Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:40, курсовая работа
Цель работы – изучение структуры активов и капитала, определение общей потребности в капитале и оптимизация источников покрытия потребности.
Для этого поставлены следующие задачи:
• рассмотреть сущность и основы организации состава и структуры активов и капитала предприятия
• обозначить источники формирования собственных финансовых ресурсов и заемных средств
• рассмотреть на практике управление активами и капиталом
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Характеристика капитала и активов организации, источники их формирования
1.1 Понятие, состав и структура капитала организации…………………………………......................................................4
1.2 Понятие, состав и структура активов организации……………………………………………………………............12
1.3 Источники формирования собственных финансовых ресурсов и привлечение заемных средств………………………………………………..18
Глава 2 Анализ политики управления активами и капиталом торговой организации
2.1. Структура имущества и источники его формирования……………………24
2.2 Оценка стоимости чистых активов организации………………………..27
2.3 Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения……………………………………………………………….30
2.4 Анализ рентабельности……………………………………………………33
2.5 Анализ финансовой устойчивости………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………………….....39
3) значительная часть оборотных активов подвержена финансовому риску потерь в связи с недобросовестностью партнеров, покупателей, а иногда и персонала организации.
Внеоборотные активы представляют собой совокупность имущественных ценностей, многократно участвующих в хозяйственной деятельности и переносящих свою стоимость на себестоимость продукции (в торговле - на издержки обращения) частями.
В составе внеоборотных (долгосрочных) активов выделяют
Положительные особенности внеоборотных активов:
• они практически не подвержены действию инфляции, а следовательно, лучше защищены от нее;
• им присущ меньший финансовый риск потерь в процессе хозяйственной деятельности организации;
• они способны генерировать стабильную прибыль даже при неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре; при невозможности (или нецелесообразности) их использования по прямому назначению в производственном процессе организации они могут быть переданы в аренду другим хозяйствующим субъектам;
• им присущи большие резервы расширения объема производственной деятельности в периоды подъема конъюнктуры рынка.
Вместе с тем внеоборотные (долгосрочные) активы в процессе их хозяйственного использования имеют ряд недостатков:
• они подвержены моральному износу (особенно активная часть основных фондов), в связи с чем, даже будучи временно выведенными из эксплуатации, эти активы теряют свою стоимость;
• они тяжело поддаются финансовому управлению, так как слабо изменчивы в структуре в краткосрочном периоде;
• в подавляющей части они относятся к группе неликвидных активов (в краткосрочном периоде) и не могут служить средством обеспечения потока платежей при снижении уровня платежеспособности организации и угрозе ее банкротства.
1.3 Источники формирования собственных финансовых ресурсов и привлечение заемных средств
На сегодняшний день для торговых организаций достаточно актуальной является задача определения источников финансирования основных фондов, их простого и расширенного воспроизводства. Финансирование осуществляется за счет капитальных вложений, то есть прямых инвестиций в основной капитал.
В настоящее время финансирование развития материально-технической базы вообще, и воспроизводства основных фондов торговых организаций в частности, осуществляется за счет следующих источников: либо за счет капитальных вложений (прямых инвестиций), либо путем безвозмездной передачи, либо как взнос в уставный капитал. Причем капитальные вложения являются главным источником расширенного воспроизводства основных фондов в торговых организациях. [2. с.165]
Рассмотрим сами источники формирования капитальных вложений на рисунке 1
Рисунок 1. Источники формирования капитальных вложений в торговых организациях.
Основным источником финансирования капитальных вложений являются собственные финансовые ресурсы торговых организаций.
Большую часть в собственных финансовых ресурсах, предназначаемых для капитальных вложений, должны занимать амортизационные отчисления и прибыль, остающаяся в распоряжении организации. Сама же амортизация — это процесс воспроизводства капитала, то есть чем быстрее происходит его воссоздание, тем выше эффективность коммерческой деятельности организации. Нераспределенная прибыль исчисляется как разница между выявленными на основании бухучета всех операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса финансовым результатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и иных аналогичных обязательных платежей, уплачиваемых в соответствии с законодательством РФ, за счет прибыли после налогообложения, включая санкции за нарушения (в том числе по расчетам с государственными внебюджетными фондами).
Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в развитие производства. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.
Владельцы могут ежегодно изымать у предприятия активы в сумме, равной заработанной им за год чистой прибыли. Однако, если собственники предприятия сочтут более выгодным для себя отказаться от своего текущего дохода в пользу еще более значительного увеличения собственного капитала предприятия в будущем, то они могут оставить причитающуюся им сумму чистой прибыли предприятию. В этом случае говорят о реинвестировании прибыли. Богатство собственников будет возрастать не за счет получения ими текущих доходов, а в результате увеличения их доли в капитале предприятия. В свою очередь, предприятие получает возможность расширения масштабов своей деятельности, а, следовательно, еще большего увеличения массы зарабатываемой им прибыли.
Заемные средства являются финансовым рычагом, с помощью которого повышается рентабельность предприятия. Многообразие этих средств дает возможность их использования в различных ситуациях, в основном в следующих случаях:
- с целью повышения рентабельности собственных средств;
- при недостаточности собственных средств;
- при формировании переменной части оборотных активов;
- при покрытии отдельных затрат, носящих неравномерный характер в отдельные периоды времени;.
- как источник инвестиций и др.
Предприятие в своей деятельности может использовать следующие виды заемных средств:
- кредиты банков – долгосрочные и краткосрочные;
- займы юридических и физических лиц;
- коммерческий кредит, проявляющийся при отсрочке платежа и означающий кредитование кого-либо кем-либо товарами, а не деньгами;
- лизинг;
- факторинг;
- форфейтинг;
- прочие.
Заемные средства как источник оборотных средств могут быть:
- дополнительным источником при недостатке собственных средств;
- источником покрытия непостоянной части оборотных активов;
- финансовым рычагом, повышающим рентабельность собственных средств.
Исследования, проведенные в ряде торговых организаций, показывают, что наивысший коэффициент финансовой рентабельности достигается при коэффициенте финансового левереджа, равного 1,0, что определяет соотношение собственного капитала и заемного в пропорции 50/50.
Эффект финансового левереджа (рычага) рассчитывается по формуле: ЭФР = (1 - Сн) ×(КР - Ск) × ЗК/СК |
Использование заемных средств при временном недостатке собственных является для предприятия вполне естественным. Использование заемных средств как источника покрытия непостоянной части оборотных активов объясняется различным поведением разных видов активов предприятия в течение какого-то периода времени, допустим, года.
При относительно небольшом росте объема производства в течение года увеличиваются внеоборотные активы и постоянная часть оборотных активов. Их постоянная потребность и рост определяются планами работы предприятия. Переменная, т.е. дополнительная, потребность определяется текущей деятельностью предприятия, когда происходят отклонения от планов, вызывающие эту потребность. Например, неритмичность снабжения, несвоевременная подача транспортных средств, переход на выпуск новой продукции, необходимость выполнения дополнительных заказов и т.д. Покрывать эту потребность за счет собственных средств нецелесообразно, так как почти всегда в обороте будет или излишек, или недостаток этих средств. В то же время кредит успешно решает эту задачу, практически всегда следуя за потребностью, так как обладает такими качествами, как гибкость, подвижность, эластичность. Повышение рентабельности собственных средств за счет использования кредита и тем самым выполнение им функции финансового рычага связано с тем, что предприятие использует в своем обороте меньшую сумму собственных средств.
Кроме собственных и заемных средств в обороте предприятия находятся привлеченные средства. Это кредиторская задолженность всех видов, а также средства целевого финансирования до их использования по прямому назначению.
Обязательства предприятия, которые возникают в ходе его текущей деятельности, составляют кредиторскую задолженность, т.е. совокупность финансовых обязательств перед кредиторами. В деятельности предприятия возможна задолженность контрагентам – поставщикам и подрядчикам, работникам предприятия, бюджету, внебюджетным социальным фондам, дочерним, зависимым предприятиям, по полученным авансам и т.д. В первую очередь к кредиторской относят задолженность, которая возникает при расчетах с поставщиками.
Понятие "заемные средства" и "кредиторская задолженность" близки по смыслу. В то же время кредиторская задолженность, образуемая в расчетах с контрагентами, заметно отличается от заемных средств. У кредиторской задолженности должны быть объективные лимиты и критерии. Ее неоправданный рост недопустим. Объем кредиторской задолженности должен быть увязан с финансовым положением предприятия, сопоставим с дебиторской задолженностью, соответствовать размерам предприятия. "Если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то это можно считать позитивным фактором, увеличивающим объемы привлеченных на предприятие средств". Управление кредиторской задолженностью означает применение предприятием наиболее приемлемых для него форм, сроков, а также объемов расчетов с контрагентами. Управление кредиторской задолженностью сводится к тому, чтобы последняя, снижая дефицит оборотных средств, не ослабляла финансовую устойчивость предприятия. Управление кредиторской задолженностью предполагает избирательный подход к контрагентам предприятия. Соответствующим образом следует построить и расчеты с ними.