Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:22, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Сущность функции и роль финансов
1. Сущность финансов
2. Функции финансов
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
4. Финансовые ресурсы и источники их формирования
5. Влияние финансов на воспроизводственный процесс

Вложенные файлы: 1 файл

Лекц финансы 2013.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

Определяющими принципами коммерческого  расчета являются самоокупаемость  и самофинансирование.

Самоокупаемость - это основополагающий принцип хозяйствования, который  означает, что предприятие обязано  за счет выручки от реализации своей  продукции (выполненных работ, оказанных услуг) возмещать все издержки по ее производству и поставкам. Нижняя граница самоокупаемости  безубыточность, то есть количественное равенство доходов и расходов. Достижение окупаемости затрат - цель начального периода деятельности предприятия, когда оно осваивает производство продукции, настраивает хозяйственные процессы, адаптируется к рыночной среде. В условиях рыночных отношений предприятие должно выходить на рентабельную работу, поскольку внешней поддержкой могут пользоваться хозяйства, имеющие хорошие перспективы развития или имеющие приоритетное общественное значение; в первом случае они имеют возможность пользоваться кредитными ресурсами, во втором - бюджетным финансированием.

При устойчивой, связанной с нехваткой  платежных средств неспособности предприятия удовлетворять в срок предъявляемые к нему требования и обязательства со стороны поставщиков, банков, бюджета, разных кредиторов предприятие в установленном законом порядке объявляется банкротом с применением определенных процедур: санации (оздоровления), реорганизации, передачи в независимое управление, продажи или ликвидации.

Самофинансирование предполагает не только возмещение издержек на производство и реализацию продукции (выполненных  работ, оказанных услуг), но и получение  достаточного дохода, за счет которого , а также других собственных источников и заемных средств предприятие обеспечивает покрытие затрат на техническое совершенствование и расширение действующего производства, непроизводственное строительство, социальные нужды коллективов, образование фондов оплаты труда и стимулирования, обновление ассортимента продукции, на другие плановые потребности. При самофинансировании все средства (прибыль или доход, амортизационные отчисления и т.п.) остаются в распоряжении предприятий и изъятию не подлежат (кроме отчислений в госбюджет и по другим обязательствам), С другой стороны, средства из централизованных источников им не выделяются: предприятия должны осуществлять свое развитие только за счет собственных и заемных средств, без привлечения бюджетных и отраслевых источников. Это ставит их руководителей перед необходимостью (до принятия того или иного решения) детально проанализировать степень загруженности и эффективность использования уже действующих мощностей.

Составным признаком коммерческого расчета является финансовая самостоятельность, при которой предприятие может само распоряжаться основными и оборотными средствами, маневрировать ими в интересах получения наибольшего дохода: оставлять часть его за собой для материального стимулирования работающих, для использования на расширение производства и другие хозяйственные потребности.

Коммерческий расчет включает также  финансовую ответственность за выполнение предприятием предусмотренных планами, договорами, заказами, законом производственных и финансовых обязательств; в случае их неисполнения или нарушения по срокам, объему, качеству, предприятие отвечает материально - уплачивает штрафы, неустойки, пени.

Финансовая заинтересованность, как  одно из требований коммерческого расчета, проявляется в использовании финансовых ресурсов предприятия как для материального стимулирования работников, так и для совершенствования и развития производства, что также, в конечном счете, отражается на интересах в будущем; мощным рычагом финансового стимулирования коллективов предприятий являются расходы на социально-культурные цели за счет заработанных предприятиями средств.

Финансовая ответственность и  заинтересованность - две стороны  одного процесса - создания и реализации стимулов повышения эффективности хозяйствования.

Таким образом проявляется взаимосвязь  двух экономических категорий - финансов и коммерческого расчета в  сфере основного звена экономики -- предприятия, организации, иного хозяйствующего субъекта.

2.Принцип плановости означает, что финансовая деятельность предприятия предусматривается заранее путем расчетов ее параметров исходя из целей, задач производства, намеченных методов их достижения, последовательности и сроков достижения. На основе расчетов и с использованием установленных финансовых нормативов определяются финансовые показатели, которые отражаются в специальном документе - финансовом плане. В случае неопределенности факторов предполагаемой деятельности предприятия вместо детальной проработки финансовых показателей - планирования - применяется прогнозирование, когда на основе изучения имеющихся данных, научной   обработки (моделирования, экстраполяции) и обобщения переменных факторов составляется прогноз финансового развития предприятия. Прогноз служит для оценки и последующего принятия решений по вариантам хозяйственной деятельности предприятий.

При вхождении предприятия в  более крупную хозяйственную  структуру - объединение, ассоциацию, концерн  и т.д. показатели финансовых планов предприятий объединяются в сводные  финансовые планы этих организаций.

3. Принцип равенства всех форм  собственности предприятий и  организаций реализуется в гарантии  государства стабильности отношений   и   развития   разных   форм   собственности: государственной,  частной, иностранных государств  и их юридических лиц и граждан, международных организаций. Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и 
распоряжается своим имуществом, совершает в отношении его любые действия, не противоречащие закону, используют имущество для любой хозяйственной или иной деятельности, не запрещенной законом.

4. Необходимым  принципом   организации  финансов предприятий  является наличие финансовых  резервов (резервный фонд, фонд риска)  на всех уровнях управления - как  в первичном производственном  звене, так и в вышестоящем  звене-объединении, комбинате, ассоциации, концерне, министерстве. Финансовые резервы могут образовываться разными способами - в процентах к величине фондов производственного и социального развития, по стабильным нормативам от прибыли или дохода путем отчислений от последних. Финансовый резерв предназначен для устранения  временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности 
хозяйств, а также для финансирования затрат, связанных с производственным и социальным развитием, как правило, не предусмотренных финансовым планом (непредвиденных расходов).

В организации финансов предприятий  в условиях рыночной экономики происходят существенные изменения. Усиливаются  горизонтальные связи между предприятиями-партнерами, укрепляется их взаимодействие с банковской системой. Эти процессы проявляются в отходе от отраслевого принципа и создании формаций нового типа: ассоциативных, многоотраслевых структур, связанных экономическими интересами, с едиными акциями и долей государства в имуществе, которые наиболее жизнеспособны в условиях рынка. Такие саморазвивающиеся системы самообеспечиваются сырьем, материалами, комплектующими изделиями, привлекают свободные денежные средства друг друга и на финансовых рынках освобождают государство от несвойственных ему в условиях рынка задач по управлению производством и материально-техническому обеспечению. Тем самым демократизируется процесс производства, создается реальная финансовая самостоятельность производителей и их ответственность за конечные результаты хозяйствования в условиях свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечивается диверсификация производства в национальном хозяйстве.

3. Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений

Некоммерческая деятельность представлена разнообразными ее видами, которые можно объединить по следующим направлениям:

    1. государственное управление и государственные услуги 
      общего характера;
    2. оборона;
    3. охрана внутреннего правопорядка и безопасности;
    4. предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных 
      ситуаций, связанных с неблагоприятными природными явлениями, катастрофами, авариями и другими бедствиями;
    5. образование;
    6. здравоохранение;
    7. социальная защита населения;
    8. фундаментальная наука;
    9. культура и искусство;
    10. защита окружающей среды;
    11. общественно-бытовое благоустройство городов и 
      населенных пунктов (освещение, озеленение, дороги, мосты, 
      тротуары и др.);
    12. общественные объединения и организации;
    13. благотворительные и гуманитарные организации и фонды.

Таким образом, к данной деятельности относятся многие отрасли непроизводственной сферы, хотя в ее составе могут функционировать обеспечивающие структуры, присущие материальному производству.

Общей особенностью упомянутых направлений  деятельности является то, что основным мотивом функционирования организаций  или учреждений не является извлечение прибыли или дохода от результатов такой деятельности, а удовлетворение общественных потребностей, который частный сектор не желает или не в состоянии обеспечить. Кроме того, по соображениям стратегического общественного развития определенный вид деятельности необходимо сосредоточить в централизованном порядке у государства.

В основном некоммерческая деятельность определяется необходимостью производства и обеспечения общественными  товарами, благами и услугами. Производство определенных видов общественных товаров государство принимает на себя в связи со значительными выгодами переливов.

Некоммерческие виды деятельности (исключая государственный сектор) получили значительное развитие в странах  с налаженной рыночной экономикой. Некоммерческая форма организации библиотек, музеев, больниц, учебных заведений, театров, разнообразных благотворительных фондов, профессиональных объединений позволяет сочетать частную инициативу с общественно-полезной деятельностью. Подобное развитие объясняется не только налоговыми льготами, которыми пользуются производители общественных благ. При льготировании государство дифференцированно подходит к разного рода организациям, главный критерий здесь - степень общественной полезности оказываемых услуг. Государство также субсидирует определенные организации для оказания услуг населению. Действия государства по финансированию общественных потребностей через некоммерческие организации объясняются большей их гибкостью и оперативностью по оказанию услуг населению. Финансовый механизм использования возможных прибыли или дохода от некоммерческих видов деятельности, например в США, устанавливает, что они не распределяются среди членов организации, либо лиц, причастных к контролю над ней. Прибыль или доход направляются или на развитие организации, или лицам, пользующимся ее услугами (больными, учащимися, нуждающимися гражданами и т.д.).

Законодательная практика Республики Казахстан действует иначе: здесь  любой доход, полученный от предпринимательской  деятельности, облагается налогом, как и по иным объектам обложения (обороты, товары, имущество и т.д.). Исключение составляют организации инвалидов, лиц с ограниченной трудоспособностью, некоторые ветеранские, гуманитарные и благотворительные организации (в определенных пределах) (см.главу «Налоги и организация налоговой системы»).

Материальной основой деятельности некоммерческих учреждений, организаций  являются фонды непроизводственного  назначения, которые имеют натуральную  и денежную формы. Фонды в натуральной  форме приобретаются организациями и учреждениями как товары в порядке купли-продажи за определенную цену и в процессе потребления утрачивают свою стоимость. Созданные на этой основе блага и услуги имеют лишь потребительскую стоимость, но стоимостью не обладают*, она утрачивается при потреблении и тем самым завершается использование части национального продукта, создаваемого некоммерческими организациями и учреждениями. Формы движения непроизводственных фондов, осуществляемые в процессе создания нематериального продукта и услуг, а также условия их воспроизводства, имеют отраслевые особенности. В этом виде деятельности применяется главным образом умственный труд высокой квалификации, поэтому в затратах, как правило, главное место занимает оплата труда. Нематериальный продукт не подлежит накапливанию, его нельзя превратить в запас, но он имеет денежную оценку, равную сумме затрат учреждения, организации.

Методами ведения хозяйственной  деятельности некоммерческой деятельности является сметное финансирование - при безвозмездности оказываемых услуг и благ, а при возмездности - на началах хозрасчета и самоокупаемости. В условиях рынка все больше организаций переходят на начало коммерческого расчета - реализуют оказываемые услуги по ценам спроса с образованием достаточных накоплений для саморазвития.

 

Тема 5. Государственные финансы

  1. Понятие и состав государственных финансов
  2. Сущность государственных доходов
  3. Сущность  государственных расходов
    1. Понятие и состав государственных финансов

Государственные финансы как звено  финансовой системы связаны действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме.

Экономическая сущность государственных  финансов состоит в том, что они  выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий.

Субъектами денежных отношений  в этой сфере является государство  в лице его органов власти и  управления, с одной стороны, и  предприятия, организации, учреждения, граждане - с другой.

Информация о работе Лекции по "Финансам"