Корпоративное строительство и нормативно-правовая база в ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:33, реферат

Краткое описание

Иногда кажется, что Жилищно-коммунальная система в России безнадежна. За десять лет в ней накопились такие противоречия, что кажется, с ними не справиться и за десятилетия. Но это не совсем так. Все эти проблемы по существу сводятся к невозможности взаимодействовать между организациями, предоставляющими услуги на этом рынке. Такому взаимодействию мешают четыре основных фактора:
Разбалансированность тарифов, когда, скажем, предприятие водоснабжения становится банкротом из-за роста цен на электроэнергию, а повысить свои цены на воду не имеет права;
Неплатежи со стороны государства. В первую очередь это касается компенсации государством различных льгот и субсидий и просто щадящих цен на услуги ЖКХ, предоставляемых населению.

Содержание

Введение
3
1.
Современное состояние ЖКХ
4
2.
Корпоративное строительство и нормативно-правовая база в ЖКХ

7
3.
Тарифная политика в сфере ЖКХ
9
4.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства
18

Заключение
22

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЖКХ.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

Введение

3

1.

Современное состояние  ЖКХ

4

2.

Корпоративное строительство  и нормативно-правовая база в ЖКХ 

 

7

3.

Тарифная политика в  сфере ЖКХ

9

4.

Реформа жилищно-коммунального  хозяйства

18

 

Заключение

22

 

Список используемой литературы

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВедение

 

Иногда кажется, что  Жилищно-коммунальная система в  России безнадежна. За десять лет в  ней накопились такие противоречия, что кажется, с ними не справиться и за десятилетия. Но это не совсем так. Все эти проблемы по существу сводятся к невозможности взаимодействовать между организациями, предоставляющими услуги на этом рынке. Такому взаимодействию мешают четыре основных фактора:

  1. Разбалансированность тарифов, когда, скажем, предприятие водоснабжения становится банкротом из-за роста цен на электроэнергию, а повысить свои цены на воду не имеет права;
  2. Неплатежи со стороны государства. В первую очередь это касается компенсации государством различных льгот и субсидий и просто щадящих цен на услуги ЖКХ, предоставляемых населению.
  3. Неплатежи самого населения, которые, однако за последние годы стали гораздо стабильнее, и в 2003 году составляли уже менее 10%.
  4. Долгосрочные соглашения в российских условиях пока крайне затруднительны. Спланировать договорные отношения на срок даже в 20 лет почти невозможно, поскольку связано с большими рисками из-за трудно прогнозируемого развития отрасли.

Государство должно на всех уровнях понять, что удерживать бизнес на безопасном расстоянии от городского хозяйства - это такая же крайность, как и беспорядочная приватизация государственного имущества. Это приводит к ухудшению состояния городских служб. Истина лежит где-то посередине, в совместном государственно-частном управлении системами городского хозяйства.

Все выше изложенное обуславливает  актуальность темы реферата.

 

 

 

  1. Современное состояние ЖКХ

 

 

Коммунальная инфраструктура - важный отраслевой комплекс, входящий в жилищно-коммунальное хозяйство и обслуживающий материально-бытовые нужды предприятий и населения. Он включает в себя несколько десятков видов деятельности - электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, канализация, оказание ритуальных услуг, благоустройство местности и территорий и т.д. Его предприятия - крупнейшие производители услуг в масштабе городов и других муниципальных образований; как правило, это монополии с устойчивыми рынком сбыта продукции и потоками коммунальных платежей.

В настоящее время  в России действуют более 50 тыс. предприятий ЖКХ с числом занятых около 4 млн. человек. Здесь сосредоточено 24% основных фондов страны и создается примерно 4% ВВП. Ежегодный оборот рынка ЖКХ составляет 1.2 трлн. руб.

Уровень надежности и  устойчивости функционирования систем ЖКХ и в первую очередь инженерного обеспечения и коммуникаций всегда был низким, а за годы реформы достиг угрожающей отметки. Положение практически во всех видах деятельности подошло к критическому уровню, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.

Стоимость основных фондов ЖКХ составляет 26% от общей стоимости  основных производственных фондов Российской Федерации. В отрасли действует  более 42 тыс. предприятий, из них крупных  и средних, то есть подлежащих статистическому  учету, - около 10 - 12 тыс. Доля муниципальных предприятий в отрасли велика: от 23% в жилищной сфере до 56% в системе водоснабжения. Численность работающих - свыше 3 млн. человек. В прошлом году выручка предприятий ЖКХ превысила 1,4 трлн. руб.1

По итогам прошедшего года количество убыточных предприятий сократилось на 10%. В 29 субъектах страны предприятия ЖКХ прибыльны. Выручка предприятий ЖКХ превысила 1,3 трлн. рублей. Определенную роль в этом сыграло упорядочение процессов бюджетной и тарифной политики на местах в соответствии с принятыми законодательными и нормативными актами.

Кредиторская задолженность несколько  снизилась - с 325,6 млрд. руб. в 2005 г. до 307,8 млрд. в 2006 г., дебиторская задолженность, наоборот, возросла: с 277,1 млрд. до 294 млрд. руб. (в том числе задолженность населения - 108 млрд.).

 
Рис. 1. Процесс приватизации жилищного фонда 

Средний уровень оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг составляет 87,8% от требуемого. В совокупном доходе семьи эти траты не должны превышать 20%. Доля семей, которым выделяются субсидии, снизилась с 13,7% в 2005 г. до 10,2% в 2006 г.

В соответствии с действующим  законодательством 24 категориям граждан предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Ими пользуется 29,8 млн. человек (или 20,8% от общего количества), в то время как в 2005 г. таковых было 37,9 млн. (или 26,4%).

Такие субъекты федерации, как Москва, Республика Татарстан, Пермский край, Ленинградская, Ростовская, Тверская и Тюменская области осуществить перевод денежных выплат непосредственно льготникам, минуя счета коммунальных предприятий.

По данным федеральной  статистики 2004 г. элементами национального  богатства (без учета стоимости земли, недр и лесов) являются: основные фонды (36 669 млрд. руб.), материальные оборотные средства (3042 млрд. руб.) и домашнее имущество (4866 млрд. руб.), что составляет, соответственно, 82, 7 и 11% от итога. Таким образом, основным элементом национального богатства в стране являются основные фонды, включая незавершенное строительство.

Основные фонды жилищного  хозяйства составили 7274 млрд. руб., коммунального  хозяйства – 1164 млрд. руб., всего  – 8438 млрд. руб., что равно 23,0% их стоимости  в России. Следовательно, основные фонды ЖКХ – это почти четвертая часть экономического потенциала страны.

Коэффициенты обновления основных фондов низкие: в жилищном хозяйстве – 2,6%; в коммунальном хозяйстве  – 0,9%; коэффициенты выбытия, соответственно, – 0,5 и 0,3%.

По данным 2006 г. среднемесячная численность работников ЖКХ – 3,0 млн человек. Среднемесячная заработная плата в 2003 г. по отношению к среднероссийскому  уровню составляла 87%. В 2006 г. уровень  заработной платы в этой сфере  экономики приблизился к среднероссийскому (результат повышения тарифов на услуги ЖКХ).

В 2004–2006 гг. количество убыточных  предприятий ЖКХ медленно уменьшалось, однако финансовое состояние отрасли  в целом осталось неудовлетворительным. Суммарная задолженность организаций  ЖКХ в эти годы продолжала расти. Анализ состояния основных фондов и финансового обеспечения организаций ЖКХ свидетельствует о недостаточности объемов финансирования и их неэффективном использовании. Кроме того, ЖКХ характеризуется большой затратностью, значительными материальными потерями, низкой зарплатой и отсутствием увеличения прибыли2.

 

2. КОРПОРАТИВНОЕ  СТРОИТЕЛЬСТВО И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ  БАЗА в ЖКХ

 

В последние три года в коммунальном секторе экономики  России идет активное корпоративное  строительство. Причем осуществляется оно на всех уровнях - национальном, региональном, межрегиональном и муниципальном. Создаются новые компании, идут слияния и поглощения, закупаются и распродаются активы, заключаются альянсы и стратегические партнерства.

Интерес частных инвесторов к данному сектору обусловлен тем, что правительство за 15 лет реформ в ЖКХ, во-первых, довело отрасль практически до банкротства и, во-вторых, добилось оплаты населением почти 100% стоимости услуг. Первое означает, что предприятия ЖКХ можно приобрести за бесценок, то есть почти даром, или бесплатно взять за долги. Второе гарантирует безубыточность предпринимательской деятельности.

В некоторых регионах уже сейчас коммунальное хозяйство рентабельно. В 2005 г. уровень оплаты потребителями коммунальных услуг в его компании (а это 13 регионов РФ) составил 102% от начислений (с учетом погашения задолженности прошлых периодов).

Такое положение дел  с оплатой коммунальных услуг создает объективные предпосылки к тому, что при наведении элементарного порядка в коммунальных системах бизнес способен в кратчайшие сроки обеспечить себе прибыль в 10% в год и выше. Более того, по мнению некоторых экспертов, уже сейчас рентабельность обслуживания ЖКХ достигает 20%14.

На сегодняшний день на российском рынке коммунальных услуг присутствуют несколько крупных операторов - ОАО "Российские коммунальные системы" ("РКС"), холдинг "Комплексные энергетические системы" ("КЭС"), ООО "Росводоканал" (структура "Альфа-групп"), "Новогор" (группа "Интеррос") и "Евразийское водное партнерство" ("ЕВП"). В табл. приведен список городов, в которых данные компании выступают операторами в сфере коммунальных систем.

 

Таблица 1

Список городов, в которых данные компании выступают операторами в сфере коммунальных систем

 

Компания

Города

ОАО «РКС», «КЭС»

Тамбов, Томск, Волгоград, Киров, Новороссийск

ООО «Росводоканал»

Оренбург, Орск, Барнаул

«Евразийское водное партнерство» («ЕВП»)

Омск, Ростов-на -Дону

«Новогор»

Пермь, Воронеж


 

Большой бизнес стремится  в мегаполисы, население и предприятия которых способны оплачивать коммунальные услуги. Малые городки, поселки, сельские районные центры ему не нужны. Поэтому остальным потенциальным частным инвесторам жилищно-коммунального сектора остается идти в те города и проекты, которые по различным, в основном политическим, причинам оказались либо закрытыми, либо неинтересными для крупных компаний.

Большая часть контрактов с частными компаниями заключается администрациями городов и муниципальных образований сроком на год (Волгоград, Новороссийск, Орск, Томск, Тюмень и др.). Однако в последнее время все чаще договоры подписываются на среднесрочный (до 15 лет) и долгосрочный (более 15 лет) периоды. Так, на среднесрочную перспективу частным компаниям переданы коммунальные активы в Сызрани (5 лет), Кирове (15 лет), на долгосрочную - в Перми (49 лет), Омске и Ростове-на-Дону (25 лет), Оренбурге и Тамбове (20 лет).

Средне- и долгосрочные договоры гораздо  выгоднее для компаний, поскольку предоставляют им большую свободу в принятии инвестиционных, административно-хозяйственных и управленческих решений в стратегическом прогнозировании и планировании деятельности, в политике заимствований.

Наиболее сложные договоры, предусматривающие инвестиционные обязательства частной компании, действуют в Омске и Ростове-на-Дону (оператор - компания "ЕВП"). В Омске она имеет арендный договор с городской администрацией на эксплуатацию сетей водоснабжения и водоот-ведения в сочетании с инвестиционным договором. В Ростове-на-Дону договор аренды и управления также предусматривает инвестиционную программу.

Закон об инвестиционных соглашениях в ЖКХ был призван  конкретизировать базовый закон о концессионных соглашениях в применении к этой отрасли, обеспечить создание нормативно-правовой базы концессионных механизмов в коммунальном хозяйстве. Он имеет сейчас принципиальное значение для России, потому что большинство администраций регионов и муниципальных образований просто не знают, что прописывать в долгосрочных договорах при передаче коммунальных активов частным компаниям. Они остро нуждаются в законе, который бы регламентировал и их деятельность, и работу частных операторов3.

 

 

3. Тарифная политика в сфере ЖКХ

 
 Издержки предприятий, производящих коммунальные услуги, не покрываются  установленными нормами и тарифами. Между тем ценовая политика в жилищно-коммунальной сфере представляет собой регулирующий механизм между производителями, потребителями услуг и муниципальным бюджетом, который обеспечивает дотирование наиболее затратных статей отрасли.

Основу эффективной ценовой политики должен составить комплекс мер, стимулирующих производителей к снижению непроизводительных расходов и потерь, а потребителей – к рациональному использованию коммунальных услуг.

Оплата коммунальных услуг в  настоящее время производится по тарифам. Норматив по оплате (тариф) определяется себестоимостью услуги и установленной рентабельностью. Общие тенденции формирования этих показателей подчинены корпоративным интересам производителя. Тариф оплаты услуг устанавливают и утверждают органы местного самоуправления в зависимости от климатической зоны, национальных традиций, сложившейся культуры водопользования, санитарно-гигиенических требований, наличия энергетических и водных ресурсов, производственных мощностей и ряда других факторов.

Информация о работе Корпоративное строительство и нормативно-правовая база в ЖКХ