основные пропорции очень мало меняются, хотя общая тенденция понятна: если в 2012 г. доля социальных расходов несколько повышается, то в завершающем трехлетку 2014 г. снижается. Это снижение опережает сокращение бюджетных расходов в целом.

Таблица 4

Положение социальной сферы в общих расходах бюджета6

Показатели

2011 год

2012 год

2014 год

Темп прироста

млрд

руб

% к ВВП

млрд

руб

% к ВВП

млрд

руб

% к ВВП

2012/

2011

2014/

2011

Расходы консолидированного бюджета, всего

16872,1

31,6

19113,2

32,6

22376,3

30,9

13

33

в том числе:

               

расходы на социальную сферу

9210,8

17,3

10372,2

17,7

11345,7

15,7

15

26

расходы на социальную сферу, без ЖКХ

8167,7

15,3

9365,2

16,0

10279,5

14,2

13

23


 

 

По данным Минфина, в 2011 г. на здравоохранение их всех трех источников, федеральный бюджет, консолидированные бюджеты регионов, фонды обязательного медицинского страхования направлялось 2059 млрд руб., а в 2014 г. проектируется 2495 млрд руб. В будущем намечено повышать расходы на национальную оборону, правоохранительные органы. Стабильными остаются расходы на общегосударственные вопросы, на средства массовой информации, а в социальном блоке, несмотря на все публично демонстрируемые усилия руководства РФ, на ЖКХ.

 Сугубо инерционный  характер бюджета особенно заметен  в отсутствии какой-либо значимой  новой стратегии повышения уровня  жизни населения, которая все же имела место в предыдущие годы, с постепенно убывающим эффектом. Согласно принятым новациям у федеральной власти публичные обязательства перед населением сведены к минимуму, все услуги и выплаты гражданам отданы регионам и региональным бюджетам. Центр оставил себе только выплаты для тех, кто работает в структурах федеральной подчиненности. В результате, федеральный бюджет не может непосредственно финансировать обязательства субъектов. 

Сегодня формирование федерального бюджета находится в жесткой внешней финансовой зависимости, включая настоятельную предопределенность формирования международных резервов, в части Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ, номинированных в иностранной валюте. Размещение международных резервов средств на счетах в Банке России инвестируемые в иностранные финансовые активы порождает проблему смещения потенциала сбережений от населения к государству в лице Правительства и Банка России с ограничением активности платежеспособного спроса населения, его выбора и устойчивости платежной системы.

 Важным уроком российского  финансового кризиса является  признание того, что накопление  огромных резервов это далеко  не самый главный гарант от  внешних негативных влияний. Во  многом это объясняется непрозрачностью  политики формирования указанных  фондов.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства

В настоящее время ЖКХ продолжает оставаться самым убыточным сектором нашей экономики. Ежегодно на дотации этой отрасли уходит от 40 до 80 % местных бюджетов. Правительство России выделило в 2014 году на нужды ЖКХ всего 78,5 млрд. руб. но этого мало. При таком малом финансировании для того, чтобы модернизировать систему ЖКХ потребуется много лет. Бюджетное дотирование этой сферы привело к тому, что строить жильё городам стало невыгодно, поскольку каждый введённый в эксплуатацию жилой дом или социальный объект ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет, в свою очередь, требуя дотаций. Дотации способствуют обострению бюджетного кризиса.

Наиболее надёжным поставщиком денег в сферу является население, хотя около 40 %граждан числятся в должниках. Местные бюджеты, как правило, перечисляют лишь около половины положенного, а задолженность в лучшем случае покрывают взаимозачетом. Особенно недостаточно финансируется ведомственное жилье.

У предприятий нет средств, чтобы содержать его даже на том уровне, на котором поддерживается муниципальное жильё. В 2013 г. недофинансирование в жилищно-коммунальном хозяйстве составило более 59 млрд. рублей, или около 20 % от объёма необходимых средств.

Объём дебиторской задолженности предприятий ЖКХ составил на конец 2013 г. 168,1 млрд. рублей, в то же время объём кредиторской задолженности предприятий достиг 245,1 млрд. рублей. Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60 %. Количество аварий выросло примерно в 5 раз и составило в 2013 году 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения.

Положение в жилищно-коммунальной сфере усугублялось также из-за большинства льготных категорий граждан - 43 категории затрагивают 63 % населения. Законодательство освобождает их (полностью или частично) от оплаты жилищно-коммунальных услуг, а приходящихся на них расходы ЖКХ не компенсируются ни федеральными властями, ни ведомствами.

Фундаментом надежной работы объектов коммунальной инфраструктуры, безусловно, является экономическое состояние предприятий ЖКХ. Органами местного самоуправления совместно с предприятиями ЖКХ разработаны и утверждены на 2013 год:

  • программы финансового оздоровления предприятий ЖКХ;

  • в рамках системы бюджетирования, балансы доходов и расходов предприятий ЖКХ, мониторинг исполнения которых осуществляется министерством постоянно.

По итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2013 год общий объем доходов предприятий жилищно-коммунального комплекса, по которым Министерство осуществляет полный финансовый мониторинг, составил 2543.1 млн. рублей, расходы- 2768.7 млн. рублей. В целом по отрасли предприятиями ЖКХ получен отрицательный сальдированный финансовый результат в сумме 225.6 млн. рублей.

От общего количества предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, 58 % являются рентабельными, в 2013 году таких предприятий было 40.

Важнейшей составляющей финансового положения предприятий является своевременное поступление платежей потребителей услуг. Собираемость платежей за 2013 год составила 93.3%, в том числе по населению 90.2 %.

Анализ исполнения программ финансового оздоровления предприятий ЖКХ показал, что в ряде муниципальных образований ведется слабый контроль за их исполнением. Наряду с имеющимися положительными моментами продолжаетс

процесс банкротства предприятий, в том числе имеющих дебиторскую задолженность местных бюджетов.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство постоянно растут. Учитывая внесенные изменения в ст. 15 Федерального Закона «Об основах жилищной политики» планируется завершить переход на полную оплату населением затрат на содержание и ремонт жилья. Органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно устанавливать размер тарифов на жилищно-коммунальные услуги и максимально допустимую долю собственных расходов граждан в совокупном доходе семьи на их оплату. Доля населения в затратах на жилищно-коммунальные услуги повышается с 2% в 1992 г. до 54% в 2013г. Во многих городах уже введена 100%-ная оплата населением услуг по обслуживанию, ремонту и содержанию жилья.

Вопрос финансирования развития городской инфраструктуры обладает актуальностью как на уровне отдельного муниципального образования, семьи и жилищно-коммунального предприятия, так и на макроуровне  экономики страны в целом. 

Проблема усугубляется и огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, которая является источником цепочки неплатежей, охватывающей практически все отрасли экономики.

Основными причинами сложившегося на сегодняшний день тяжелого положения с кредиторской задолженностью в жилищно-коммунальном хозяйстве являются:

  • многолетнее занижение муниципальными образованиями уровня платежей граждан в совокупности с их бюджетной неплатежеспособностью, выразившееся в несоответствии установленных показателей уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья и инженерной инфраструктуры и установленного областного уровня при формировании бюджетных средств;
  • невозмещение до сегодняшнего дня бюджетных средств, запланированных жилищно-коммунальному хозяйству;
  • хронически возрастающие неплатежи граждан за физически потребленные ими жилищно-коммунальные услуги в период изменения их уровня оплаты при проведении жилищно-коммунальной реформы;
  • крайне замедленный ход установки приборов учета теплоэнергии и воды, сдерживаемый исполнительными органами власти муниципальных образований и учрежденными ими муниципальными предприятиями, монопольно предоставляющими коммунальные услуги, поскольку потери ресурсов (теплоэнергии и воды), связанные с крайней изношенностью и плохой теплоизоляцией инженерных сетей, как правило, списываются жилищно- коммунальными предприятиями на потребителей, а при фиксированном уровне их оплаты населением - на неплатежеспособный муниципальный бюджет; несовершенство тарифной политики в сфере предоставления жилищно- коммунальных услуг и систематическое изменение тарифов на топливно- энергетические ресурсы с последующим соответствующим изменением тарифов на коммунальные услуги в течение одного финансового года без корректировки утвержденного на этот год финансирования;
  • высокая дебиторская задолженность за потребленные жилищно-коммунальные услуги организациями, финансируемыми из бюджетов различного уровня.

Информация о работе ЖКХ в условиях реформирования