Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:52, реферат
Рынок ценных бумаг в современной России - очень перспективная площадка для успешного долгосрочного и краткосрочного инвестирования. На протяжении нескольких лет он служит источником стабильных доходов для множества отечественных и зарубежных игроков. Ценные бумаги российских компаний набирают силу и дают своим владельцам неограниченные возможности для операций с целью получения весомой прибыли.
Стр.
Введение 3
1. Ликвидность как неотъемлемая составляющая эффективной работы фондового рынка 5
2 Маркет-мейкеры и специалисты как профессиональные участники рынка ценных бумаг 10
3 Роль и функции маркет-мейкеров и специалистов в биржевых торгах 15
Заключение 21
Список используемой литературы 23
Принимать участие в торгах на бирже простые частные инвесторы могут только через брокера. Брокер — профессиональный участник рынка ценных бумаг, который совершает операции исключительно для клиентов и за счет клиентов. Основная обязанность брокера — обслуживать своих клиентов на рынке ценных бумаг, выводить их сделки на рынок посредством своих технических средств, консультировать клиента по вопросам покупки-продажи ценных бумаг, всячески помогать ему при работе на фондовом рынке.
Брокер выполняет поручения клиентов. Только через него клиент может выйти на биржу. Поручения могут быть разного рода и оговариваются в договоре. Самый простой вид поручения состоит в том, что клиент четко формулирует параметры заявки, которую и выполняет брокер. Выделяют договор комиссии и поручения. По договору комиссии брокер обязуется по поручению клиента за комиссионное вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени и за счет клиента. Стороной по сделке выступает брокер, и он несет ответственность за ее исполнение. По договору поручения брокер обязуется совершить от имени клиента и за счет клиента определенные юридические действия. Стороной по сделкам выступает клиент, и он несет ответственность за исполнение сделки. В большинстве случаев между клиентом и брокером заключается договор комиссии. С юридической точки зрения он является более простой формой договора.
Особое значение на рынке ценных бумаг имеют дилеры, маркет-мейкеры и специалисты, так как именно они оказывают наибольшее влияние на изменение ликвидности ценных бумаг. Дилерская деятельность — это совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам [5;379].
Простую куплю-продажу ценных бумаг за свой счет, то есть в собственных интересах, а не только в интересах клиентов, могут осуществлять и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, которым такое право предоставлено, например брокеры. Но чтобы выставлять публичные котировки на покупку и продажу какого-то круга ценных бумаг, необходимо получить статус дилера на рынке ценных бумаг.
Следовательно, необходимо различать, во-первых, дилерскую деятельность как профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; во-вторых, дилерскую деятельность как торговую деятельность, осуществляемую за счет своих средств.
Дилерами на рынке обычно выступают крупные компании, располагающие солидным собственным капиталом, без которого просто невозможно поддержание рынка ценной бумаги в «рабочем» состоянии. У дилера в обычном случае должно всегда иметься необходимое количество бумаг (собственный «портфель»), чтобы удовлетворять все изменения (скачки) спроса на данную ценную бумагу и одновременно выкупать с рынка «избыточное» количество этой бумаги, когда конъюнктурный спрос на нее падает.
Дилеры работают на рынке с любыми его участниками, но все, же чаще они контактируют с брокерами, а не непосредственно с самими клиентами (инвесторами). Прямой контакт у клиентов с дилерами имеется обычно в случае осуществления крупных (больших по объему) сделок с курируемой дилером ценной бумагой.
В отличие от дохода брокера доход дилера складывается из разницы между продаваемыми им бумагами и ценой их покупки у других участников рынка.
В России дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. Как правило, это банки и инвестиционные компании. Дилер ведет торговлю от своего имени и за свой счет. Сделки от имени и по поручению дилера совершает его доверенное лицо – трейдер [6;93]. Дилер - это фирма, а трейдер - живой человек. Трейдером называют также любое частное лицо, торгующее на бирже через брокера. Таким образом, трейдер - это живой человек, непосредственно осуществляющий сделки на бирже или принимающий решения о проведении биржевых сделок через брокера.
Если трейдер представляет интересы дилера, то его называют корпоративным трейдером. Например, в банках обычно имеется подразделение, сотрудники которого - трейдеры - от имени банка торгуют ценными бумагами. Одна из целей корпоративных трейдеров - поддержание ликвидности рынка, они проводят большое число операций, в результате этого на рынке всегда есть покупатели и продавцы. На Западе институт корпоративных трейдеров получил широкую практику, в России он только зарождается.
Если физическое лицо на свои средства торгует ценными бумагами через брокера, то его называют частным трейдером. У частного трейдера нет менеджера, его действиями никто не управляет, все решения он принимает на свой риск. Отсутствие менеджера - одна из причин, по которой большинство частных трейдеров торгуют хуже корпоративных.
Крупного дилера, сделки которого оказывают заметное влияние на рынок, называют оператором рынка. Например, «Сбербанк» является оператором фондового рынка России. Но сделки заключают не только дилеры. Брокеры тоже заключают сделки, но по поручению клиентов. Если объем сделок, проводимых брокером, велик, то его тоже можно назвать оператором. С целью поддержания ликвидности рынка крупные дилеры берут на себя обязательство всегда выставлять двойные котировки. Такого дилера принято называть «маркет-мейкером» (от market-maker - «делатель рынка»). Маркет-мейкер - выступает оптовым продавцом ценных бумаг.
По терминологии, принятой на фондовых рынках развитых стран, профессиональная дилерская деятельность на российском рынке еще может называться маркетмейкерством.
Маркет-мейкер - это дилер, который «отвечает» за рынок определенной ценной бумаги, поддерживает его ликвидность, определяет текущие цены на конкретную ценную бумагу в зависимости от складывающегося спроса и предложения на нее. Маркет-мейкер по соглашению с биржей обязан поддерживать разницу цен покупки-продажи в определенных пределах. За это маркет-мейкер получает от биржи возможность по льготным условиям совершать операции с ценными бумагами, которые он поддерживает (уменьшенные комиссии либо полное их отсутствие). Ликвидность ценных бумаг, обращающихся на бирже, — это существенная «приманка» для частных инвесторов, обеспечивающая им возможность продать или купить необходимое количество ценных бумаг за минимальное время по наиболее выгодной и справедливой цене, существующей на рынке в момент совершения операции.
Маркетмейкерство составляет основное содержание дилерской деятельности и в свою очередь включает целый ряд действий на рынке. В частности:
1) объявление цен покупки и продажи ценной бумаги в соответствующей торговой системе;
2) обязательства по покупке и продаже ценной бумаги по цене, объявленной на момент поступления приказа;
3) установление минимального и максимального количества ценных бумаг, которые могут быть куплены (проданы) по объявленным ценам;
4) установление в необходимых случаях сроков, в течение которых действуют объявленные цены. Так как маркет-мейкер непосредственно находится на рынке, точнее, представляет сам рынок, то он обладает совершенно неоспоримыми преимуществами перед любыми другими участниками рынка, перед всеми его клиентами.
На некоторых биржах функции маркет-мейкеров выполняет специалист.
Специалист - это участник торгов, который наблюдает за ходом торговли по конкретной бумаге, за которую отвечает. За каждой ценной бумагой закреплен только один специалист. Но сам специалист может работать с несколькими бумагами и отвечать за них. Основная обязанность специалиста - обеспечение ликвидности данной бумаги. Различия между маркет-мейкером и специалистом состоят в том, что специалисты берут на себя более жесткие обязательства по сравнению с маркет-мейкерами.
Инфраструктура
фондового рынка обеспечивает его эффективное
функционирование. Непосредственные участники
рынка ценных бумаг брокеры, дилеры,
маркет-мейкеры и специалисты компании
являются движущими силами рынка и определяют
его движение и развитие. Особое место
в инфраструктуре фондового рынка занимают
маркет-мейкеры и специалисты, обеспечивающие
ликвидность ценных бумаг, которая является
основой эффективного функционирования
данного рынка.
3 Роль и функции маркет-мейкеров и специалистов в биржевых торгах
Как уже было сказано в предыдущих пунктах, маркет-мейкером называют профессионального участника рынка, в обязанность которого входит непрерывно поддерживать двусторонние котировки по ряду ценных бумаг, обращающихся на вторичном рынке. Он выставляет оферты на продажу (ask) и покупку (bid) бумаг эмитентов, за которые отвечает. Разница между ценами ask и bid, называемая bid-ask спрэд, составляет премию, которую маркет-мейкер хочет получить за то, что вынужден постоянно рисковать, выступая нередко единственным продавцом или покупателем в отсутствие встречного предложения или спроса со стороны других участников рынка. Эта премия является также платой за риск открытых позиций по бумагам, которые помимо наличности, маркет-мейкер должен иметь в своем распоряжении, чтобы исполнять роль своего рода «обменного пункта» для всех желающих купить или продать бумаги по текущим ценам.
Маркет-мейкер - это официальный статус, который получает участник торгов за обязательство непрерывно поддерживать двусторонние котировки и выполнять сделки по выставленным предложениям на покупку и продажу.
При этом все прочие участники лишаются возможности торговать между собой и могут заключать сделки только с маркет-мейкером и только по выставленным им ценам и объемам. Это очень жесткое ограничение, которое до сих пор действует на дилерском рынке. К примеру, простой участник торгов не может на дилерском рынке выставить свою заявку внутри бид-аск спрэда. Это та плата, которую платят прочие участники (как правило, частные инвесторы) за возможность быстро открыть или закрыть позицию по бумагам. В обмен на обязательство быстро купить или продать клиенту указанное в оферте маркет-мейкера количество ценных бумаг по определенной цене маркет-мейкер требует, чтобы прочие участники рынка осуществляли сделки на дилерском рынке только с маркет-мейкерами. В этом существенное отличие дилерского рынка (NASDAQ) как от рынка специалистов (NYSE), так и от систем автоматического сведения котировок (ММВБ). Процесс маркетмейкерства на российских площадках существенно отличается от того же самого процесса, например, на американских площадках.
Значение маркет-мейкеров на рынке ценных бумаг трудно переоценить. Своими операциями они сглаживают колебания цены, ликвидируя регулярно возникающий дисбаланс между спросом и предложением. Наиболее развит институт маркет-мейкеров в США. В России маркет-мейкеры работают в Российской торговой системе (РТС), представлены они также и на ММВБ.
Не на всех рынках работают маркет-мейкеры. Роль маркет-мейкера состоит в готовности назвать двустороннюю котировку рыночным посредникам с тем, чтобы обеспечить ликвидность продуктов, обращающихся на рынке. Как было сказано выше, маркет-мейкеры, обеспечивающие ликвидность рынка, получают определенные привилегии в качестве вознаграждения за тот риск, который они берут на себя, заключая сделки независимо от того, хотят они этого или нет. По крайней мере, теоретически потенциальная прибыль для маркет-мейкера как для оптовика заключается в разнице между двумя ценами.
На самом деле торговля не так уж проста, как может показаться, так как в одно и то же время может существовать очень много покупателей и лишь несколько продавцов, и наоборот. В связи с этим необходимо, чтобы маркет-мейкер мог открыть короткую позицию (то есть - продать те ценные бумаги, которых у него нет) и иметь возможность взять ценные бумаги в кредит для того, чтобы осуществить поставку этих ценных бумаг. Более того, маркет-мейкерам обычно предоставляется приоритетное право заключать сделки по своим котировкам до того, как это сделают другие пользователи рынка.
При стремительном движении рынка маркет-мейкер не успевает заработать на разнице цен покупки и продажи. В этом случае он несет потери, к которым готов и на которые согласился добровольно. При обвале цен на рынке все хотят только продавать. Но кому? Кто согласится покупать акции, если их цена падает? Соглашается маркет-мейкер: если он не будет покупать, то на рынке начнется паника, и цены упадут еще больше. Маркет-мейкер поддерживает стабильность рынка, он в этом, как основной участник рынка, сильно заинтересован. Когда рынок успокоится, маркет-мейкер снова станет зарабатывать на разнице цен покупки и продажи.
Специалисты - отдельная категория участников торгов, принимающая на себя дополнительные обязательства с целью повышения ликвидности ценных бумаг, включенных в утверждаемый дирекцией биржи перечень ценных бумаг при условии предоставления бирже рекомендации от эмитента ценных бумаг или управляющей компании.
Специалистами не могут быть участники торгов, являющиеся одновременно эмитентом данной ценной бумаги, а также участники торгов, совмещающие свою деятельность с деятельностью управляющей компании в отношении выпущенных ценных бумаг.