Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:33, реферат
Иногда кажется, что Жилищно-коммунальная система в России безнадежна. За десять лет в ней накопились такие противоречия, что кажется, с ними не справиться и за десятилетия. Но это не совсем так. Все эти проблемы по существу сводятся к невозможности взаимодействовать между организациями, предоставляющими услуги на этом рынке. Такому взаимодействию мешают четыре основных фактора:
Разбалансированность тарифов, когда, скажем, предприятие водоснабжения становится банкротом из-за роста цен на электроэнергию, а повысить свои цены на воду не имеет права;
Неплатежи со стороны государства. В первую очередь это касается компенсации государством различных льгот и субсидий и просто щадящих цен на услуги ЖКХ, предоставляемых населению.
Введение
3
1.
Современное состояние ЖКХ
4
2.
Корпоративное строительство и нормативно-правовая база в ЖКХ
7
3.
Тарифная политика в сфере ЖКХ
9
4.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства
18
Заключение
22
Список используемой литературы
Содержание
Введение |
3 | |
1. |
Современное состояние ЖКХ |
4 |
2. |
Корпоративное строительство и нормативно-правовая база в ЖКХ |
7 |
3. |
Тарифная политика в сфере ЖКХ |
9 |
4. |
Реформа жилищно-коммунального хозяйства |
18 |
Заключение |
22 | |
Список используемой литературы |
23 |
ВВедение
Иногда кажется, что Жилищно-коммунальная система в России безнадежна. За десять лет в ней накопились такие противоречия, что кажется, с ними не справиться и за десятилетия. Но это не совсем так. Все эти проблемы по существу сводятся к невозможности взаимодействовать между организациями, предоставляющими услуги на этом рынке. Такому взаимодействию мешают четыре основных фактора:
Государство должно на всех уровнях понять, что удерживать бизнес на безопасном расстоянии от городского хозяйства - это такая же крайность, как и беспорядочная приватизация государственного имущества. Это приводит к ухудшению состояния городских служб. Истина лежит где-то посередине, в совместном государственно-частном управлении системами городского хозяйства.
Все выше изложенное обуславливает актуальность темы реферата.
Коммунальная инфраструктура - важный отраслевой комплекс, входящий в жилищно-коммунальное хозяйство и обслуживающий материально-бытовые нужды предприятий и населения. Он включает в себя несколько десятков видов деятельности - электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, канализация, оказание ритуальных услуг, благоустройство местности и территорий и т.д. Его предприятия - крупнейшие производители услуг в масштабе городов и других муниципальных образований; как правило, это монополии с устойчивыми рынком сбыта продукции и потоками коммунальных платежей.
В настоящее время в России действуют более 50 тыс. предприятий ЖКХ с числом занятых около 4 млн. человек. Здесь сосредоточено 24% основных фондов страны и создается примерно 4% ВВП. Ежегодный оборот рынка ЖКХ составляет 1.2 трлн. руб.
Уровень надежности и устойчивости функционирования систем ЖКХ и в первую очередь инженерного обеспечения и коммуникаций всегда был низким, а за годы реформы достиг угрожающей отметки. Положение практически во всех видах деятельности подошло к критическому уровню, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.
Стоимость основных фондов ЖКХ составляет 26% от общей стоимости основных производственных фондов Российской Федерации. В отрасли действует более 42 тыс. предприятий, из них крупных и средних, то есть подлежащих статистическому учету, - около 10 - 12 тыс. Доля муниципальных предприятий в отрасли велика: от 23% в жилищной сфере до 56% в системе водоснабжения. Численность работающих - свыше 3 млн. человек. В прошлом году выручка предприятий ЖКХ превысила 1,4 трлн. руб.1
По итогам прошедшего года количество убыточных предприятий сократилось на 10%. В 29 субъектах страны предприятия ЖКХ прибыльны. Выручка предприятий ЖКХ превысила 1,3 трлн. рублей. Определенную роль в этом сыграло упорядочение процессов бюджетной и тарифной политики на местах в соответствии с принятыми законодательными и нормативными актами.
Кредиторская задолженность
Средний уровень оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг составляет 87,8% от требуемого. В совокупном доходе семьи эти траты не должны превышать 20%. Доля семей, которым выделяются субсидии, снизилась с 13,7% в 2005 г. до 10,2% в 2006 г.
В соответствии с действующим законодательством 24 категориям граждан предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Ими пользуется 29,8 млн. человек (или 20,8% от общего количества), в то время как в 2005 г. таковых было 37,9 млн. (или 26,4%).
Такие субъекты федерации, как Москва, Республика Татарстан, Пермский край, Ленинградская, Ростовская, Тверская и Тюменская области осуществить перевод денежных выплат непосредственно льготникам, минуя счета коммунальных предприятий.
По данным федеральной статистики 2004 г. элементами национального богатства (без учета стоимости земли, недр и лесов) являются: основные фонды (36 669 млрд. руб.), материальные оборотные средства (3042 млрд. руб.) и домашнее имущество (4866 млрд. руб.), что составляет, соответственно, 82, 7 и 11% от итога. Таким образом, основным элементом национального богатства в стране являются основные фонды, включая незавершенное строительство.
Основные фонды жилищного хозяйства составили 7274 млрд. руб., коммунального хозяйства – 1164 млрд. руб., всего – 8438 млрд. руб., что равно 23,0% их стоимости в России. Следовательно, основные фонды ЖКХ – это почти четвертая часть экономического потенциала страны.
Коэффициенты обновления основных фондов низкие: в жилищном хозяйстве – 2,6%; в коммунальном хозяйстве – 0,9%; коэффициенты выбытия, соответственно, – 0,5 и 0,3%.
По данным 2006 г. среднемесячная численность работников ЖКХ – 3,0 млн человек. Среднемесячная заработная плата в 2003 г. по отношению к среднероссийскому уровню составляла 87%. В 2006 г. уровень заработной платы в этой сфере экономики приблизился к среднероссийскому (результат повышения тарифов на услуги ЖКХ).
В 2004–2006 гг. количество убыточных
предприятий ЖКХ медленно уменьшалось,
однако финансовое состояние отрасли
в целом осталось неудовлетворительным.
Суммарная задолженность
2. КОРПОРАТИВНОЕ
СТРОИТЕЛЬСТВО И НОРМАТИВНО-
В последние три года в коммунальном секторе экономики России идет активное корпоративное строительство. Причем осуществляется оно на всех уровнях - национальном, региональном, межрегиональном и муниципальном. Создаются новые компании, идут слияния и поглощения, закупаются и распродаются активы, заключаются альянсы и стратегические партнерства.
Интерес частных инвесторов к данному сектору обусловлен тем, что правительство за 15 лет реформ в ЖКХ, во-первых, довело отрасль практически до банкротства и, во-вторых, добилось оплаты населением почти 100% стоимости услуг. Первое означает, что предприятия ЖКХ можно приобрести за бесценок, то есть почти даром, или бесплатно взять за долги. Второе гарантирует безубыточность предпринимательской деятельности.
В некоторых регионах уже сейчас коммунальное хозяйство рентабельно. В 2005 г. уровень оплаты потребителями коммунальных услуг в его компании (а это 13 регионов РФ) составил 102% от начислений (с учетом погашения задолженности прошлых периодов).
Такое положение дел с оплатой коммунальных услуг создает объективные предпосылки к тому, что при наведении элементарного порядка в коммунальных системах бизнес способен в кратчайшие сроки обеспечить себе прибыль в 10% в год и выше. Более того, по мнению некоторых экспертов, уже сейчас рентабельность обслуживания ЖКХ достигает 20%14.
На сегодняшний день на российском рынке коммунальных услуг присутствуют несколько крупных операторов - ОАО "Российские коммунальные системы" ("РКС"), холдинг "Комплексные энергетические системы" ("КЭС"), ООО "Росводоканал" (структура "Альфа-групп"), "Новогор" (группа "Интеррос") и "Евразийское водное партнерство" ("ЕВП"). В табл. приведен список городов, в которых данные компании выступают операторами в сфере коммунальных систем.
Таблица 1
Список городов, в которых данные компании выступают операторами в сфере коммунальных систем
Компания |
Города |
ОАО «РКС», «КЭС» |
Тамбов, Томск, Волгоград, Киров, Новороссийск |
ООО «Росводоканал» |
Оренбург, Орск, Барнаул |
«Евразийское водное партнерство» («ЕВП») |
Омск, Ростов-на -Дону |
«Новогор» |
Пермь, Воронеж |
Большой бизнес стремится в мегаполисы, население и предприятия которых способны оплачивать коммунальные услуги. Малые городки, поселки, сельские районные центры ему не нужны. Поэтому остальным потенциальным частным инвесторам жилищно-коммунального сектора остается идти в те города и проекты, которые по различным, в основном политическим, причинам оказались либо закрытыми, либо неинтересными для крупных компаний.
Большая часть контрактов с частными компаниями заключается администрациями городов и муниципальных образований сроком на год (Волгоград, Новороссийск, Орск, Томск, Тюмень и др.). Однако в последнее время все чаще договоры подписываются на среднесрочный (до 15 лет) и долгосрочный (более 15 лет) периоды. Так, на среднесрочную перспективу частным компаниям переданы коммунальные активы в Сызрани (5 лет), Кирове (15 лет), на долгосрочную - в Перми (49 лет), Омске и Ростове-на-Дону (25 лет), Оренбурге и Тамбове (20 лет).
Средне- и долгосрочные договоры гораздо выгоднее для компаний, поскольку предоставляют им большую свободу в принятии инвестиционных, административно-хозяйственных и управленческих решений в стратегическом прогнозировании и планировании деятельности, в политике заимствований.
Наиболее сложные договоры, предусматривающие инвестиционные обязательства частной компании, действуют в Омске и Ростове-на-Дону (оператор - компания "ЕВП"). В Омске она имеет арендный договор с городской администрацией на эксплуатацию сетей водоснабжения и водоот-ведения в сочетании с инвестиционным договором. В Ростове-на-Дону договор аренды и управления также предусматривает инвестиционную программу.
Закон об инвестиционных соглашениях в ЖКХ был призван конкретизировать базовый закон о концессионных соглашениях в применении к этой отрасли, обеспечить создание нормативно-правовой базы концессионных механизмов в коммунальном хозяйстве. Он имеет сейчас принципиальное значение для России, потому что большинство администраций регионов и муниципальных образований просто не знают, что прописывать в долгосрочных договорах при передаче коммунальных активов частным компаниям. Они остро нуждаются в законе, который бы регламентировал и их деятельность, и работу частных операторов3.
3. Тарифная политика в сфере ЖКХ
Издержки предприятий, производящих
коммунальные услуги, не покрываются
установленными нормами и тарифами. Между
тем ценовая политика в жилищно-коммунальной
сфере представляет собой регулирующий
механизм между производителями, потребителями
услуг и муниципальным бюджетом, который
обеспечивает дотирование наиболее затратных
статей отрасли.
Основу эффективной ценовой политики должен составить комплекс мер, стимулирующих производителей к снижению непроизводительных расходов и потерь, а потребителей – к рациональному использованию коммунальных услуг.
Оплата коммунальных услуг в настоящее время производится по тарифам. Норматив по оплате (тариф) определяется себестоимостью услуги и установленной рентабельностью. Общие тенденции формирования этих показателей подчинены корпоративным интересам производителя. Тариф оплаты услуг устанавливают и утверждают органы местного самоуправления в зависимости от климатической зоны, национальных традиций, сложившейся культуры водопользования, санитарно-гигиенических требований, наличия энергетических и водных ресурсов, производственных мощностей и ряда других факторов.
Информация о работе Корпоративное строительство и нормативно-правовая база в ЖКХ