Налоговые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Реформирование экономики России, нацеленное на рыночные отношения, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому так важно правильное построение и четко функционирование налоговой системы России, в связи с чем обусловлена актуальность тематики курсовой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговые системы развитых стран.docx

— 268.70 Кб (Скачать файл)

В своем внутреннем планировании предприятия  ориентируются не на балансовую прибыль, а на некий сводный показатель накопления (который на разных предприятиях рассчитывается по разной методике), охватывающий, кроме балансовой прибыли, целый  ряд других форм, под которыми маскируется  реальная прибавочная стоимость, произведенная  на данном предприятии. Это, во-первых, часть реальных денежных накоплений, которые в балансе показываются как издержки: отчисления в амортизационные  фонды (точнее, их избыточная часть  по сравнению с реальным износом  оборудования), различного рода резервы, формируемые за счет начисления на издержки, и т.д. Во вторых, это нереализованный  прирост стоимости принадлежащих  предприятию активов: недвижимого  имущества, товарных запасов, пакетов  акций и т.д. В третьих, это находящиеся  в обороте предприятия средства, передача которых в пользу других лиц может быть задержана на более  или менее длительное время: суммы  налогов, по которым государством предоставлена  отсрочка; пенсионные фонды и фонды  привлечения к участию в капитале предприятия наемных работников, образуемого путем начислений на них заработную плату; временно освобождаемые  от налогов фонды накопления средств  на капиталовложения и т.д. Не все  эти фонды в одинаковой степени  выражают накопление предприятия; поэтому  фонды и суммы, перечисленные  в двух последних группах, должны учитываться с соответствующими поправочными коэффициентами.

1. Особенности налоговых  систем в зарубежных странах

1.1 Налоговая система  Канады

Уровни налоговой системы Канады. Налоговая система Канады в современных  условиях представлена на трех основных уровнях:

· федеральном (48% государственных  доходов);

· провинциальном (42% государственных  доходов);

· местном (10% государственных доходов).

Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог  с населения, причем доля его постоянно  увеличивается. За 1985–1994 годы доля подоходного  налога увеличилась на 45% (с 56580 млн. до 101943 млн. канадских долларов). Значительны  и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и налогов в  фонды социального страхования.

Налоговые источники доходов провинций  складываются из:

· подоходного налога с населения;

· налога с продаж;

· налога на прибыли корпораций;

· акцизов;

· налогов в фонды социального  страхования;

· налогов на дарения;

· рентных платежей;

· различных регистрационных и  лицензионных сборов.

Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения  и косвенные налоги. Налоговые  поступления местных бюджетов состоят  из налога на недвижимость и налога на предпринимательство. [6, c. 59–63]

В стране сложилась четкая система  налогового регулирования. Налоговая  политика разрабатывается отделом  бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов. Все  проекты выносятся на обсуждение – прежде всего в Палату Общин. Сбором налогов занимается Министерство национального дохода. Все возникающие  споры по вопросам налогообложения  разрешает Налоговый суд.

Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта – налог на прибыль.

Основополагающими актами в сфере  налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон  о страховании по безработице (системы  социального обеспечения).

Модернизация налоговой системы. Первым этапом модернизации налоговой  системы Канады стала налоговая  реформа, начатая в 1987 г. Она коснулась  двух основных доходных статей бюджета: подоходного налога и налога на прибыль. В дальнейшем был проведен радикальный  пересмотр системы косвенных  налогов. [25]

Подоходный налог. В соответствии с реформой 1987 г. в Канаде на федеральном  уровне стали действовать три  ставки подоходного налога вместо ранее  существовавших десяти, и в каждом регионе – свои местные ставки подоходного налога (Приложение 3, таблица 1, 2).

Были пересмотрены налоговые льготы, и часть из них отменена. Многие льготы переведены из налоговых скидок в разряд налогового кредита.

Таким образом, новая налоговая  система построена на одинаковом обложении доходов, независимо от их величины и формы вложения капитала, а также на обложении реальных величин доходов (индексация ставок и налоговых кредитов в соответствии с ростом потребительских цен).

Налог на прирост рыночной стоимости  активов. Большое значение в системе  подоходного налога с населения  имеет налог на прирост рыночной стоимости активов. Если ранее только половина этого дохода подпадала  под налогообложение, причем реальная ставка совокупного федерально –  провинциального налога равнялась 26%, то в настоящее время облагаемая доля расширилась до 75%, а реальная ставка налога на прирост рыночной стоимости возросла до 30%.

Налог на прибыль. Значимую роль играет налог на прибыль и связанные  с ним разнообразные налоговые  льготы, которые побуждают компании к рациональному использованию  основных и оборотных средств, внедрению  НИОКР, развитию деятельности в определенных районах и другим общественно  полезным мероприятиям.

Ставка налога на прибыль складывается из федеральной и провинциальной. Общая федеральная ставка – 28% (для  компаний обрабатывающей промышленности – 23%). [5, c. 60–65]

Основные налоговые льготы

Основные налоговые льготы для  корпораций включают:

· инвестиционный налоговый кредит;

· налоговый кредит на расходы НИОКР;

· ускоренные нормы амортизации;

· льготные условия налогообложения  стоимости активов;

· скидки на истощение недр и др.

Постоянно увеличивающийся дефицит  федерального бюджета привел к более  рациональному использованию налоговых  льгот, что прежде всего выразилось в сужении сфер их применения и  в уменьшении размеров. В 1987 г. были отменены инвестиционный налоговый  кредит и скидка на корректировку  товарно-материальных запасов.

Снижены нормы амортизации для  пассивной части основного капитала в горнодобывающей промышленности для бурового оборудования, рабочих  частей машин, рекламного оборудования.

Сохранены льготы на стимулирование регионального развития НИОКР. Инвестиционный кредит для атлантических провинций  составляет 15%, а для специально выделенной группы районов – 10%. Налоговый кредит на капиталовложения в НИОКР составляет 30% для всех компаний и 45% – для  обрабатывающего сектора в отдельных  районах.

Для стимулирования развития сельского  хозяйства и рыболовства также  предусмотрены меры налогового характера. Существуют три специальные льготы для компаний данных отраслей.

Цель одной из них – привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве. После смерти родителей  ферма, доля в семейной фермерской корпорации или семейном фермерском партнерстве  переходит к детям без необходимости  пожизненной уплаты налога на прирост  рыночной стоимости активов. Его  оплата откладывается до того момента, когда дети будут располагать  какой-либо другой собственностью помимо данной семейной.

Другая льгота состоит в праве  усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров и рыбаков  от резких колебаний доходов, свойственных данным отраслям.

Третья льгота связана с методом  исчисления дохода для фермеров и  рыбаков; дает возможность фермерам регулировать распределение доходов  по годам, уменьшать или увеличивать  сумму, оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.

Большое внимание в Канаде уделяется  стимулированию деятельности малого бизнеса.

К малым относятся компании с  годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл., с годовой прибылью меньше или  равной 200 тыс. долл., в которых занято меньше или 100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет 97% от числа  всех компаний. Основные сферы их деятельности – услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка – 12%. Правительство Канады возлагает большие надежды на малый бизнес как на возможность повысить уровень занятости в стране.

В налоговой системе преобладает  прямое налогообложение, в котором  основную долю занимает подоходный налог  с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает  налог на прибыль компаний.

Последние тенденции в развитии налоговой системы связаны с  расширением базы налогообложения  и снижением размеров ставок налогов  и направлены на сокращение дефицита федерального бюджета при сохранении возможностей воздействовать на экономические  процессы.

Налог с продаж. Налог с продаж по своей природе – это более  удобный механизм сбора доходов, чем подоходный налог. Действующий  налог с продаж имеет две характерные  черты:

· распространяется только на потребление, освобождая от налогов сам производственный процесс и тем самым не угрожая  внутреннему производству;

· опирается на более широкую  базу.

До 1991 г. федеральное правительство  полагалось на единую ставку федерального налога с продаж – 13,5%. Под этот налог  попадали и производственные ресурсы. Эта ставка распространялась на производителей и ее эффективное значение существенно  изменялось от продукта к продукту, завися от системы их распределения. Налог облагал внутреннее производство больше, чем импортные товары, примерно на одну треть. Половина доходов от этого налога полностью шла от налогообложения потребляемых в  производстве ресурсов, увеличивая стоимость  инвестиций в среднем на 4%. В небольшой  открытой экономике, которая характерна для Канады, эти факторы стали  основными препятствиями к росту.

Столкнувшись с недостатками федерального налога с продаж, федеральное правительство  в 1987 г. решило основные усилия направить  на реформу местного налога с продаж. Этот шаг правительства породил  предложение развивать и взимать  национальный налог с продаж по европейской  модели налога на добавленную стоимость.

Налог на товары и услуги. В 1991 г. был  принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога на добавленную стоимость налог  на товары и услуги в Канаде имеет  преимущество, которое выражается в  установленной единой ставке – 7%. В  то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты и оборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения и образования.

Налог на товары и услуги приносит стране значительный доход. В 1994 г. он составил 21087 млн. долл., или 7,7% от общего поступления  всех налогов. Более широкая экономическая  база и низкая ставка позволяют уменьшить  искажающее воздействие на рынок  и достигнуть наиболее эффективного распределения ресурсов.

Само по себе введение этого налога означало существенное улучшение налоговой  системы Канады, однако оно привело  и к дополнительным сложностям. Дело в том, что налог взимается  одновременно с провинциальными  налогами с розничных продаж. Два  налога существуют в сфере розничной  торговли параллельно, принося массу  неудобств продавцам, вынужденным  калькулировать два налога с разными  базами и приспосабливать к ним  систему бухгалтерского учета. С  другой стороны, это является стимулом к унификации системы провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным  налогом.

За исключением провинции Альберта и двух территорий, все провинции  взимают местные налоги с продаж.

С 1 апреля 1997 г. Нью Брансуик, Новая  Шотландия Ньюфаундленд объединяют свои местные налоги с продаж с  федеральным налогом на товары и  услуги («GST»). Комбинированная ставка равна 15% (7% – федеральная ставка и 8% – провинциальная). Объединенный налог включается в розничные  цены, но вся сумма уплаченного  налога отражается в чеке.

С 1 сентября 1996 г. в регионах Канады действуют следующие ставки налогов  с розничных продаж:

· Ньюфаундленд – 12%;

· Новая Шотландия – 11%;

· о. Принца Эдуарда – 10%;

· Нью Брансуик – 11%;

· Квебек – 6,5% (в Квебеке взимается  объединенный налог: провинциальный и  федеральный);

· Онтарио – 8%;

· Манитоба – 7%;

· Саскачеван – 9%;

· Британская Колумбия – 7%, называется «налог на социальные услуги»,им облагается потребление товаров и определенных видов услуг.

К определенным видам товаров и  услуг могут применяться другие ставки данного налога. Например, в  провинции Онтарио – стандартная  ставка налога – 8%, но для алкогольных  напитков, продаваемых в специализированных магазинах, ставка увеличена до 12%.

Влияние налоговой системы на экономические  процессы в стране. Налоговая система  Канады оказывает серьезное воздействие  на экономические процессы страны. В середине 1990-х годов налоговое  регулирование было направлено на стимулирование совокупного спроса, но первостепенное внимание все же уделялось государственным  расходам. В результате федеральное  правительство и правительства  провинций требовали причитающиеся  части важнейших налогов. Доля подоходных налогов в 1994 г. составляла около 45% всех налоговых поступлений (37% приходится на подоходный налог с физических лиц, 8% – на налог с корпораций); налоги на потребление – примерно 30%. Доля налогов, собранных в провинциях, относительно значительна (и в сборах подоходных налогов, и в налогах  на потребление). Бюджет провинции пополняется  более, чем на 100 млрд. долл. ежегодно (из них 40% приходится на долю подоходных налогов и почти половина на налоги на потребление).

Координация налогов. Большую роль в экономическом регулировании  играет координация налогов, которая  призвана способствовать:

· изменению роли провинций в  федерации;

· обеспечению политических компромиссов между уровнями правительства;

· увеличению интереса всех правительств к системе налога на доход как  к инструменту политики увеличения поступлений;

· улучшению системы распределения  дохода между индивидуалами с  целью продвижения экономического и социального развития.

Информация о работе Налоговые системы