Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:52, реферат
Рынок ценных бумаг в современной России - очень перспективная площадка для успешного долгосрочного и краткосрочного инвестирования. На протяжении нескольких лет он служит источником стабильных доходов для множества отечественных и зарубежных игроков. Ценные бумаги российских компаний набирают силу и дают своим владельцам неограниченные возможности для операций с целью получения весомой прибыли.
Стр.
Введение 3
1. Ликвидность как неотъемлемая составляющая эффективной работы фондового рынка 5
2 Маркет-мейкеры и специалисты как профессиональные участники рынка ценных бумаг 10
3 Роль и функции маркет-мейкеров и специалистов в биржевых торгах 15
Заключение 21
Список используемой литературы 23
Основными задачами специалиста, также как и маркет-мейкера, являются повышение «торгуемости» низколиквидных ценных бумаг и компенсация ценовых колебаний, но кроме этого специалист способствует «раскрутке» рынка инвестиционных паев. Наличие на бирже специалистов создаёт дополнительные преимущества для проведения IPO и повышает интерес со стороны инвесторов к отдельным ценным бумагам.
Механизм работы специалиста на первый взгляд похож на маркетмейкерство - он берет на себя обязательство поддерживать бидаск спрэд на уровне не более определенного. Если нет желающих продать бумагу, то специалист обязан выставить и держать предложение на продажу бумаг. Если нет желающих купить бумагу, то специалист обязан выставить и держать предложение на покупку бумаг. К специалисту стекаются все ордера на покупку и продажу бумаг. Из этого специалист определяет баланс спроса и предложения и либо выводит на рынок предложения брокеров/дилеров, либо выставляет свои заявки на покупку и продажу бумаг. Если разница между лучшей ценой продавца и лучшей ценой покупателя мала, то специалист выводит на рынок клиентские заявки. Если спрэд более допустимой величины, то специалист обязан выставить свою, лучшую заявку на покупку или на продажу ценных бумаг. Естественно, специалист принимает решение о выставлении своей заявки исходя из баланса спроса и предложения. Если маркет-мейкер добавляет свою заявку к уже существующей заявке специалиста, то специалист обязан пропустить такую заявку вперед своей и отдать возможную сделку другому участнику торгов.
Таким образом, на специалиста возложены довольно жесткие функции по поддержанию рынка и ликвидности конкретной бумаги. Специалист — единственный, кто видит весь рынок и понимает, в какую сторону он будет двигаться. Это позволяет ему извлекать выгоду из таких движений в свою пользу. Кроме того, в отличие от всех прочих участников рынка он может торговать на бирже с минимальнейшими комиссиями или вообще без них. Самое важное, что, поддерживая цену и ликвидность бумаги, он является основным покупателем и продавцом. Купив по одной цене, он тут же выставляет заявку на продажу по более высокой цене. Это основной источник дохода специалиста.
Базовым отличием между специалистом и маркет-мейкером является то, что за каждой бумагой может быть закреплен только один специалист, но сам специалист может работать с несколькими ценными бумагами, а в случае использования института маркет-мейкеров одну и ту же ценную бумагу могут поддерживать несколько маркет-мейкеров.
Кроме того, можно выделить следующие отличия в функциях специалистов и маркет-мейкеров. Статус маркет-мейкера или статус специалиста может быть предоставлен участнику торгов только по ценным бумагам, перечень которых определяется решением дирекции биржи, включая ценные бумаги, планируемые к допуску к торгам в котировальных списках, предусматривающих обязательное наличие маркет-мейкеров. Но для маркет-мейкеров этот список включает в себя любые допущенные к обращению акции и облигации, обладающие ликвидностью, тогда как для специалиста перечень ценных бумаг ограничен акциями в процессе IPO (до формирования ликвидности) и «нераскрученными» акциями «второго эшелона», а также ПИФами.
Различаются также и условия получения соответствующего статуса. Статус специалиста присваивается на основании соглашения о поддержании односторонних котировок (на покупку или на продажу), а статус маркет-мейкера подразумевает под собой поддержание двухсторонних котировок.
Обязательства специалиста заключаются в постоянной, за исключением котировального перерыва, подаче заявок любого вида в систему торгов в ходе торговой сессии, рассчитанные как отклонение цены в указанных заявках от текущей средневзвешенной цены ценной бумаги, и поддерживать совокупный объем поданных заявок. Маркет-мейкер же может подавать только заявки маркет-мейкера от своего имени и за свой счет с ценовыми условиями, при которых величина фактического спрэда, меньше или равна величине предельного спрэда, и поддерживать совокупный объем поданных заявок.
Кроме специалиста никто не имеет права подавать в систему торгов заявки с сохранением в котировках, кроме того, при подаче заявок помимо своих средств, специалист вправе использовать средства клиентов. Маркет-мейкер имеет на рынке иные преимущества, такие как льготы по комиссионному вознаграждению, но при подаче заявок вправе использовать только свои средства.
Деятельность
специалиста и маркет-мейкера, направлена
на повышение ликвидности ценных бумаг.
Их действия на рынке на первый взгляд
похожи, но при детальном рассмотрении
выявляется ряд отличий, начиная от условий
предоставления конкретно статуса, до
перечня поддерживаемых ценных бумаг
и выставляемых заявок. Подводя итог, можно
сказать, что условия работы специалиста
по сравнению с маркет-мейкером более
жёсткие, но преференции, предоставляемые
ему на рынке, компенсируют данные ограничения.
Заключение
Фондовый рынок решает очень важную для экономики задачу - перераспределение финансовых ресурсов между субъектами, обеспечивая их концентрацию в наиболее прибыльных и перспективных отраслях. Для того чтобы фондовый рынок мог решать возложенную на него задачу он должен быть ликвидным.
Ликвидность основная характеристика фондового рынка, отражающая активность операций по торговле ценными бумагами. Рынок является ликвидным, если отсутствуют проблемы по реализации ценных бумаг.
Ликвидность определяет инвестиционную привлекательность ценной бумаги. Выходя на рынок ценных бумаг, инвесторы хотят выгодно вложить свои средства, особое значение для них имеет возможность в случае необходимости быстро вернуть свои средства. Поэтому инвесторов интересуют именно ликвидные акции, которые имеют достаточно широкий рынок.
Особую роль в данном контексте приобретают маркет-мейкеры, профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые, выставляя двойные котировки, поддерживают ликвидность ценных бумаг. Проведенный анализ показал, что хотя институт маркет-мейкеров существует в России практически с самого зарождения фондового рынка, но по сравнению с западным фондовым рынком институт маркет-мейкеров в России находится только ещё в начале пути.
В подержании ликвидности заинтересованы, как и сами эмитенты, так и биржи на которых торгуются ценные бумаги, и первыми и вторыми движет желание получения прибыли, и в решении этой задачи, они коррелируют свои усилия.
Деятельность маркет-мейкеров связана с рядом проблем и рисков. Поскольку маркет-мейкер постоянно поддерживает двусторонние котировки, он часто вынужден формировать свою позицию по котируемому им инструменту «против рынка». Поддерживая двусторонние котировки, маркет-мейкер ждет всего лишь заявок от других участников рынка. В его задачи не входит искусственное «раздувание» объемов, искажающее реальную картину. Но, к сожалению, маркет-мейкеры периодически оказываются втянуты в сомнительные истории связанные манипулированием.
Для эффективного развития института маркет-мейкеров в России необходимо устранение этих проблем, через создание соответствующей нормативно-правовой базы и инфраструктуры фондового рынка, что является одной из основных задач доклада о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг в России на 2008-2011 годы.
Если
хотя бы часть из поставленных задач будет
реализована, для института маркет-мейкеров
откроются широкие перспективы, а ликвидность
российского фондового рынка приблизится
к западным стандартам.
Список используемой литературы
1. Владиславлев Д.Н. Конкуренция и монополия на финансовом рынке. -М.:Экзамен, 2009
2. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок.:М., Перспектива 2005
3. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции - М.: Финансы и статистика, 2010
4. Зверьков В.Г. Как заработать на рынке акций 30%, 50%, 100% годовых - это реально!: Российский опыт. - СПб: Невский проспект; Вектор, 2007.
5. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг. - М.:ИНФРА-М. - 2008
6. Воловиков А.М., Семенков А.В. Три эпохи биржи в России. - М.: Финансы и статистика, 2005