Лекции по "Финансам предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:44, лекция

Краткое описание

Особенности финансов предприятий в зависимости от организационно-правовых форм
В финансах предприятий можно выделить следующие частные сферы:
финансы коммерческих предприятий и организаций;
финансы некоммерческих организаций.
Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы предприятия.docx

— 66.51 Кб (Скачать файл)

 

6) поступления от предпринимательской  деятельности – возникают далеко  не во всех некоммерческих  организациях.

 

2. РАСХОДНОЙ ЧАСТИ:

 

1) заработная плата работников–  расходы на оплату труда;

 

2) начисления на заработную  плату (включая единый социальный  налог и взносы в ФСС РФ). Расчеты заработной платы производятся  при разработке штатного расписания;

 

3) коммунальные расходы.  Эти расчеты производятся на  основании данных заключенных  договоров на поставку различных  видов коммунальных услуг;

 

4) административные расходы  – это канцелярские расходы,  расходы по оплате командировок, консультационных, информационных  и иных аналогичных услуг;

 

5) хозяйственные расходы  и расходы на ремонт основных  средств – включают расходы  на хозяйственное обслуживание (эксплуатацию  зданий и сооружений, уборку территорий  и помещений и т.п.), а также  текущий ремонт.

 

6) целевые расходы –  обеспечение равномерного использования  полученных средств, что предполагает  накопление средств в одни  периоды и превышение расходов  над доходами в другие;

 

7) прочие расходы –  при необходимости включаются  затраты, не отраженные в других  строках бюджета;

 

8) резерв непредвиденных  расходов – включаются затраты  в предыдущие отчетные периоды.

 

Взаимоотношения предприятий с коммерческими  банками, бюджетом и внебюджетными  фондами

 

В современной России осуществление  любой фирмой своей основополагающей финансовой функции - обслуживание платежей и расчетов -невозможно без участия коммерческих банков. Даже элементарные финансовые трансакции по осуществлению движения наличных денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации - сдачи наличности в обслуживающий фирму банк. С точки зрения повышения степени надежности перемещения денежных средств в любой форме между субъектами экономических отношений такой порядок в известной мере оправдан.

 

С появлением банков как  специальных институтов профессионального  управления денежными ресурсами  резко возросли гарантии перемещения  денежных средств в экономике. Банки  как финансовые посредники, обслуживающие  платежи и расчеты в экономике, играют исключительно важную роль в  организации и функционировании платежной системы любой страны.

 

Типичные требования, которые  фирма обычно предъявляет к потенциальному обслуживающему банку, предполагают:

 

- знание банком фирмы,  особенностей ее бизнеса, отрасли,  в которой она функционирует;

 

- способность давать полезные  деловые рекомендации;

 

- предложение различных  способов получения денежных  средств как наличных (кассовое  обслуживание фирмы), так и безналичных  с низкими трансакционными издержками;

 

- закрепление за фирмой  постоянного банковского служащего,  занимающегося вопросами кредитования  фирмы; способность оценивать  реальные финансовые потребности  фирмы;

 

- удобное для фирмы  месторасположение банка;

 

- обеспечение простоты  доступа к ведающему ссудами  должностному лицу банка;

 

- стремление банка к  совершенствованию обслуживания  клиентов;

 

- широкий спектр банковских  услуг.

 

Почти все многообразие совершаемых  финансовых трансакций фирмы есть результат  взаимоотношений фирмы с субъектами внешней среды. Особую значимость в  финансовой, жизни фирмы имеют  взаимоотношения с налоговыми органами и другими органами аналогичного назначения по поводу налогов и сборов в кассу государства, и местных  органов. Во всех странах эти отношения  появляются вместе с рождением фирмы  и сопровождают ее на всем протяжении жизни.

 

Взаимоотношение предприятия  с бюджетом осуществляется через  налоги.

 

Налоги представляют собой  обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и  с граждан по ставке, установленной  в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги –  основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции  налоговый механизм используется для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса

 

Каждое общество, основываясь  на национальных, культурных, исторических традициях, берет на себя заботу о  содержании нетрудоспособного населения, граждан, временно не имеющих работу, и ряд других функций. Как показывает мировой опыт, финансирование этих специфических целевых государственных  функций за счет средств государственного бюджета не всегда эффективно. Как  правило, во время кризисов, высокой  инфляции, социальных и политических неурядиц низкая эффективность финансирования из госбюджета этих функций проявляется  особенно отчетливо. Эти обстоятельства стали веским основанием для организации  финансирования целевых общегосударственных  задач из соответствующих их содержанию внебюджетных фондов.

 

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета. Государственная власть с расширением  своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших  средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

 

Внебюджетные фонды - это  форма перераспределения и использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.

 

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения  национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения  при формировании фондов — специальные  налоги и сборы, средства из бюджета  и займы.

 

Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих  актов высших органов власти двумя  путями, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники  формирования, определяются порядок  и направления использования  денежных фондов. Первый путь - это выделение  из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а второй - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. К последним, в частности, относятся созданные во многих странах фонды социального страхования, которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения.

 

Специальные внебюджетные фонды  предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана  цель расходования средств.

 

В отечественной практике в условиях рыночной экономики образованы следующие внебюджетные фонды:

 

1. Страховые взносы на  социальное обеспечение: Пенсионный фонд; Фонд обязательного медицинскою страхования; Фонд социальною страхования РФ.

 

2. Специальные фонды: дорожные  фонды; природоохранные фонды;  фонды развития территории.

 

3. Общественные фонды:  независимые пенсионные фонды;  фонды поддержки науки, образования,  медицины.

 

С помощью внебюджетных фондов возможно:

 

- влиять на процесс  производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных  предприятий;

 

- обеспечить природоохранные  мероприятия, финансируя их за  счет специально определенных  источников и штрафов за загрязнение  окружающей среды;

 

- оказывать социальные  услуги населению путем выплаты  пособий, пенсий, субсидирования  и финансирования социальной  инфраструктуры в целом;

 

- предоставлять займы,  в том числе зарубежным партнерам,  включая иностранные государства.

 

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в  ведении государственных органов  власти — центральных, республиканских  и местных.

Финансовые взаимоотношения  организаций с бюджетами, внебюджетными  фондами и финансовыми посредниками.

В процессе хозяйственной  деятельности организации вступают в финансовые отношения (взаимоотношения), которые можно разделить на отношения:

 

• с государством;

 

• с контрагентами (поставщиками, покупателями, посредниками и т. п.);

 

• с финансовыми организациями (банками, страховыми организациями  и др.);

 

• внутри самой организации (отношения между различными подразделениями, отношения с работниками и  т. п.).

 

Рассмотрим каждый из перечисленных  видов.

 

 

Категория финансовых

 

взаимоотношений 

Характерные формы 

Особенности организации  взаимоотношений

 

Отношения с государством 

-с бюджетом и внебюджетными  фондами по поводу уплаты налогов,  сборов и других обязательных  платежей;

 

- с налоговыми и другими  компетентными органами по поводу  контроля правильности и своевременности  исчисления и уплаты налогов  (финансовый результат этой формы  взаимоотношений - пени и штрафы);

 

- по поводу государственного  заказа и государственных закупок;

 

- по поводу дотаций,  субсидий и т.п 

Этот вид финансовых взаимоотношений  характеризует строгая законодательная  регламентация

 

Отношения с контрагентами 

Оплата поставок.

 

Вексельные кредиты.

 

Товарные кредиты 

Характерной особенностью этого  вида взаимоотношений является установление их правил и условий исходя из сложившихся  обычаев делового оборота и на договорной основе

 

отношения с финансовыми  организациями 

- с банками;

 

- со страховыми организациями;

 

- на рынке ценных бумаг 

Финансовые рынки, как  правило, отличает, с одной стороны, высокая конкуренция, с другой - наличие  государственного контроля. Поэтому  финансовые отношения этого вида будут формироваться исходя из правил и условий, установленных соответствующим  рынком и законодательством, регулирующим деятельность на данном рынке

 

 

 

 

Подробнее рассмотрим формы  финансовых взаимоотношений, перечисленные  в данном вопросе.

 

Взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами, как  уже отмечалось в вышеприведенной  таблице, связаны с исчислением  и уплатой налогов, сборов и других обязательных платежей. Для этой формы  финансовых отношений организации  характерны:

 

• обязательность;

 

• регулярность;

 

• полная регламентация  законодательством;

 

• наличие ответственности  за нарушение установленных обязанностей и правил.

 

В соответствии с направлением денежных потоков можно выделить следующие виды взаимоотношений  с бюджетом и внебюджетными фондами:

 

• отношения по поводу уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;

 

• отношения по поводу возврата излишне уплаченных сумм.

 

Взаимоотношения с банками  обуславливаются текущей ситуацией  на финансовых рынках, имеют договорную основу и подразделяются на:

 

• расчетно-кассовое обслуживание;

 

• депозитные отношения (организация  выступает в роли кредитора, банк - в роли заемщика);

 

• кредитные отношения (организация  выступает в роли заемщика, банк - в роли кредитора);

 

• отношения по поводу других финансовых услуг, предоставляемых  банками.

 

Взаимоотношения со страховыми организациями в большей степени, нежели взаимоотношения с банками, зависят от договорной основы и имеют  целью создание страховых фондов и резервов, позволяющих снизить  рыночный риск организации. При наступлении  страховых случаев наличие подобных резервов позволяет организации  компенсировать убытки, возникшие в  связи со стихийными бедствиями, нарушением условий договора со стороны контрагента  и другими событиями. Следует  отметить, что в отдельных случаях  обязательность возникновения рассматриваемой  формы финансовых взаимоотношений  регламентируется законодательством.

Информация о работе Лекции по "Финансам предприятия"