Контрольная работа по «Финансовые рынки и посредники»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

С древнейших времён человек пытался защитить себя и своё имущество от разного рода опасностей, сопровождавших его существование[1]. От возможностей человека на разных этапах развития общества зависели степень и способы защиты, начиная от физических данных в первобытном обществе и заканчивая современным обществом, где определяющим фактором покупки страхового полиса является уровень доходов и наличие (доступность) страхового продукта, удовлетворяющего потребность человека в страховой защите.

Содержание

1. Страхование как институт финансовой защиты.
2. Депозитные сертификаты.
3. Инфраструктура пенсионного рынка. Основные институты пенсионного рынка Казахстана.
4. Задача. Кредит в размере 20 млн. тенге выдается на полгода. Ставка процентов за первый год -30%, а за каждое последующее полугодие она уменьшается на 1%. Определите множитель наращения и наращенную сумму

Вложенные файлы: 1 файл

фрип.docx

— 50.48 Кб (Скачать файл)

 

Депозит может быть использован в двух значениях:

 Депозит представляет собой денежные средства или бумаги, вносимые должником в финансово - кредитные, судебные или административные учреждения для хранения с последующей передачей (при определенных условиях) тем или иным хозяйствующим субъектам или гражданам - депозитором (взносы в оплату таможенных налогов, взносы на депозитные счета судов в обеспечении иска и для передачи взыскателям, взносы в нотариальные конторы, при невозможности вручить деньги или ценные бумаги непосредственно получателю).

 Депозит представляет собой  вклад денежных средств или  ценных бумаг в банки. Депозит - это вклад на жестко - определенный  срок, при котором сразу же  оговариваются условия возврата  или ценных бумаг.

 Депозиты являются источником  образования ссудного капитала  банка, который используется на  выдачу кредитов, осуществление  инвестиций и т.п. Эти банковские  операции приносят банку профит. Поэтому банк оплачивает гражданину  его депозит. Процент на депозитные  вклады гражданину и является  платой за вложенные деньги.

 Депозиты бывают до востребования, срочные и условные.

 Сберегательные депозиты служат  для накопления или вложения  денежных сбережений. При этом денежные суммы, помещенные на счета, которые предназначены для осуществления платежей или с самого начала, вложенные на определенный срок, относятся к сберегательным вкладам.

 К сберегательным вкладам  относятся вклады, образовавшиеся  с целью накопления или сохранения  денежных сбережений. Их характеризует  специфическая мотивизация возникновения - поощрения бережливости, накопления средств целевого характера и высокий уровень доходности, хотя и ниже, чем на срочные вклады.

 В отечественной практике  под сберегательными вкладами  подразумевают прежде всего операции с начислением, причем к сберегательным относятся и срочные вклады населения и счета граждан до востребования. Частные банки взяли на вооружение опыт сберегательного банка и существенно разнообразили условия обслуживания клиентуры. В балансе банков сберегательные вклады учитываются на тех же балансовых счетах, что и срочные вклады. Оформление вклада может быть аналогично срочному вкладу или иметь свою специфику в зависимости от условий конкретного вида вклада. Так, сберегательный счет до востребования может быть оформлен сберегательной книжкой, в которой отражаются все операции по вкладу.

 

 

 

3. Инфраструктура пенсионного рынка. Основные институты пенсионного рынка Казахстана.

3.1 История становления пенсионной системы Казахстана

Пройденный Казахстаном этап становления пенсионной системы дает право и основание для подведения предварительных итогов, определения перспектив и дальнейших возможных путей развития казахстанской модели.

В конце прошлого столетия проблемы пенсионного обеспечения стали предметом споров и обсуждений во многих странах мира, в том числе и в Казахстане. Причиной этого явления стал комплекс факторов демографического, экономического и социального характера. Некоторые из них были связаны с ускорением процессов старения населения в результате сокращения рождаемости на фоне увеличения средней продолжительности жизни. Другая группа факторов была связана со сдвигами на рынке труда: рост уровня безработицы, распространение неформальной и неполной занятости, и как следствие, выход части населения из обязательной системы пенсионного обеспечения. В свою очередь это привело к тому, что стала уменьшаться численность того рабочего населения, чьи взносы составляли финансовую основу, практикуемой многими странами, солидарной пенсионной системы. Увеличение численности пенсионеров и изменение конъюнктуры сферы занятости не в лучшую сторону, поставили под сомнение устойчивость солидарной пенсионной системы, т. к. стало очевидным чрезмерное усиление пенсионной нагрузки на работающее население. С некоторыми из этих трудностей столкнулся и Казахстан, которому на тот период еще только предстояло впервые на пространстве стран СНГ создать свою накопительную пенсионную систему.

Старт современной казахстанской пенсионной системе был дан в 1997 году, когда Правительством РК была одобрена Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения. За основу пенсионной реформы была принята чилийская модель. Пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый, вступающий в накопительную пенсионную схему, получает персональный счет, на котором аккумулируются его пенсионные взносы. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами, а по достижении пенсионного возраста они возвращаются вкладчику. Однако стоит отметить, что было бы не совсем верным считать отечественную накопительную пенсионную систему точной копией чилийской системы: казахстанская модель восприняла и адаптировала под свои особенности опыт и других стран, и уже потому она уникальна.

Решение о реформировании пенсионной сферы имело историческое значение для всей страны. Эта реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Также были определены её основные цели – сохранение и преумножение пенсионных накоплений вкладчиков. В части сохранения пенсионных накоплений государство создало мощный механизм трёхступенчатой защиты посредством:

1)установления строгого надзора  за накопительной пенсионной  системой с помощью государственных  институтов – Комитета по регулированию  деятельности накопительных пенсионных  фондов Министерства труда и  социальной защиты населения  Республики Казахстан (раньше этот  комитет назывался Национальным  пенсионным агентством), уполномоченного  органа по регулированию рынка  ценных бумаг в лице Национального  Банка РК (до середины 2001 года  уполномоченным органом являлась  Национальная комиссия) и Государственного центра по выплате пенсий;

2)четкого законодательного разграничения  функций и установления системы  взаимоконтроля между тремя основными  группами участников новой пенсионной  системы – накопительными пенсионными  фондами, организациями, осуществляющими  управление пенсионными активами и банками - кастодианами;

3)законодательного установления  пруденциальных нормативов и строгого определения перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов.

В результате реализации пенсионной реформы постепенно уменьшился удельный вес расходов на пенсии, в свою очередь выросли доходы, обеспечивая создание накоплений финансовых ресурсов в бюджете социального страхования.

Согласно новой реформе увеличился возраст выхода на пенсию: мужчинам – по достижению 63 лет, женщинам – 58 лет, но это происходило не одномоментно, а плавно:

С 1 января 1998г. – мужчинам по достижении 61 года, женщинам – 55 лет;

С 1 июля 1998 г. – мужчинам по достижении 61,5 года, женщинам – 56,5 лет;

С 1 июля 1999г. – мужчинам по достижении 62 лет, женщинам – 57 лет;

С 1 июля 2000г. – мужчинам по достижении 62,5 лет, женщинам – 57,5 лет;

С 1 июля 2001г. – мужчинам по достижении 63 лет, женщинам – 58 лет.

Начиная с 1 января 1998 года, ликвидированы все привилегированные пенсии, и требования для выхода на пенсию стали одинаковыми. При солидарной системе пенсионного обеспечения все субъекты секторов экономики платили в государственный пенсионный фонд 25,5% от фонда оплаты труда (ФОТ). Произошло разделение этих 25,5% на два потока: первый в размере 15% от ФОТ стал поступать в качестве пенсионного взноса в государственный пенсионный фонд, который сейчас преобразован в государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП) и возможности которого были существенно расширены. Из этих 15% ГЦВП выплачивает состоявшимся до 1 января 1998 года пенсионерам текущие пенсии и начал выплачивать пенсии будущим пенсионерам, но в размере пропорциональном количеству лет трудового стажа, которые наработал выходящий на пенсию гражданин до 1 января 1998года. Второй поток в размере 10% от ФОТ стал поступать в качестве обязательного пенсионного взноса на индивидуальный пенсионный счет в пенсионный фонд, в соответствии с пенсионным договором, который вкладчик заключил по собственному выбору. При этом вкладчик имеет право не более 2 раз в год поменять пенсионный фонд без объяснения причины. Накопительные пенсионные фонды создаются в форме акционерных обществ.

3.2 Структура казахстанского пенсионного рынка

В Казахстане создана достаточно стройная институциональная структура ее участников, включающая накопительные пенсионные фонды, компании по инвестиционному управлению пенсионными активами, банки-кастодианы, брокерские компании по ценным бумагам, депозитные банки второго уровня, фондовая биржа, центральный депозитарий, государственные регулирующие органы.

Прямыми участниками пенсионной системы являются ГЦВП, НПФ, банки-кастодианы и ООИУПА.

Основными функциями ГЦВП являются:

  • осуществление пенсионных выплат лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение за счет средств республиканского бюджета;
  • присвоение СИК гражданам;
  • персонифицированный учет обязательных пенсионных взносов;
  • перевод обязательных пенсионных взносов от агентов в НПФ и др.

 

Право на получение пенсионных выплат из ГЦВП имеют следующие категории граждан:

  • получавшие пенсию до 1 января 1998 года;

 

  • военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РК, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством РК для сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на получение пенсионных выплат по выслуге лет;

 

  • граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 10 лет: мужчины по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет и женщины по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет;

 

  • женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту в полном объеме по достижении 50 лет с последующим увеличением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 года, но не более чем на 3 года в целом.

 

Главным же звеном накопительной пенсионной системы являются фонды, и их сегодня 14, один из которых корпоративный («Казахмыс») и 13 – открытых негосударственных (НПФ). Это означает, что фонды работают в условиях конкуренции.

НПФ привлекают обязательные и добровольные пенсионные взносы населения и зачисляют данные ресурсы на счет банка-кастодиана, выступающего здесь в качестве номинального держателя. Управление пенсионными активами пенсионных фондов осуществляется организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) или пенсионным фондом самостоятельно при наличии у него соответствующей лицензии. ООИУПА в течение 3-х дней со дня поступления пенсионных взносов на счет банка-кастодиана обязана разместить эти средства в соответствующие ценные бумаги.

В своей деятельности накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами и банк-кастодиан по отношению друг к другу руководствуются положением трехстороннего кастодиального договора, в котором подробно оговариваются права и обязанности каждой из сторон и все возникающие правоотношения. Взаимодействие между этими тремя юридическими участниками пенсионного обслуживания происходит по следующей схеме: в соответствии с договором о пенсионном обеспечении между пенсионным фондом и вкладчиком взносы вкладчика-получателя поступают в банк-кастодиан, с которым у фонда заключен кастодиальный договор, на специально открытый для этого инвестиционный пенсионный счет фонда.

Хотя новая накопительная пенсионная система начала работать с января 1998 года, только в феврале были полностью созданы и определены администраторы всех звеньев накопительной системы. В соответствии с Законом РК «Об акционерных обществах» все пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков, независимо от места работы и жительства получателя, то есть отсутствует деление НПФ на открытые и корпоративные в связи с отменой деления АО на открытые и закрытые.

3.3 Порядок создания и функционирования пенсионных фондов РК

Казахстанские накопительные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, которой гарантируется то, что пенсионный фонд специализируется исключительно на негосударственном пенсионном обеспечении и не отвлекается, например, на торговлю или производство.

Для получения лицензии накопительный пенсионный фонд представляет Агентству нотариально заверенные копии квалификационных аттестатов ее специалистов и документы, подтверждающие, что они не менее двух лет проработали в финансовых институтах.

 

Накопительные пенсионные фонды создаются в форме АО. Уставный капитал НПФ формируется из акций и должен быть оплачен только денежными средствами.

Учредителями и акционерами НПФ могут быть юридические и физические лица, являющиеся резидентами РК. Учредителями и акционерами открытого НПФ могут быть юридические лица-нерезиденты РК, имеющие определенный рейтинг одного из рейтинговых агентств. Государственное предприятие не может быть учредителем или акционером НПФ.

Собственный капитал фонда формируется за счет вкладов учредителей (акционеров) в уставный капитал, комиссионных вознаграждений, а также других доходов от размещения собственного капитала и оказания услуг, связанных с выполнением основной деятельности. Он не может быть использован на создание других организаций, для предоставления временной финансовой помощи, в качестве обеспечения обязательств, гарантий.

Информация о работе Контрольная работа по «Финансовые рынки и посредники»