Источники финансирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Руководство организации должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Таким образом, тема моей курсовой работы является актуальной и важной, так как от того, каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оптимальна его структура и насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные фонды, зависят финансовое благополучие организации и результаты её деятельности.
Главной целью курсовой работы является проведение теоретических исследований механизма формирования, размещения и использования источников финансирования предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.54 Кб (Скачать файл)

     Условия их поступления и возврата регламентируются соответствующим договором, заключаемым  между кредитором и заемщиком  капитала. В договоре определяются его объем, форма предоставления, направления расходования средств, размер и способ установления материального  обеспечения, сроки возврата, цена заемных  средств и некоторые другие условия.[5 стр. 278 ]

     Краткосрочные источники финансирования. Эти источники  представлены в пассиве баланса  в виде обязательств фирмы перед  третьими лицами, которые должны быть погашены в течение 12 мес. с момента  составления отчетности. За этими  источниками фактически стоят кредиторы, т.е. поставщики сырья, банки, государство, работники фирмы и др. 
 

     1.3 Основные способы формирования  и наращивания источников финансирования 

     Любая фирма проходит несколько стадий в своем развитии. Чаще всего она  начинается как частная непубличная  организация- несколько физических или юридических лиц создают  фирму, вкладывая в ее уставный капитал  собственные средства.

     Если  намерения собственников серьезны, а выбранное направление бизнеса  перспективно, генерируемая фирмой прибыль  не используется собственниками в целях  потребления, а реинвестируется  в целях расширения масштабов  деятельности.

     Единственный вариант наращивания капитала - дополнительные взносы фактических собственников и расширение круга собственников. Это сопровождается организационно-правовыми изменениями фирмы, последней стадией которых становится ее трансформация в публичную. Происходит это в результате первоначального публичного размещения акций фирмы на рынке капитала.

     Наиболее  распространенными методами эмиссии  являются:

-публичное  предложение, т.е. размещение акций  через брокеров или инвестиционные  институты, которые покупают весь  выпуск, а затем продают его  по фиксированной цене физическим  и юридическим лицам;

-тендерная  продажа (один или несколько  инвестиционных институтов покупают  у заемщика весь выпуск по  фиксированной цене, а затем устраивают  торг (аукцион), по результатам которого  устанавливают оптимальную цену  акции);

-продажа  непосредственно инвесторам по  подписке (осуществляется самим  эмитентом без привлечения инвестиционного  института);

-метод  целевого размещения (реализуется  при небольших выпусках акций,  сопровождается меньшими расходами).

     Следует заметить, что любое масштабное наращение  собственного и заемного капиталов, т.е. эмиссия долевых и долговых ценных бумаг, обладает так называемым сигнальным эффектом, смысл которого заключается в том, что заявление  о проведении подобной акции является сигналом фактическим и потенциальным  инвесторам, а также кредиторам фирмы  обратить внимание на нее и постараться  понять ее подоплеку и возможные  последствия.

     Этот  эффект может быть как позитивным, так и негативным, что находит  отражение в ценах на обращающиеся и вновь эмитируемые ценные бумаги. Вот почему любая эмиссия тщательно  готовится и сопровождается соответствующей  рекламной и разъяснительной  компанией. [11 стр. 57]

     Долгосрочное  финансирование имеет значимость с  позиции стратегии развития организации. Что касается повседневной её деятельности, то ее успешность в значительной степени  определяется эффективностью управления краткосрочными активами и пассивами.

     Известны  четыре модели поведения с условными  названиями «идеальная», «агрессивная», «консервативная» и «компромиссная». Выбор той или иной модели стратегии  финансирования сводится к формальному  выделению соответствующей доли капитала, т.е. долгосрочных источников финансирования, которая рассматривается  как источник покрытия оборотных  активов.

     Агрессивная модель означает, что долгосрочный капитал служит источником покрытия внеоборотных активов и системной  части оборотных активов, т.е. того их минимума, который необходим для  хозяйственной деятельности. Варьирующая  часть оборотных активов в  полном объеме покрывается краткосрочными пассивами.

     Консервативная  модель предполагает, что варьирующая  часть оборотных активов также  покрывается долгосрочными источниками  финансирования. В этом случае краткосрочной  кредиторской задолженности формально  нет, отсутствует и риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине оборотным активам. Безусловно, данная модель носит искусственный характер и на практике не применяется.

     Компромиссная модель считается наиболее реальной. Внеоборотные активы, системная часть  оборотных активов и определенная доля (например, половина) варьирующей  части оборотных активов финансируются  за счет долгосрочных источников. Чистый оборотный капитал равен сумме  системной части оборотных активов  и половины их варьирующей части.

     Безусловно, в отдельные моменты времени  организация может иметь излишние оборотные активы, что отрицательно сказывается на прибыли; однако это  рассматривается как плата за поддержание риска потери ликвидности  на должном уровне.

 

Глава 2. Управление источниками финансирования.

2.1 Управление собственным капиталом

     Чтобы узнать, сколько нужно средств  для реализации предполагаемого  проекта (программы) необходимо обратиться к финансовому плану (бюджету) предприятия, в котором отражаются его доходы и расходы. Бюджет представляет собой  финансовый документ, который является инструментом планирования и контроля за будущими операциями предприятия. Базой  для определения прогнозных статей расходов бюджета служат намеченные стратегические цели развития предприятия и способы их достижения.

     Прогнозы  доходной части бюджета составляются с учетом всех возможных источников доходов:

- выручки  от продажи товаров и услуг;

- выручки  от реализации имущества;

- внереализационных  доходов (за вычетом расходов).

     На  практике нередки случаи задержки платежей за отгруженную продукцию (оказанные  услуги) либо взаимозачета встречных  платежей. В такой ситуации фактическая  доходная часть консолидированного (сводного) бюджета уменьшается. Поэтому  для ликвидации дефицита бюджета  целесообразно оперативно пересматривать (корректировать) его доходные и  расходные статьи. Корректировка  бюджета - прерогатива руководства предприятия.

     Вопрос, из каких источников намечается получить денежные средства и в какой форме, следует рассмотреть более подробно, поскольку предприятие должно решить, будет ли оно финансировать свое развитие за счет собственных средств  или привлеченных источников или  за счет их сочетания.

     Финансирование  за счет заемных средств (включая  эмиссию ценных бумаг) предпочтительнее для проектов, связанных с расширением  производства на действующих предприятиях, при условии, что они рентабельны. С одной стороны, от таких предприятий банки не будут требовать повышенную оплату за кредит, так как риск вложений относительно невелик. С другой стороны, не проблема найти материальное обеспечение кредита в форме имеющихся активов, если они ликвидны.

     В отдельных случаях привлечение  средств партнеров (акционеров) для  корпорации нежелательно из-за возможности  лишиться контрольного пакета акций, размер которого обычно оценивается в 50% плюс один голос.

     При сильно «распыленном» акционерном  капитале для контроля за фирмой достаточно иметь пакет в 10-15% общей его  величины. В ряде случаев расчет только на собственные силы часто  не дает желательных результатов, особенно при осуществлении масштабных инвестиционных проектов; поэтому целесообразно  привлекать денежные ресурсы сторонних  инвесторов и кредиторов для реализации своих проектов.

     Итак, при выборе источников финансирования предприятия необходимо:

1) определить  потребности в краткосрочном  и долгосрочном капитале;

2) проанализировать  возможные изменения в составе  активов капитала с целью определения  их оптимальной структуры по  объему и видам;

3) обеспечить  постоянную платежеспособность  и, следовательно, финансовую  устойчивость;

4) использовать  максимально прибыльно собственные  и заемные средства;

5) снизить  расходы по финансированию хозяйственной  деятельности.

Наличие финансового и инвестиционного  планов позволяет определить объем  денежных ресурсов предприятия с  учетом:

а) компетенции  его руководства;

б) налогового законодательства и его влияния  на доходы фирмы;

в) денежно-кредитной  политики государства;

г) соотношения  собственных и заемных средств  в пассиве баланса (структуры  капитала);

д) затрат на финансирование текущей (операционной) и инвестиционной деятельности при  различных вариантах их окупаемости.

     Источники финансирования корпораций в России делятся на внутренние (собственный  капитал) и внешние - заемный и  привлеченный капитал с фондового  рынка.

     Внутреннее  финансирование - использование собственных  средств, прежде всего чистой прибыли, и амортизационных отчислений. В  случае активного самофинансирования валовой прибыли должно быть достаточно для уплаты налогов в бюджетную  систему, процентов за кредит (сверх  учетной ставки Центрального банка  РФ), процентов и дивидендов по ценным бумагам эмитента, расширения основных фондов и нематериальных активов, пополнения оборотных средств, выполнения социальных программ.

     При неактивном (скрытом) финансировании возникают  дополнительные источники вследствие заниженной оценки имущества (нематериальных активов), пониженных отчислений в резервные  фонды, что не отражено в балансе  предприятия.

     Источники скрытого финансирования следующие:

1) чистый  оборотный капитал (разница между  оборотными активами и текущими  пассивами);

2) оценочные  резервы;

3) доходы  будущих периодов;

4) остатки  фондов потребления;

5) просроченная  задолженность поставщикам и  др.

     Самофинансирование  имеет ряд преимуществ:

- за  счет дополнительно образованного  из прибыли собственного капитала  повышается финансовая устойчивость  предприятия;

- формирование  и использование собственных  средств происходят стабильно  в течение всего года;

- минимизируются  расходы по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам);

- упрощается  процесс принятия управленческих  решений по развитию предприятия  за счет дополнительных инвестиций, так как источники покрытия  затрат известны заранее.

     Уровень самофинансирования предприятия зависит  не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды (налоговой, амортизационной, бюджетной, таможенной и денежно-кредитной политики государства, конъюнктуры финансового рынка).

     Следует отметить, что самофинансирование создает  возможности для регулирования  объема налогооблагаемой прибыли законными  способами и зависит от:

1) варьирования  границы отнесения активов к  основным или оборотным средствам;

2) выбора  метода начисления амортизации  по основным фондам (линейный, способ  уменьшаемого остатка, способ  списания стоимости основных  средств по сумме чисел лет  срока полезного использования,  способ списания стоимости основных  фондов пропорционально объему  выпускаемой продукции);

3) порядка  оценки амортизации нематериальных  активов;

4) выбора  метода учета материальных запасов  (по фактической себестоимости  заготовления занижается себестоимость  реализованной продукции и завышается  прибыль для налогообложения;  по стоимости последних закупок  (метод ЛИФО) максимизируются издержки  производства и минимизируется  прибыль; по стоимости первых  закупок (метод ФИФО) максимизируется  прибыль и минимизируется себестоимость  реализованной продукции);

Информация о работе Источники финансирования предприятия