Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:10, реферат

Краткое описание

Международный валютный фонд (МВФ) – специализированное агентство ООН, учрежден на мировой валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир) в июле 1944г., на которой ее участники приняли статьи соглашения МВФ, исполняющие роль его устава. Практическую деятельность фонд начал в мае 1946 г.; в него вошли 39 стран. СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но в связи с началом холодной войны статьи соглашения МВФ ратифицированы не были. По той же причине в 50-60-х г. из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба.

Вложенные файлы: 1 файл

Международный валютный фонд.docx

— 46.39 Кб (Скачать файл)

 

Социально ориентированная  модель отличается большей степенью государственного регулирования экономики: здесь довольно значительный госсектор; рыночные "правила игры" отличаются высокой степенью регламентации; государством регулируются не только макроэкономические процессы, но и отдельные сферы  деятельности хозяйствующих субъектов; государственный патернализм охватывает практически всех членов общества, гарантируя определенный уровень удовлетворения потребностей населения в жилье, услугах здравоохранения, образования  и культуры, обеспечение занятости  населения. Опыт Германии, Швеции, Австрии  показывает жизненность этой экономической  модели, механизм которой обеспечивает сочетание экономической эффективности  и социальной ориентации хозяйства. С этой моделью много общего имеет  японская модель, которая также базируется на политике активного вмешательства  государства в экономику, но ориентирована  не на интересы отдельного человека, а  на приоритеты коллектива (благополучие компании) и семьи.

 

Разумеется, та или иная модель, принятая государством на вооружение, имеет свои исторические корни, учитывает  традиции хозяйства и управления, новые явления (скажем, возрастающая роль международных компаний, предприятия  которых действуют по законам  государств с различной налоговой  политикой).

 

Реформирование экономики  России с самого начала было ориентировано  на переход к либеральной модели рынка. Первые практические действия в  этом направлении выразились в либерализации  хозяйственной деятельности и цен (начиная с 1992 г. цены на 90% товаров  и услуг были полностью освобождены  от государственного вмешательства), снятии ограничений в оплате труда, ускоренном проведении приватизации государственных  предприятий1. Имелось в виду, что  именно саморегулируемый механизм нарождающейся  рыночной системы расставит всех и вся по своим "нишам" и создаст  новую структуру хозяйства, новую  систему разделения труда в российской экономике.

 

Первые годы рыночных преобразований в России характеризуются значительным спадом производства, сокращением инвестиций, разладом финансовой системы, снижением  уровня жизни подавляющей части  населения: в декабре 1992 г. по сравнению  с декабрем 1991 средняя заработная плата возросла в 1,3 раза, сводный  индекс потребительских цен - в 26 раз. Ин ляционные процессы, обусловленные  ростом цен и н платежей, негативно  сказались на устойчивости дене" ного обращения и финансово-кредитной  системы. Вно симые коррективы в  монетаристскую стратегию осу ществления реформ ощутимых перемен не принесл  стабилизация в экономике и финансах пока не наступила. Объем валового внутреннего  продукта в 1993 г. снизился по сравнению  с 1991 г. на 29%', производство промышленной продукции - на 31,3, капитальные вложения в народное хозяйство - на 49%, т. е. почти  вдвое. В декабре 1993 г., по данным Госкомстата  РФ, 22% населения страны имели доход  ниже прожиточного Минимума. Дефицит  бюджета, составивший в 1992 г. более 10% расходов государства, возрос в 1993 г. до 28%.

 

Учитывая сложившуюся  ситуацию, в послании Президента РФ Федеральному Собранию "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней  политики)" отмечены те резервы реформирования экономики, которые надлежит в полной мере использовать в 1994 г. В числе  этих резервов:

— создание системы регулирования  рыночной экономики;

— демонополизация производства и формирование

— конкурентной среды;

— эффективное преобразование налоговой системы (имея в виду, что  она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать  инвестиции).

 

Рыночные преобразования в экономике должны быть менее  затратными, т. е. менее обременительными для общества.

 

 

Налог

[править]

Материал из Википедии  — свободной энциклопедии

 

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной  власти различных уровней с организаций  и физических лиц в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит  не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении  их плательщиков определенных действий.

 

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством (см. налоговое  право). Совокупность установленных  налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

 

Под налогом понимается принудительное изымание гос-вом или местными властями средства с физических и юридических  лиц, необходимые для осуществления  гос-вом своих функций.Содержание [убрать]

1 Доктринальные определения  налога

2 Основные функции налогов 

2.1 Фискальная функция

3 Налоговая нагрузка / Налоговое  бремя

4 См. также

5 Примечания

6 Ссылки

 

[править]

Доктринальные определения  налога

 

Бу Свенссон: «Налог —  это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих  целей, например, обороны и оказывать  воздействие на распределение доходов  и имущества между гражданами».

 

Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования  граждан или подданных, которые  государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают  легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

 

Николай Тургенев, русский  экономист (1818) : «Налоги — это  суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую  люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении  государств. На сем основывается и  право правительства требовать  податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству  власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать  налогов».

 

А. А. Исаев (1887) : «Налоги —  обязательные денежные платежи частных  хозяйств, служащие для покрытия общих  расходов государства и единиц самоуправления».

 

А. А. Соколов (1928) : «Под налогом  нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью  с отдельных хозяйствующих лиц  или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без  предоставления плательщикам его специального эквивалента».

 

Мюррей Ротбард (1982) : «Все другие личности и группы в обществе (за исключением отдельно взятых преступников, таких, как воры и грабители банков) приобретают свой доход на основе добровольных контрактов: или продавая товары и услуги потребителям, или  посредством акта дарения (т.е. членство в клубе или ассоциации, завещание наследства, получение наследства). Только государство добывает свой доход посредством насилия, угрожая ужасными взысканиями, если доход не появляется. Такое насилие известно как налогообложение, хотя в менее развитые времена его называли данью. Налогообложение – это попросту чистое воровство, и воровство это - поразительных масштабов, с которыми ни один преступник и не сравнится. Это принудительное изъятие собственности жителей или поданных государства».[1]

[править]

Основные функции налогов

 

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

[править]

Фискальная функция

 

Исторически наиболее древняя  и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов  государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые  обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают  препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря это сбор налогов  в пользу государства.

 

1. Фискальная функция —  основная функция налогообложения

 

Благодаря данной функции  реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация  финансовых ресурсов государства. Все  остальные функции налогообложения  — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными  целями налоги могут преследовать и  другие, например экономические или  социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

 

2. Распределительная (социальная) функция налогообложения

 

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в  перераспределении общественных доходов.(происходит передача средств в пользу более  слабых и незащищенных категорий  граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории  населения)

 

 

3. Регулирующая функция  налогообложения

 

По мнению выдающегося  английского экономиста Джона Кейнса — налоги существуют в обществе исключительно для регулирования  экономических отношений.

 

Регулирующая функция  направлена на достижение посредством  налоговых механизмов тех или  иных задач налоговой политики государства.

 

4. Стимулирующая функция  налогообложения

 

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или  иных экономических процессов. Она  реализуется через систему льгот  и освобождений. Нынешняя система  налогообложения предоставляет  широкий набор налоговых льгот  малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные  вложения в производство и благотворительную  деятельность, и т.д.

 

5. Дестимулирующая функция  налогооблажения

 

Направлена на установление через налоговое бремя препятствий  для развития каких-либо экономических  процессов.

 

Можно назвать также воспроизводственную  подфункцию, которая предназначена  для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.

[править]

Налоговая нагрузка / Налоговое  бремя

 

Под фактической налоговой  нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в  ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно  варьируется по странам. Для слаборазвитых  стран (в которых нет мощной системы  социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая  нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая  нагрузка относительно невысока. В  России налоговая нагрузка составляет около 55 %[источник не указан 362 дня], что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии, см. [1]).

 

Различают фактическую и  номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в  ВВП, которую налогоплательщики  должны выплатить в случае полного  выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и  фактической нагрузкой характеризует  степень уклонения от налогов. Чем  выше номинальная нагрузка — тем  выше уклонение. При превышении номинальной  нагрузки определённого уровня уклонение  становится массовым и фактическая  нагрузка снижается. Точка, в которой  фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки  Лаффера, так как более высокие  значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство.

 

В развитых странах номинальная  и фактическая нагрузка находятся  близко друг к другу.[источник не указан 362 дня] Во многих слаборазвитых странах  номинальная нагрузка очень высока, в результате чего предпринимателей всегда можно уличить в нарушении  налогового законодательства.[источник не указан 362 дня] Это приводит к зависимости  предпринимателей от чиновников и развитию коррупции.[источник не указан 362 дня] Согласно официальным данным Минфина РФ, номинальная  налоговая нагрузка в России составляет 41 %.[источник не указан 362 дня] Однако большинство  экономистов приводят другие данные.[источник не указан 362 дня] Так, согласно исследованиям  аналитического центра того же Минфина  — Экономической экспертной группы, номинальная налоговая нагрузка в России составляет 55-60 % ВВП.[источник не указан 362 дня]

 

Внебюджетные фонды Российской Федерации

 

Внебюджетные фонды являются одним из важнейших звеньев бюджетной  системы любой страны с рыночной экономикой. Начало их формирования совпало  с периодом перехода РФ к новым  экономическим отношениям и юридически оформлено принятием Закона РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91. В настоящее время основные положения формирования и деятельности внебюджетных фондов содержатся в Бюджетном  кодексе РФ.

По разным оценкам, количество формируемых в РФ внебюджетных фондов достигает нескольких десятков. В  связи с этим актуальным представляется вопрос об их классификации. Существует несколько критериев классификации  внебюджетных фондов, в частности:

1) в зависимости от субъектов,  которые определяют порядок формирования  и использования фондов, все они  делятся на государственные (федеральные)  и фонды субъектов РФ;

2) по социально-экономическому  содержанию (в зависимости от  целевого назначения) выделяют фонды  экономические и социальные;

3) по способу образования  фонды подразделяются на фонды,  выделенные в составе бюджетов, и фонды, имеющие автономное  управление;

4) по характеру использования  в материальных отраслях народного  хозяйства существуют фонды технологического  развития и фонды поддержки  отраслей;

5) по источникам и механизму  формирования ресурсов различаются  внебюджетные фонды, формирующиеся  за счет отчислений от фонда  оплаты труда и имеющие налоговый  характер, за счет отчислений  от себестоимости произведенной  продукции или ее стоимости  по утвержденному нормативу, за  счет прочих источников.

Наиболее важное значение принадлежит государственным внебюджетным фондам. Как следует из Бюджетного кодекса РФ, государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ и предназначенный  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы  и доходы государственного внебюджетного  фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином им предусмотренном порядке.

Информация о работе Международный валютный фонд