Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:22, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Сущность функции и роль финансов
1. Сущность финансов
2. Функции финансов
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
4. Финансовые ресурсы и источники их формирования
5. Влияние финансов на воспроизводственный процесс

Вложенные файлы: 1 файл

Лекц финансы 2013.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

Государственному бюджету как  определенной совокупности финансовых отношений присуши, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию финансов в целом: бюджетные отношения имеют распределительный характер, осуществляются всегда в денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов. Вместе с тем бюджетным отношениям присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих с финансами черт. Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

1) представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

2) предназначены для перераспределения  стоимости между отраслями национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

3) выражает такую стадию стоимостного  распределения, которая непосредственно  не связана с движением общественного  продукта в его товарной форме  и осуществляется в известном  отрыве от нее, в то время  как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.

Государственный бюджет, как и любая  другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет  соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства - в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд - это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Как экономическая категория государственный  бюджет выражает денежные отношения, возникающие  между государством и другими  участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции, соответствующие категории финансов в целом -распределительную и контрольную. Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой бюджетных отношений. Вместе с тем, как основное звено государственных финансов, государственный бюджет в рамках распределительной функции выполняет характерные подфункции, как-то: размещения (ресурсов), перераспределительную, стабилизации.

Бюджет воздействует на экономику  через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как  инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

Разнообразие форм собственности  предполагает прогнозно-плановое ведение  хозяйства, что предопределяет такую же форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе — основном финансовом плане страны. В нем предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства; в нем выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом республики Законом «О республиканском бюджете».

Таким образом, многообразие понятия  «государственный бюджет» сводится к его трактованию в следующих составляющих:

  • как относительно самостоятельная экономическая категория;
  • как централизованный фонд денежных средств государства;
  • как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный 
    механизм);
  • как основной финансовый план государства;
  • как юридический закон, положения которого обязательны для 
    выполнения всеми участниками отношений и членами общества (см.схему)

 

 

ОСНОВНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

НАДСТРОЕЧНАЯ ЧАСТЬ (СУБЪЕК ТИВНАЯ СТОРОНА)

ЗАКОН ГОСУДАРСТВА

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ


 


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ

БАЗИСНАЯ ЧАСТЬ (ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ФОНД ГОСУДАРСТВА

РЕСУРСЫ

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

ОТНОШЕНИЯ


 

Схема. Качественные характеристики государственного бюджета

 

Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.

Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной классификации и включает семь частей:

I. Доходы.

II. Полученные официальные трансферты (гранты).

III. Погашение кредитов, выданных  из бюджета.

IV. Расходы.

V. Кредитование.

VI. Дефицита (профицита) бюджета.

VII. Финансирование (дефицита (использование профицита) бюджета).

В свою очередь доходы подразделяются на:

* налоговые поступления;

* неналоговые поступления;

* доходы от операций с капиталом.

Эти три основные категории бюджетных  поступлений дополняются частью (и одновременно категорией) полученные официальные трансферты, то есть средств, полученных как от нижестоящих органов государственного управления (текущие и капитальные), субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).

Категория - «погашение кредитов, выданных из бюджета» представляет собой поступления  денежных средств со стороны государственных  хозяйствующих субъектов по бюджетным  кредитам (предоставленным на возвратной основе - кредитования в предыдущие периоды (годы).

Во второй части – «расходы» - отражаются расходы по основным функциональным группам: государственные услуги общего характера; оборона; общественный порядок  и безопасность; образование; здравоохранение; социальное обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное хозяйство; культура; спорт и информационное пространство; отрасли экономики; прочие расходы; обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.

Расходы по обслуживанию государственного долга проводятся по функциональной группе - «обслуживание долга» с выделением государственных учреждений администраторов бюджетных программ - аппарата акимов и Министерства финансов по подпрограммам -выплата вознаграждений (интересов) по займам и выплаты комиссионных за размещение займов.

Средства, предназначенные для  кредитования других экономических  единиц, подлежащие в последующем  возврату в бюджет в виде погашений (см. выше), показываются в соответствующей  части - кредитовании, являющейся функциональной группой.

Шестая часть - дефицит бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование; положительная разница между этими величинами означает профицит бюджета.

Седьмая часть (и одновременно функциональная группа) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета отражает расходы по погашению внутреннего и внешнего государственного долга. Она имеет двойное назначение:

1) в случае дефицита - привлечение  средств из внутренних источников (от Национального банка, коммерческих банков, реализации ценных бумаг, по зачету, остатки бюджетных средств на начало года, обращаемые на покрытие расходов) и от внешних займов;

2) при профиците - использование  сверхплановых поступлений, в  первую очередь на погашение  государственных обязательств или дополнительное финансирование первоочередных бюджетных программ.

Подробный перечень и группировка  доходов и расходов определяются бюджетной классификацией. Бюджетная  классификация - это систематизированная  группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.

Поступления в бюджет классифицируются по четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории  включают: налоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты; погашение кредитов, выданных из бюджета; общее финансирование; движение остатков бюджетных средств.

Остальные подразделения характеризуют  доходы в порядке все большей  детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, подкласс - вид налога, специфика- конкретного плательщика или объекта налога.

В расходах предусмотрена функциональная, экономическая и ведомственная  классификации.

Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на пять разделов: функциональная группа, подфункция, государственное учреждение - администратор программ, программа, подпрограмма. Сочетание названных уровней образует код функциональной классификации расходов.

Функциональная классификация  представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий  и участников бюджетных отношений.

Экономическая классификация  расходов распределяет их по экономическим признакам  по четырем разделам: категория, класс, подкласс, специфика. Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги - заработная плата рабочих и служащих - основная заработная плата и служащих.

При исполнении бюджета используется сочетание функциональной и экономической  классификаций в виде перекрестной классификации, включающей основные подразделения  обеих классификаций.

Исполнение расходов и кредитование бюджета по ведомственной классификации означают группировку по администраторам бюджетных программ, например Администрация Президента Республики Казахстан, хозяйственное управление Парламента, Канцелярия Премьер-министра, акимы областей и городов Алматы и Астаны, министерства, комитеты, агентства, другие ведомства и службы Республики Казахстан.

Бюджетная классификация позволяет  всесторонне четко и адресно  систематизировать поступления  и расходы для достижения высокой  оперативности управления с применением средств автоматизации.

В ряде государств применяется практика разделения расходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование, инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счет прироста денежных накоплений и поступлений от населения, аккумулируемых в бюджете. В бюджете развития объединяются затраты, связанные с потребностями расширенного воспроизводства, централизованным финансированием новых социально-экономических мероприятий; анализ составных частей бюджета развития предоставляет возможность более взвешенно и осмотрительно подойти к новым дополнительным расходам государства. Здесь должен последовательно осуществляться принцип: финансировать потребности строго в пределах фактически получаемых источников, собственных и заемных. Предусмотренные расходы бюджета развития не должны носить обязательного характера и их следует рассматривать, как верхний предел, то есть если в ходе исполнения бюджета не удастся получить больше доходов, то придется сократить расходы бюджета развития.

Информация о работе Лекции по "Финансам"