Корпоративное строительство и нормативно-правовая база в ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:33, реферат

Краткое описание

Иногда кажется, что Жилищно-коммунальная система в России безнадежна. За десять лет в ней накопились такие противоречия, что кажется, с ними не справиться и за десятилетия. Но это не совсем так. Все эти проблемы по существу сводятся к невозможности взаимодействовать между организациями, предоставляющими услуги на этом рынке. Такому взаимодействию мешают четыре основных фактора:
Разбалансированность тарифов, когда, скажем, предприятие водоснабжения становится банкротом из-за роста цен на электроэнергию, а повысить свои цены на воду не имеет права;
Неплатежи со стороны государства. В первую очередь это касается компенсации государством различных льгот и субсидий и просто щадящих цен на услуги ЖКХ, предоставляемых населению.

Содержание

Введение
3
1.
Современное состояние ЖКХ
4
2.
Корпоративное строительство и нормативно-правовая база в ЖКХ

7
3.
Тарифная политика в сфере ЖКХ
9
4.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства
18

Заключение
22

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЖКХ.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

    1. Реформа жилищно-коммунального хозяйства

 

Одной из важнейших задач  отрасли является развитие инициативы собственников жилья и создание эффективных управляющих компаний. 
 Необходимо также обеспечить бюджетную поддержку затрат по созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ); перечислять на расчетные счета ТСЖ средства, связанные с арендой нежилых помещений, размещением рекламы; решить проблему подготовки кадров для руководства ТСЖ и управляющих компаний; органам власти на местах взять на себя расходы по оформлению земельных участков под многоквартирными домами; исключить налог на прибыль со средств, собираемых на капитальный ремонт; решить вопросы по софинансированию капитального ремонта за счет долевого участия жителей и бюджетов; законодательно решить проблему обоюдной ответственности собственников жилья (в том числе ТСЖ) и управляющих компаний с целью недопущения возможных негативных последствий.

С другой стороны, необходимо развивать  конкурентные отношения в отрасли. С этой целью следует учитывать особенности рынка коммунальных услуг. На сегодняшний день он искусственно монополизирован. Надо создать условия для привлечения предприятий малого бизнеса, чтобы в итоге на рынке существовала конкуренция. Частные компании вправе требовать ясных правил работы на рынке, и выработка этих правил - задача муниципалитетов. 
 Одним из направлений реформирования отрасли является развитие государственно-частного партнерства. Для этого необходимо обеспечение нескольких взаимосвязанных условий. Прежде всего, необходима оценка имущественного комплекса (по свидетельству экспертов, он недооценен в 6 - 8 раз), упрощение и удешевление регистрации и процесса передачи имущества в казну.

Необходимыми условиями реформирования являются также акционирование всех убыточных МУПов и ГУПов; финансовое оздоровление отрасли; повышение финансовой дисциплины. Важным аспектом является налаживание системы контроля. Для этого стоит создать федеральную службу по надзору за зданиями и сооружениями, придание жилищной инспекции более широких полномочий.

Одной из важнейших задач по реформированию ЖКХ является совершенствование  тарифной политики. Необходимо завершить  переход к полной оплате стоимости  услуг без дотаций, но с защитой  малообеспеченных семей. Осуществить поэтапное снижение норматива предельной доли расходов за коммунальные услуги до 16 - 18% от среднего совокупного дохода семьи. Постепенно увеличить инвестиционную составляющую тарифов (денежные отчисления на амортизацию, ремонтный фонд, прибыль) с 6 до 22 - 25%.

Осуществить снижение текущих затрат на замену изношенных сетей и их эксплуатацию (переход на местные  виды топлива, локальные источники  теплоснабжения, санация зданий). Необходимо также постепенно перейти к регулированию  уровня платежей, согласно доходу семьи. 
 В числе важнейших задач по реформированию ЖКХ - совершенствование бюджетной политики в отрасли. Она подразумевает переход к выплате всех субсидий и льгот в денежной форме; оптимизацию соотношения бюджетных и тарифных источников финансирования ЖКХ; постепенный отказ от дотаций; увеличение бюджетного инвестиционного финансирования, особенно для развития инфраструктуры участков под застройку социального жилья («социальной ипотеки»).

Уровень износа фондов жилищно-коммунального хозяйства РФ на рис. 28.

Общая площадь жилищного фонда  страны составляет 2,9 млрд. м2 (19,1 млн. жилых строений). В среднем на человека у нас в стране приходиться 20,9 м2. Суммарный объем непригодного жилья составляет 95 млн. м2 или 3,2% от общей площади. В том числе ветхого - 83,8 млн. м2, аварийного - 11,2 млн. м2. При этом сносу подлежит весь аварийный фонд, и около 30% (25,1 млн. м2) ветхого. В нем проживает более 1,6% населения (2,3 млн. человек). Необходимо переселить 1,9 млн. человек (600 тыс. собственников и 1,3 млн. нанимателей). Только для переселения нанимателей потребуется построить 24,6 млн. м2 жилья.

 
Рис. 2. Уровень износа фондов жилищно-коммунального хозяйства РФ

Полная стоимость переселения  граждан (без учета коммерческого  использования земельных участков) равна 665 млрд. руб. или чуть менее 3% годового ВВП. При выделении целевых  средств средние объемы годового софинансирования (за счет федерального и региональных бюджетов) составят соответственно по 300 млрд. руб.

Средства, заложенные в подпрограмму «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой  программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг., позволяют  лишь ограничить рост ветхого и аварийного жилищного фонда, но не переломят ситуацию в целом. Поэтому желательно пересмотреть порядок реализации программы и повысить эффективность путем предоставления гарантий по кредитам, выданным ТСЖ на капитальный ремонт жилья, и субсидирования процентной ставки по этим кредитам. Необходимо участие муниципалитетов и иных публичных собственников в расходах на капитальный ремонт (модернизацию) жилья на равных правах с другими собственниками помещений, а часть кредитов погасить за счет бюджетных средств.

По оценкам экспертов, на капремонты необходимо истратить 3,4 трлн. руб. Сумма  огромная, но без модернизации жилья  не может быть решена проблема создания ТСЖ.

Необходима более вдумчивая  работа со стороны органов власти на местах. Прежде всего, стоит завершить переход к системе выплаты субсидий на личные банковские счета граждан, начать подготовительную работу для проведения финансового оздоровления, разработать понятные планы преобразований отрасли в перспективе на 3 - 5 лет с учетом требований государственной политики9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Резюмируя все выше изложенное необходимо отметить, что основными целями реформирования ЖКХ являются:

  • обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
  • снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
  • смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования. 
     Осуществляемая с 1993 г. экономическая реформа ЖКХ в России идет сложно и медленно, полученные результаты пока незначительны.

Трудности реформирования ЖКХ связаны  с запущенностью этого сектора  экономики, наличием противоречивых тенденций  в финансовых отношениях заинтересованных участников процесса: властей всех уровней с их бюджетами, эксплуатационных муниципальных организаций, посредников, потребителей услуг, населения.

Целесообразно постепенно увеличивать  тарифы за коммунальные услуги для  физических лиц, с тем чтобы со временем тарифы для населения сравнялись с тарифами для юридических лиц. Однако при этом должна эффективно работать система социальной защиты граждан (семей) с низкими доходами.

Установленные сроки перехода на 100-процентную оплату населением эксплуатационных издержек необоснованны, так как главными целями являются социальная стабильность и поддержка процесса населением страны.

Все уровни власти должны более серьезно и активно заниматься проблемами ЖКХ, а не перекладывать функции управления убыточным хозяйством на частных инвесторов, население и рынок. В целом же экономическая политика в области реформирования ЖКХ является правильной.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
  2. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы».
  3. Алферов В.Н. Влияние тарифной политики на состояние жилищного и коммунального обслуживания в системе городского хозяйства // Финансы и Кредит. 2007. №7.
  4. Алмаев М.Х., Макарычев В.Н. Задачи совершенствования управления коммунальным хозяйством РФ//Государственная власть и местное самоуправление. - 2007, N 4.
  5. Денисова М.О. Управление коммунальной инфраструктурой//Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, 2007. - N 11.
  6. Ермолаева Е.В. Фонд содействия реформе//Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, 2007 - N 8.
  7. Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». - Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.
  8. Притчина Е., Чернобровкина С. Сосед соседу - товарищ?//Бизнес-адвокат. - 2005, N 13.
  9. Тихомирова М.Ю. Комментарий к Жилищному Кодексе РФ с образцами правовых документов. – М.:Издательство Тихомирова М.Ю. – 2007.
  1. Тихомирова М.Ю. Комментарий к Жилищному Кодексе РФ с образцами правовых документов. – М.:Издательство Тихомирова М.Ю. – 2007.
  1. Ермолаева Е.В. Фонд содействия реформе//Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, 2007 - N 8.
  1. Притчина Е., Чернобровкина С. Сосед соседу - товарищ?//Бизнес-адвокат. - 2005, N 13.
  1. Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». - Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.
  1. Алферов В.Н. Влияние тарифной политики на состояние жилищного и коммунального обслуживания в системе городского хозяйства // Финансы и Кредит. 2007. №7.
  1. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
  1. Тихомирова М.Ю. Комментарий к Жилищному Кодексе РФ с образцами правовых документов. – М.:Издательство Тихомирова М.Ю. – 2007.
  1. Ермолаева Е.В. Фонд содействия реформе//Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, 2007 - N 8.
  1. Алмаев М.Х., Макарычев В.Н. Задачи совершенствования управления коммунальным хозяйством РФ//Государственная власть и местное самоуправление. - 2007, N 4.

Информация о работе Корпоративное строительство и нормативно-правовая база в ЖКХ