Лекции по "Финансам предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:44, лекция

Краткое описание

Особенности финансов предприятий в зависимости от организационно-правовых форм
В финансах предприятий можно выделить следующие частные сферы:
финансы коммерческих предприятий и организаций;
финансы некоммерческих организаций.
Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы предприятия.docx

— 66.51 Кб (Скачать файл)

 

4.Расходы  предприятия

 

 По экономическому  содержанию (Колчина Н.В., Павлова  Л.П.)  делят на 3 группы:

 

-          расходы, связанные с извлечением  прибыли – затраты на обслуживание  производственного процесса, на  реализацию продукции, производство  работ, оказание услуг, инвестиции 

 

-          расходы, не связанные с извлечением  прибыли – расходы потребительского  характера, на благотворительные  и гуманитарные цели (оказывают  опосредованное влияние  на  финансовые показатели предприятия) 

 

-          принудительные расходы – налоги  и налоговые платежи, взносы  и отчисления в государственные  внебюджетные фонды, расходы по  обязательному страхованию, созданию  резервов, штрафы и санкции.

Расходы организаций –  уменьшение экономических выгод  в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения  обязательств, приводящее  к уменьшению капитала этой организации, за исключением  уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества):

-          расходы по обычным видам деятельности 

 

-          прочие расходы: 

 

-          операционные расходы 

 

-          внереализационные расходы

 

-          чрезвычайные расходы

По способу отнесения  на единицу произведенной продукции 

 

 Выделяются постоянные  и переменные расходы. 

 

 Цель- планирование себестоимости, определение цены реализации.

 

                 Постоянные не зависят от объема  выпускаемой продукции – амортизация  основных фондов (неактивной части), арендная плата, административно-управленческие  расходы, хозяйственные расходы,  повременная заработная плата  и др.

 

                 Переменные прямо пропорциональны  объему производства – расходы  на сырье и материалы, технологическое  топливо и энергию, сдельная  заработная плата и др.

 

                 Иногда выделяют смежные группы  – условно-постоянные и условно-переменные.

 

7. Показатели рентабельности

 

Рентабельность (нем. rentabel[1] — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

Показатели рентабельности

  • Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости

ROM = ((Чистая) прибыль/Себестоимость) * 100 %

  • Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.

ROFA = ЧП/Основные средства * 100 %

  • Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — отношение операционной прибыли (прибыли от продаж)(EBIT) компании к ее выручке(Sales).

ROS = EBIT/SALES= операционная прибыль/Выручка  * 100 %

  • Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.

ROL = Чистая прибыль/Среднесписочная  численность * 100 %

  • Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов.

BEP = EBIT/Активы * 100 %

  • Рентабельность активов (ROA) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.

ROA = Чистая прибыль/Активы * 100 %

  • Рентабельность собственного капитала (ROE) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.

ROE = Чистая прибыль/Собственный  капитал * 100 %

  • Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и долгосрочному заёмному капиталу.

ROIC = EBIT*(1-Ставка налога  на прибыль)/Инвестированный капитал  * 100 %. В частном случае, при использовании  в качестве инвестированного  капитала заемных средств ROIC = (EBIT*(1-ставка налога на прибыль)  — сумма % по заемному капиталу)/(собственный  капитал+заемный капитал)

  • Рентабельность примененного капитала (ROCE)
  • Рентабельность суммарных активов (ROTA)
  • Рентабельность активов бизнеса (ROBA)
  • Рентабельность чистых активов (RONA) = Прибыль до налогообложения / Чистые активы
  • Рентабельность производства = Прибыль / (Стоимость основных фондов + стоимость оборотных средств)
  • Рентабельность наценки (Profitability of the margin) — отношение себестоимости продукции к его продажной цене
  • и пр. (см. коэффициенты рентабельности в финансовых коэффициентах)

7.Факторы влияющие на рентабельность

В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов (рисунок 2). Которые можно разделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность “очистить” показатели эффективности от внешнего воздействия.

 

Рассмотрим сначала факторы, непосредственно связанные с  деятельностью предприятия,  которые  оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятие целей и задач, т.е.  внутренние факторы. Которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

 

Внепроизводственные факторы  включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность  и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед  предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места  назначения и т.д.. Природоохранные  мероприятия, которые необходимы для  предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.

 

Производственные факторы, из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит  из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи  с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование  средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста  прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

 

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно  оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов  процесса производства, к ним относятся :

 

·   изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;

 

·   изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака  и отходов в объеме выпускаемой продукции;

 

·   изменение численности  рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

 

Количественное изменение  производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой  продукции, т.е. предприятие должно следить за тем чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

 

Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

 

·   повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;

 

·   использование прогрессивных  материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости  материалов;

 

·   повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации  труда.

 

Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают  косвенное воздействие и внешние  факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов  относятся  географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских  центров, природные условия и  т.д. Конкуренция и спрос на продукцию  предприятия, т.е. наличие на рынке  платежеспособного спроса на продукцию  фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный  по потребительским свойствам товар. Ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т.д., т.к. изменение  доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных  ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики. Государственное вмешательства  в экономику, которое проявляется  в изменение законодательных  основ деятельности рынка, изменение  налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования и т.д.

 

Источниками для расчета  коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии. К сожалению публикуемая бухгалтерская и финансовая отчетность не позволяет точно оценить рентабельность предприятия, т.к. на основе ее нельзя определить структуру выпускаемой (реализуемой) продукции, ее себестоимость и цену реализации, структуру заемных средств и расходы, связанные с возвратом заемных средств по каждому кредиту и займу, состав и структуру основных фондов, величину их износа. Источник для расчета коэффициентов рентабельности служит бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах (форма № 2), приложение к балансу (форма №5). 

 

5.Чистая прибыль

Чистая прибыль — часть  балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств предприятия, формирования фондов и резервов, и реинвестиций в производство.

 

Объём чистой прибыли зависит  от объёма валовой прибыли и величины налогов; исходя из объёма чистой прибыли, исчисляются дивиденды акционерам предприятия.


Информация о работе Лекции по "Финансам предприятия"