Лекции по "Финансам предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:44, лекция

Краткое описание

Особенности финансов предприятий в зависимости от организационно-правовых форм
В финансах предприятий можно выделить следующие частные сферы:
финансы коммерческих предприятий и организаций;
финансы некоммерческих организаций.
Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы предприятия.docx

— 66.51 Кб (Скачать файл)

 

 Предприятия бюджетной  сферы  в рамках осуществления  своих уставных задач могут  осуществлять предпринимательскую  деятельность, доходы от которой  образуют совокупный доход предприятия  и подлежат использованию на  уставные цели.

 

 Таким образом, бюджетные  предприятия  функционируют на  базе сметного финансирования  либо на условиях самоокупаемости. 

 

 При сметном финансировании  основным источником формирования  финансовых ресурсов являются  бюджетные ассигнования, предусматриваемые  сметой доходов и расходов. Размер средств, необходимых для работы предприятия, рассчитывается  на основе установленных нормативов бюджетного финансирования среднегодовых расходов на 1 единицу  основного показателя оказываемых услуг ( койко-место, учащийся и т.п.).

 

 Смета расходов утверждается  вышестоящим органом управления, составляется в разбивке по  кварталам в разрезе следующих  статей:

 

-          заработная плата; 

 

-          начисления на заработную плату; 

 

-          канцелярские и хозяйственные  расходы ( в т.ч. коммунальные);

   расходы на питание; 

 

-          стипендиальный фонд;

 

-          капитальные вложения на приобретение  оборудования и инвентаря; 

 

-          приобретение мягкого инвентаря  и оборудования;

 

-          капитальный ремонт зданий и  сооружений;

 

-          прочие расходы. 

 

 На основе утвержденной  сметы на предприятии составляется  смета доходов и расходов. Нецелевое  использование средств в разрезе каждой сметной статьи не допускается.

 

 Бюджетные предприятия  ведут бухгалтерский учет  на  основе Инструкции по бухгалтерскому  учету в бюджетных учреждениях  с использованием специального  плана счетов.

 

10.Финансовое  состояние

 

 Финансовое состояние  характеризуется совокупностью  показателей, отражающих конечные  результаты деятельности, а также  условия формирования и использования  финансовых ресурсов предприятия.  Оно выражается ликвидностью, платежеспособностью  и финансовой устойчивостью предприятия. 

 

 Ликвидность – это  способность активов трансформироваться  в денежные средства.  Платежеспособность  – возможность немедленного погашения  кредиторской задолженности. 

 

 В долгосрочном аспекте  финансовое положение характеризуется  финансовой устойчивости, то есть  постоянной платежеспособности. Последняя  зависит от рациональной ).

 

 Оценка финансового  положения включает: выделение основных  блоков анализа (ликвидность,  деловая активность и др.); финансовые  коэффициенты; нормативы и т.д.  Анализ требует  последовательного  уточнения  благодаря расширяющемуся  кругу показателей, а также  сопоставления получаемых данных  с базисными для отрасли, страны, конкурентов и т.д.

  Оценка основывается  на следующих показателях: 

 

1.     величина  собственных оборотных средствременных расчетов с дебиторами. При этом сумма наиболее ликвидных активов и дебиторской задолженности относится к краткосрочным обязательствам;

 

2.     коэффициент  текущей ликвидности (покрытия) –  показывает платежные возможности  предприятия при условии не  только своевременных расчетов  с дебиторами, но и продажи  прочих элементов оборотных средств.  Рассчитывается как отношение  суммы оборотных средств к величине краткосрочных обязательств, норма составляет 2.

 

3.     Наряду с  перечисленными, используются показатели доли собственных оборотных средств в текущих активах и др. Все они отвечают интересам различных пользователей информации.

 

    Например, поставщиков  интересует коэффициент абсолютной  ликвидности, g:0pt'>3*A3 / l1*П1+l2*П2+l3*П3  ,  где l - весовые коэффициенты, учитывающие значимость видов активов и обязательств с точки зрения сроков поступления средств и погашения (назначаются экспертом). Этот показатель позволяет сравнивать балансы предприятия, относящиеся к разным отчетным периодам. Он выражает способность осуществлять расчеты по всем видам обязательств, хотя коэффициент концентрации собственного капитала –доля владельцев предприятия в сумме авансированных средств. От чего зависит кредитоспособность предприятия;

 

  1. коэффициент финансовой зависимости (обратный к предыдущему коэффициенту);
  2. коэффициент соотношения заемных и собственных средств;
  3. Анализ производится  и по абсолютным показателям: величина собственных оборотных средств (СОС), нормальные источники формирования запасов (ИФЗ), производственные запасы . Смысл их в том, чтобы определить, какие источники и в каком объеме  используются для покрытия товарных запасов (что позволяет судить о платежеспособности).

 

Отсюда определяются типы финансовой устойчивости и ликвидности  предприятия:

 

  1. абсолютная устойчивость: ПЗ<СОС, т.е. запасы полностью покрываются собственными источниками;

 

 

4.Выручка  от реализации продукции и ее планирование

Выручка от реализации главный

 

 Выручка от реализации  – главный вид доходов организации. 

 

 Объем выручки от  реализации продукции зависит  не только от количества и  качества произведенной и реализованной  продукции, но и от уровня  применяемых цен. 

 

 Цены: свободные и регулируемые, оптовые и розничные, Оптовые:  цены франко – станция отправления,  назначения.

 

                 Основные и дополнительные показатели, характеризующие выручку предприятия.  Взаимосвязь показателей  производства  и реализации продукции. 

 

                 Ценообразование в расчетах выручки  предприятия. 

 

                 Отраслевые особенности формирования  показателей выручки предприятий.  Объем строительно-монтажных работ,  оптовый и розничный товарооборот, грузооборот и пассажирооборот,  нормативная стоимость обработки.

 

                 Налоговый учет выручки от реализации продукции, работ, услуг.

Выручка - это денежные средства, поступающие на счет, это важнейший  источник собственных ресурсов. Она получается от основной (реализация товаров), инвестиционной  и финансовой деятельности. Выручка используется на восстановление авансированных оборотных средств, возмещение износа внеоборотных активов, накопление, потребление и выполнение обязательств. Она не есть доход в полном смысле слова (из нее еще надо возместить произведенные затраты, выплатить зарплату), но от  ее полного и своевременного поступления  зависят: а) состояние оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов; б) пропорции  распределения выручки на возмещение, оплату труда, прибыль (чем в меньшем объеме она поступает, и не регулярнее, тем хуже).

 

 На величину выручки  от реализации продукции влияют  объем производства, качество и  ассортимент продукции, ритмичность  выпуска, отгрузки, уровень цен,  сроки документооборота, дебиторская  задолженность и т.д.  Учет поступления  выручки может осуществляться  двумя способами: по факту отгрузки  или кассовому (поступление денег).

 

 В настоящее время  предприятия со значительными  оборотами обязаны использовать  метод учета по отгрузке, как  это практикуется в западной  практике. Компенсацией этого «неудобства»  является возможность создания  резерва по сомнительным долгам  в размере  10% от объема выручки

Существуют два метода планирования выручки: прямого счета  и расчетный. Первый используется при гарантийном (позаказном) сбыте. Здесь величина выручки определяется по формуле: В= Q * P  , где Q- величина выручки, P- цена единицы продукции, Q - объем продаж в натуральном выражении. В остальных случаях используется расчетный метод: В= Он + Т - Ок ,  где Он - ожидаемые нереализованные остатки готовой продукции на начало планового периода в ценах реализации отчетного года, Т- товарная продукция, предназначенная к выпуску в плановом периоде в ценах планового периода, Ок- остатки нереализованной продукции на конец периода в ценах планового периода. Ожидаемые остатки на начало планового периода при кассовом методе учета выручки состоят из: готовой продукции на складе, товаров отгруженных, документы по которым не переданы в банк или срок оплаты не наступил, товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателем, товаров на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта. Планирование товаров отгруженных, срок оплаты по которым не наступил- на основе сроков документооборота, графиков  платежей по хозяйственным договорам. Остатки на складе на начало планового периода -на основе ожидаемого в конце отчетного года выпуска и имеющихся заказов. Остатки на конец планового периода принимаются в расчет только по готовой продукции на складе и товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил- исходя из необходимости поддержания запасов и накопления необходимых объемов продукции для выполнения договоров, выходящих за пределы планового периода стоимость остатков на конец периода в действующих ценах рассчитывается  исходя из однодневного выпуска и нормы запаса в днях.

 

 При планировании выручки  по отгрузке в качестве нереализованной  считается только готовая продукция  на складе. На случай не поступления  платежей от потребителей создается  резерв по сомнительным долгам, а его не использованная сумма присоединяется к прибыли соответствующего года.

 Планирование выручки тесно связано с условиями поставки продукции и применяемыми формами расчетов, что делает планирование более обоснованным.

На выручку влияют: вид  цены, методы установления цен и  политика ценообразования.

 

 Цены могут быть  фиксированные, регулируемые, договорные (свободные). Фиксированные и регулированные (с установленными пределами отклонений от установленной государством  цены) касаются монополий и социально значимых товаров. На Западе используется политика «ценового потолка» и ценового «пола», у нас  в эти цены могут за счет своих бюджетов вносить коррективы Минфин и местные органы власти.

 

 Договорные цены подвержены  косвенному воздействию государства  через налоги. Этим регулируется  объем продаж, а следовательно и цены.

 

  Методы ценообразования   известны следующие: метод «издержки  плюс», метод целевой прибыли  (рентабельности), эмпирический метод(«ощущаемой ценности продукта»),  метод ценообразования «за лидером».

 

  Первая модель предполагает, что после определения издержек  в качестве минимальной цены  продавец делает накидку исходя  из потенциально предельного  спроса. Эта модель применяется,  когда продавец больше информирован  о своих издержках, чем о  спросе . Но эта простота , то есть приблизительный размер наценки , не позволяет извлечь всю возможную прибыль (максимизировать выручку) .

 

 Вторая модель (целевая  прибыль) . Здесь изучаются различные варианты цены, чтобы узнать, какая цена позволяет достичь объема продаж, покрывающего общие издержки и в дальнейшем позволяющего выйти на запланированную прибыль. Многое здесь зависит от эластичности спроса и поведения конкурентов.

 

 Наиболее тонкий метод  – установление цены  на основе  ощущаемой ценности товара. Здесь  затраты отходят на второй  план, хотя и определяется и  минимальная цена.  На размер  наценки могут оказывать влияние  условия сбыта: гарантии покупателям,  сервисное обслуживание, предоставление  торговой марки и др. Этим можно  добиться более высокой цены, чем у конкурентов.

Реальная выручка тесно  связана с темпом роста инфляции. Инфляция обесценивает выручку на величину индекса роста цен. Для борьбы с обесценением используют ускорение  дебиторской задолженности (и других фаз оборота капитала), твердую  валюту расчетов, международный стандарт бухгалтерского учета  сделок, перерасчета  активов и обязательств. В  частности, с 1981 г. на Западе используется  первый международный стандарт по учету  влияния инфляции (№ 15).  Используются  несколько вариантов учета инфляции: переоценка отчетности по колебаниям курса валют, переоценка активов  и пассивов баланса по общему индексу  цен,  переоценка  активов  по восстановительной  стоимости.  Разрешается использовать и смешанную методику.  То есть источники собственных средств  пересчитываются  на общий индекс цен, а активы -  на индивидуальный индекс цен (по их видам, которые использует предприятие).  Следует отметить, что разность между  пересчитанными оценками активов  и пассивов рассматривается  как доход (убыток) от инфляции и  относится на статью «нераспределенная  прибыль». Различие же между методиками, главным образом в том, что  капитал одни авторы трактуют как  пассивы (денежные обязательства), а  другие  - как активы (имущество).

Информация о работе Лекции по "Финансам предприятия"