Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:22, курс лекций
Тема 1. Сущность функции и роль финансов
1. Сущность финансов
2. Функции финансов
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
4. Финансовые ресурсы и источники их формирования
5. Влияние финансов на воспроизводственный процесс
В состав расходов предприятий государственного сектора входят:
Первая группа затрат связана с кругооборотом фондов (капитала) и представляет собой возмещение издержек производства и относится к расходам условно (см. значение термина «затраты»). Поэтому государственные расходы по предприятиям включают только вторую и третью группы расходов.
Положение государственных расходов
среди других категорий определяется
значением государственной
Роль государственных расходов определяется тем, что преобладающая их часть направляется для производства или обеспечения общественными товарами, благами и услугами населения страны. Расходы на социально-культурные цели, оборону, охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги государственных инфраструктурных предприятий и организаций призваны удовлетворить общие потребности населения в дополнение к обеспечению рыночными товарами и услугами со стороны как государственного, так и рыночного секторов экономики.
Совокупность всех видов расходов по направлениям и целевому назначению образует систему государственных расходов. Государственные расходы в подавляющей своей части производятся за счет чистого дохода общества, централизуемого в бюджете государства или находящегося в распоряжении государственных предприятий. Они могут возмещаться также суммами амортизации, включаемой в себестоимость продукции, которые направляются на капитальные вложения, предусматриваемые для увеличения производственных фондов государственного хозяйства. Часть государственных расходов покрывается за счет средств населения в виде налоговых платежей, поступлений от займов и пр. Для финансирования государственных расходов привлекаются долгосрочные кредиты банков, в целях увеличения и технического совершенствования основных производственных фондов и погашаемые в последующем из доходов предприятий.
Организация государственных расходов достигается посредством их прогнозирования, а также установления строгого порядка их финансирования и использования средств. Поэтому одним из принципов организации государственных расходов является плановость. Государство участвует в распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями, экономическими районами в целях сбалансированного развития национального хозяйства и повышения социального уровня жизни народа. Основным методом планирования государственных расходов является балансовый метод.
Целевой характер финансирования государственных расходов предполагает использование государственных средств на строго определенные мероприятия. Этим обеспечивается достижение пропорции в развитии отдельных отраслей национального хозяйства и регионов, выделение средств в первую очередь на развитие наиболее перспективных и прогрессивных отраслей, определяющих научно-технический прогресс и решение важнейших социальных проблем.
Безвозвратный характер финансирования государственных расходов не требует непосредственного возмещения предоставленных ресурсов (в отличие от кредитного метода). Предоставление финансовых ресурсов согласно данному принципу в последнее время совмещается с кредитными методами финансирования из государственного бюджета (например через Государственный фонд финансовой поддержки сельского хозяйства) - это повышает эффективность используемых ресурсов.
Финансирование в меру выполнения планов (прогнозов) развития предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при выполнении производственных показателей и осуществлении мероприятий в соответствии с прогнозами экономического и социального развития.
Соблюдение режима экономии в использовании ресурсов -важный принцип организации государственных расходов, направленный на мобилизацию внутренних резервов и усиление контроля за расходованием государственных средств во всех подразделениях производственной и непроизводственной сфер, рациональное и бережливое их использование.
Необходимым принципом организации
государственных расходов является
оптимальное сочетание
Тема 6. Налоги и налогообложение
1. Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.
Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть национального дохода, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.
Налоги являются исходной категорией финансов.
Налоги возникают с появлением государства и являются основой его существования. На протяжении всей/истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства. Наибольшего развития налоги достигли в развитых системах товарно-денежных отношений, оказывая влияние на их состояние.
В налогах исторически
В первом случае предполагается, что разные субъекты должны облагаться налогом пропорционально той выгоде, которую могут ожидать от деятельности государства: те, кто получает больше благ и услуг от предлагаемых правительством общественных товаров, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг. Например, отчисления пользователей автомобильных дорог, дорожный налог и другие платежи, формировавшие бывший Дорожный фонд, сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан. Вместе с тем использование этого принципа затруднительно в отношении таких благ, как оборона, общественная безопасность, система образования, и других видов услуг государства. Этот принцип невозможно использовать в случае финансирования благотворительных пособий для бедных, безработных.
Согласно второму принципу субъекты должны облагаться налогом таким образом, чтобы «пожертвования» были для них приемлемыми, то есть тяжесть налога должна быть поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния. Данный принцип гласит: отдельные лица, предприниматели и предприятия с более высокими доходами выплачивают более высокие налоги - как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем те, кто имеет меньшие доходы. Суть этого принципа исходит из предложения, что каждая дополнительная часть дохода влечет за собой все меньшее приращение удовлетворения. Так происходит потому, что субъекты хозяйствования денежные средства тратя не одинаково: первые части полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары и услуги первой необходимости, то есть на товары и услуги, которые приносят наибольшую пользу или удовлетворение. Последующие части дохода тратятся на менее необходимые товары и услуги. Это означает, что деньги, изъятые путем налогов у бедного, составляют большую жертву, чем изъятые у богатого. Таким образом, для сбалансирования ущерба при получении доходов, которые влекут за собой налоги, предусматривается, что они могут быть распределены в соответствии с величиной получаемых доходов.
Использование принципов налогообложения получаемых благ и платежеспособности сводится к установлению налоговых ставок и их изменению по мере роста дохода.
Классические принципы рациональной организации налогов были предложены еще А.Смитом. Они сводятся к следующему:
а) налог должен
взиматься в соответствии с
доходом каждого
б) размер налога и сроки выплаты должны быть заранее и точно определены (принцип определенности);
в) каждый налог должен
взиматься в то время и тем
способом, который наиболее удобен
для налогоплательщика (
г) издержки взимания налогов должны быть минимальными (принцип экономии).
Использование этих принципов устраняло произвол в налогообложении, вносило в этот процесс регламентацию и позволяло А.Смиту сделать заключение, «... что налоги для тех, кто их платит, не признак рабства, а признак свободы». В последующем развитии налогов формулировки принципов уточнялись, дополнялись и сводятся к следующим.
1. Принципы справедливости в
налогообложении
а) достижение «горизонтального равенства», которое требует, чтобы все доходы налогоплательщиков, независимо от того, как они зарабатываются и тратятся, облагались единообразно на равных условиях;
б) соблюдение «вертикального равенства»
перед законом по
обязательствам налогоплательщиков, имеющих
разный уровень доходов и находящихся
в разных, с точки зрения соответствия
социальным нормам в данном обществе,
ситуациях. Это означает, что обложение
доходов физических лиц должно производиться
с применением дифференцированных ставок
по прогрессивной шкале для перераспределения
части доходов наиболее состоятельных
людей в пользу малообеспеченных, которые
или не должны платить налоги вообще, или
платить гораздо меньше остальных.
2. Принцип простоты. Для налогоплательщика
должны быть понятны
3. Определенность налогов - непреложное
равенство заранее
4. Минимум налоговых льгот.
5. Экономическая приемлемость - налоги не должны препятствовать улучшению функционирования экономики и росту капиталовложений. Нельзя облагать прогрессивным налогом тех, кто больше работает. Следует учитывать, каков будет эффект налогов на производительность, производство и капитальные вложения. Если эффект будет отрицательным хотя бы в одном из этих случаев, то такой налог лучше не применять.
6. Сопоставимость налоговых
В законодательстве Казахстана о налогах и других обязательных платежах в бюджет оговорены также такие принципы, как обязательность налогообложения (что исходит из определения налога), единство налоговой системы (на всей территории государства и в отношении всех налогоплательщиков), гласность налогового законодательства.
Характерной особенностью налоговых
поступлений государству