Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа
Реформирование экономики России, нацеленное на рыночные отношения, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому так важно правильное построение и четко функционирование налоговой системы России, в связи с чем обусловлена актуальность тематики курсовой работы.
Принципиальным отличием налоговой системы Германии от французской является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% – второе место после подоходного налога и, как отмечалось выше, служит регулирующим источником. Его общая ставка – 14%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%. Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компании. Ставка налога на нераспределенную прибыль – 50%, а на прибыль, распределенную по дивидендам – 36%. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога. Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка – 19%, максимальная – 53%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между предпринимателем и работником. Местные налоги носят не столько фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловая активность в регионах.
Со времени Л. Эрхарда в Германии
укоренились следующие
- налоги должны быть по
- затраты на взимание налогов
должны быть минимально
- налоги не должны
- налоги должны быть нацелены
на более справедливое
- система должна строиться из
уважения к частной жизни
- налоговая система должна
- величина налогов должна
2. Возможность использования
опыта зарубежных стран в
Налоговая система не должна создавать
дополнительных препятствий налогоплательщикам
(как юридическим, так и физическим
лицам), привлекающим заемный капитал.
Для решения данной задачи необходимы
два основных условия: во-первых, обеспечить
вычет сумм процентов, уплаченных за
пользование заемными ресурсами, при
определении налоговой базы; во-вторых,
исключить из налогового законодательства
положения, связанные с налоговыми
рисками в случае привлечения
налогоплательщиком заемных ресурсов.
Используемый налоговый режим может
увеличивать стоимость их привлечения
(в случае частичного включения в
расходы, учитываемые при
В зарубежных странах широко используется
налоговое стимулирование привлечения
заемных ресурсов на цели развития
бизнеса как организациями, так
и физическими лицами. Организации
всю сумму процентов включают
в состав расходов, поскольку в
противном случае повысится экономическая
ставка налога на прибыль, а сокращение
чистой прибыли ограничит возможности
фирмы по привлечению заемного капитала.
Во многих странах физическим лицам
предоставляется возможность
В России подобные налоговые льготы отсутствуют. Кроме того, существуют определенные ограничения по отнесению на расходы процентов за пользование заемными ресурсами. Согласно действующему порядку налогообложения, при отсутствии сопоставимых долговых обязательств в состав расходов разрешено включать проценты по рублевым кредитам в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза (то есть 14,3%), а по валютным кредитам – 15%. Однако на практике банки достаточно легко обходят данные условия.
Эффективно было бы отказаться от
установления законодательных ограничений
на включение в состав расходов процентов
за пользование заемными ресурсами
при одновременном усилении контроля
за взаимозависимостью кредитора и
заемщика. Кроме того, необходимо налоговыми
мерами стимулировать привлечение
организациями инвестиционных кредитов.
В настоящее время в подобном
случае организация вынуждена
В результате налогом на имущество
облагается также и часть процентов
по кредитам инвестиционного характера.
Кроме того, основные средства в
налоговом и бухгалтерском
Значительное влияние
В России налоговые льготы для физических
лиц также рассматриваются как
элемент создания благоприятной
налоговой среды для развития
ипотечного жилищного кредитования
и кредитования жилищного строительства.
В Концепции развития системы
ипотечного жилищного кредитования
в РФ отмечается: Наличие налоговых
льгот, связанных с ипотечным
жилищным кредитованием, является действенным
экономическим фактором, стимулирующим
со стороны государства развитие
первичного ипотечного рынка. Они позволяют
существенно увеличить
Влияние налогообложения на прочие виды кредитов менее значимо. В России отсутствуют налоговые рычаги стимулирования потребительского кредитования, хотя и в зарубежных странах данная льгота не получила столь широкого распространения, как налоговый вычет по ипотечному кредитованию. Проценты по потребительским кредитам полностью освобождаются от налога в Голландии, Дании, Ирландии и Финляндии; в определенных пределах – в Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Швеции и Швейцарии. В то же время льготы по потребительскому кредитованию отсутствуют в Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии и ряде других стран.
Вместе с тем в отношении
потребительского кредитования не действуют
и некоторые регулирующие меры. Так,
из-под налогообложения
Предварительно принятое федеральным правительством решение о замораживании ставки налога на добавленную стоимость на уровне 18%, думается, принципиально неверно. Оно, в частности, обессмысливает прошлогоднее правительственное решение о снижении этой ставки с 20% до названного уровня в качестве первого шага, за которым должен был последовать второй-дальнейшее ее двух-трехпроцентное уменьшение, нацеливаемое на стимулирование развития экономики. Понятно, что ослабление зависимости народного хозяйства от мировых цен на энергоносители настоятельно требует ослабления налоговой нагрузки прежде всего в перерабатывающих отраслях, где на порядок выше, нежели в отраслях добывающих, доля добавленной стоимости, соответственно – удельный вес НДС в общей налоговой нагрузке. Снижение рассматриваемой ставки до 15 – 16%, как представляется, создавало бы благоприятные предпосылки для развития именно отраслей переработки. Однако при этом стоило бы сохранить льготную – десятипроцентную – ставку НДС, действующую ныне, в частности, для ряда продовольственных товаров и изделий детского ассортимента; в противном случае неизбежен взлет цен на потребительском рынке. [18, с. 7–9]
Например в Италии налог на добавленную стоимость взимается по дифференцированным ставкам. В настоящее время их пять: льготная – 2%, основная – 9%, две повышенные – 18% и 38%, а также нулевая, которая применяется к экспорту товаров и услуг.
Льготная ставка 2% применяется к товарам первой необходимости (хлеб, молоко и другие продукты питания), а также газетам, журналам. По основной ставке 9% облагается широкий круг промышленных изделий, в том числе текстильных. Продукты питания и спиртные напитки, продаваемые через ресторан, а также бензин и нефтепродукты облагаются по ставке 18%. Самая высокая ставка применяется к предметам роскоши (меха, ювелирные изделия, спортивные автомашины. [1, с. 41]
Что касается предлагаемых ныне иных,
нежели снижение ставки НДС, путей ослабления
налоговой нагрузки на экономику, то
они, во-первых, находятся в русле
интересов хозяйствующих
Так, предлагается уменьшить налоговую нагрузку на экономику путем вычета входного НДС по капитальному строительству по схеме, применяемой к основному производству, т.е. в режиме реального времени, а не после ввода оборудования в эксплуатацию. Решение вроде бы разумное, однако его реализация: а) вряд ли в конечном счете снизит налоговую нагрузку на хозяйствующих субъектов (ибо им предлагается вернуть их же деньги, но лишь несколько раньше, чем это происходит сегодня); б) способна создать еще один канал занижения налоговой базы и ухода от налогообложения; в) чревата вышеупомянутым усложнением администрирования.
Не все так просто и с намечаемыми на 2006 г. однозначно прогрессивными, на первый взгляд, нововведениями, касающимися налога на прибыль; речь идет о задействовании амортизационной премии, беспрепятственном переносе убытков на будущее и полном учете затрат на НИОКР в издержках производства. «Интрига» в том, что основная доля данного налога поступает в бюджеты субъектов РФ, и обеспечить более или менее равноценное возмещение этим бюджетам доходов, выпадающих в связи с названными новациями, в нынешних условиях практически невозможно. Показательная аналогия здесь – печальный опыт с возмещением региональным бюджетам доходов, выпавших вследствие отмены с 2003 г. налогов, являвшихся источниками финансирования дорожных фондов: до сих пор проблема финансового обеспечения дорожного строительства в большинстве регионов не решена.
Одна из предлагаемых ныне мер –
отмена НДС как такового и введение
вместо него налога с продаж – вообще
неприемлема с экономической
и политической точек зрения. Для
полной компенсации потерь бюджета
в связи с отменой НДС
Как уже отмечалось, администрирование НДС сегодня заключает многие проблемы; конкретнее говоря, при его нынешнем уровне данный налог через три – четыре года может фактически исчезнуть и без замены его налогом с продаж. Так, вычеты НДС по внутренним операциям за последние четыре года выросли в 2,4 раза при увеличении соответствующих начисленных сумм лишь вдвое; в 2005 г. они достигнут 6 трлн. руб., составив 85,1% к начисленной сумме (соответствующий показатель 2001 г. – 79,5%). Возмещение НДС по экспортным операциям увеличилось в 2004 г. по сравнению с 2000 г. более чем втрое при росте самого экспорта лишь в 1,9 раза и достигло в прошлом году 325 млрд. руб.; в бюджете-2005 такое возмещение заложено в сумме 344 млрд. руб.
Подобное абсурдное положение
складывается в результате задействуемых
ныне алгоритмов возмещения не внесенных
в бюджет сумм НДС (в объеме сотен
миллиардов рублей); данные алгоритмы,
позволяют хозяйствующим